Как стриминг стал миллиардным бизнесом — краткая история Twitch

Сегодняшний бизнес с миллиардной стоимостью активов — это не завод, который перекачивает нефть, и не алмазные копи. В 2014 году — это сервис для геймеров, позволяющий проводить прямые трансляции игрового процесса. Buzzfeed рассказал краткую историю Twitch, которая началась в 2010 году с нескольких встреч, одна из которых была с Гидеоном Ю.

Как всё начиналось

Бывший финансовый директор YouTube, который продал свой проект за $1,65 млрд корпорации Google, связался с офисом проекта Justin.tv (к тому моменту получившим $8 млн венчурных инвестиций). Последний представлял собой платформу для стриминга, изначально основанную, как стартап для прямых эфиров из жизни Джастина Кана, сооснователя сервиса. Появление кофаундера Гидеона Ю дало проекту толчок к новому развитию — на этот раз в сторону монетизации и окупаемости, чтобы не только проедать деньги инвесторов, но и зарабатывать.

Команда сооснователей Twitch

Команда сооснователей Twitch

Несколько встреч с инвесторами и разработчиками других крупных медиакомпаний убедили команду проекта реорганизоваться и создать 2 компании с разными стратегическими целями. Одной из них стал сервис стриминга видеоигр под названием Twitch, а второй – Socialcam, которая занялась созданием мобильного приложения для видеошэринга.

Сооснователь Justin.tv Эммет Шир за короткое время «дорос» из разработчика до менеджера, трансформировав проект в самый крупный стриминговый сервис, который заинтересовал даже саму Google.

Немного из жизни сооснователей Twitch

Шир и Кан ходили в школы для одарённых детей в Сиэтле. Успехи в математике и точных науках отличали Шира с детства (он даже логические коллективные настольные игры переделывал на свой лад). Во взрослой жизни они вместе оказались участниками студенческого проекта NASA и учились в Йеле. Первый стартап друзья запустили на последнем курсе университета – это было приложение-календарь под названием Kiko.

Шир в то время никак не отличался от обычных разработчиков. В иерархии проектов Кремниевой Долины должность Шира называлась «технический сооснователь»: его знания программирования дополнялись кем-то с хорошими навыками в маркетинге, продажах, и с умением продвигать продукт.

К моменту продажи первого своего проекта под названием Kiko за сумму около $250 тысяч Шир и Кан в полной мере решили стать предпринимателями. Шир в интервью BuzzFeed сознался, что к концу обучения был уверен, что хочет заниматься Интернет-бизнесом и создавать новые компании.

Встреча с Полом Грэмом

Кан и Шир свой следующий проект решили презентовать самому Полу Грэму, основателю Y Combinator. Объектом питча стал сервис, позволяющий распечатывать портативные физические книги из выбранного в Интернете контента. Грэм спросил дуэт предпринимателей: «Что у вас ещё есть?». И тогда стартаперы рискнули и предложили создание потокового сервиса, который бы 24 часа в сутки транслировал жизнь самого Кана — такой себе Интернет-аналог реалити-шоу. Идея выглядела совершенно безумно, но это безумие подкупило Пола Грэма, как ни странно. Встреча закончилась выписанным чеком на полсотни тысяч долларов.

Стартап получил название от имени Кана — Justin.tv. Вскоре предпринимателям позвонили из Amazon и попросили ограничить как-то объём потребляемого трафика, потому что потоковое видео чересчур нагружало серверы. Ограничение трафика означало бы сокращение числа пользователей и просмотров, поэтому стартапу пришлось задуматься о покупке собственных серверов.

На сегодняшний день у Twitch есть 15 собственных дата-центров со всей необходимой инфраструктурой. Ежемесячно сервисом пользуется 55 млн уникальных пользователей. Средняя продолжительность беспрерывного просмотра одним пользователем превышает полтора часа в сутки. Пиринговая сеть позволяет транслировать видео в высоком разрешении с одинаковой скоростью по всем странам и континентам.

Первый дата-центр Twitch

Первый дата-центр Twitch

Шир и другие топ-менеджеры проекта быстро сориентировались, что потоковое вещание интересует не трансляторов собственных будней, а активных геймеров. Видеоигры привлекали не только тех, у кого есть возможность самостоятельно играть на своих ПК и консолях, но и пользователей, которые любят смотреть, как играют другие. Проект Justin.tv начал расти именно за счёт трансляции игр, а сам Шир крепко «подсел» на Warcraft II и Starcraft и понял, что за игровым стримингом — будущее.

Разделение проектов

Другие сооснователи Кан и Сайбел заметили ещё одну интересную тенденцию: люди стали покупать всё больше смартфонов и смотреть на них видео, а значит, стали меняться и подходы к веб-интерфейсам и приложениям. В 2010 году команда Justin.tv решила разделить проекты и выпустить как мобильное приложение, так и отдельный сервис для «настольного» использования и консолей.

Было решено, что основной деятельностью стартапа через 6 месяцев станет та, которая привлечёт наибольшую и наиболее стабильную аудиторию. В 2010-м стартап Twitch начал работу, его официально представили в рамках игровой выставки E3 в 2011 году.

В процессе работы над Twitch Шир проявил хорошие качества управленца и организатора. В частности, он заметил, что для пользователей важнее всего качество, а сам сервис надо сосредоточить вокруг инструментов и возможностей для тех, кто создаёт трансляции. Именно организаторы стриминга и стали движущим фактором быстрого роста нового сервиса. Появились свои геймеры-звезды: один из мировых рекордов до сих пор принадлежит стримеру Cosmo Wright, который прошёл The Legend of Zelda: Ocarina of Time всего за 18 минут и 10 секунд.

Типичный день в Twitch

Типичный день в Twitch

За организаторами трансляций и стримерами потянулась аудитория. И года не прошло после запуска, как число зрителей трансляций на базе Twitch перевалило за 20 млн, а сам стартап запустил партнёрскую программу, позволяющую зарабатывать на стриминге. Концентрированная нишевая аудитория была «лакомым куском» для рекламодателей из игровой индустрии. Twitch из концепт-платформы стал мощным маркетинговым и монетизационным инструментом. Появились геймеры, которые стали зарабатывать на жизнь стримингом, потому что их трансляции смотрели одновременно десятки и сотни тысяч человек, а число рекламных показов в ходе трансляции позволяло конвертировать выплаты в партнёрской программе в реальные ощутимые деньги.

Уроки Twitch

Не всё в работе этой стриминговой платформы складывалось гладко. Только недавно команда проекта запустила инструмент для принудительного отключения лицензированной музыки в игровых видео, если на её использование не было явного согласия со стороны правообладателей. Мудрое решение, если учесть, как часто противостояние с правообладателями приводит стартапы к многочисленным судебным разбирательствам и финансовым проблемам.

Работа над совершенствованием Twitch научила руководителей проекта делегировать задачи, а не только ставить их и самостоятельно выполнять. По мере роста команды и числа задач Шир, к примеру, научился перераспределять зоны ответственности – любопытный путь превращения инженера-интроверта в экстроверта-мотиватора, управляющего командой из более чем 100 сотрудников каждый день.

Энтузиазм Шира в сочетании с активностью сообщества стримеров и профессиональных игроков дали свои плоды. Примерно через год такие крупные компании, как Activision-Blizzard, стали использовать стриминг через Twitch для трансляции своих официальных чемпионатов, и даже завели каналы на сайте. К примеру, настоящий всплеск популярности новинки Hearthstone был связан с возможностью демонстрировать турниры между командами и отдельными игроками в реальном времени.

Успехом Шира можно считать и тот факт, что он сумел заключить договор об интеграции стриминговых возможностей Twitch в Microsoft Xbox One и Sony PlayStation 4 – две самые популярные игровые консоли на рынке. Ещё он нанял команду рекламистов и менеджеров по продажам, чтобы продвигать рекламный потенциал сервиса. Собственные «продажники» всегда работают лучше, чем подрядчик на стороне, решил сооснователь стартапа — и не прогадал.

Сообщество пользователей продолжает расти за счёт популярных командных игр, просмотр чемпионатов по этим играм и таким феноменам игровой индустрии, как Minecraft или игровой марафон «Twitch Plays Pokemon». И хотя финансовый потенциал проекта уже перевалил далеко за миллиард долларов, Шир не слишком радуется: говорит, что впереди много работы, к тому же его проект не слишком отличается от видеохостингов — просто он не универсальный, а сфокусирован на видеоиграх.

Читайте также:

Хто такі V-тубери та чому V-тубінг — це тренд

Создатели vs. Инфлюенсеры

Анна Зенькова, Talk to Ri: «Мы хотим создать систему обучения, которая станет частью образа жизни, и при этом будет эффективной»

Называть людей «пользователями» неэтично и неактуально