.UA: от общего к частному

     С популяризацией Интернета растет и его роль в развитии бизнеса компании. Первым шагом на пути к использованию возможностей Сети является факт присутствия в виртуальном пространстве — регистрация доменного имени. Выход компании в Интернет подобен выходу в открытое море, когда во главу угла ставят надежность плавательной конструкции. И хорошо бы — под национальным флагом.

Развитие зоны .UA в целом демонстрирует повышение интереса к украинскому домену верхнего уровня. Однако если оценивать потенциал отечественного рынка, то темпы и количество регистраций в нем сегодня незначительны. Частично это результат общей неготовности, «завязанной» на недостаточное проникновение Интернета и консервативность мышления. А частично —следствие несовершенства существующих сейчас практик и неочевидной стабильности.В пользу эволюции.

Украинская система доменных регистраций является продуктом почти шестилетней эволюции. Начало формирования доменного пространства в нашей стране связано с образованием в 2001 году ООО «Хостмастер», открытием платных регистраций в .UA и COM.UA, а также возникновением института регистраторов. Появление пусть и одиозной структуры «Хостмастера», администрирующей домен .UA по договору с фактическим администратором зоны .UA Дмитрием Кохманюком, послужило хорошим катализатором.

Это очевидно, если вспомнить схему функционирования домена .UA, делегированного в 1992 году ICANN. Качественным эволюционным скачком можно считать переход от одноуровневой системы администрирования (единоличного управления доменом) к двухуровневой системе регистраций: «регистр — регистраторы — регистранты». В мировой практике институт независимых регистраторов, удостоверяющих факт делегирования домена, является для пользователя гарантом надежности, исключающим возможность злоупотреблений со стороны администратора.

Последний же, не занимаясь непосредственно регистрацией доменов, должен способствовать формированию условий аккредитации регистраторов, способных обеспечить равные права для всех компаний, гарантируя честную конкуренцию на рынке. В Украине сегодня действует более 125 компаний, получивших аккредитацию регистратора. И по данным директора ООО «Хостмастер» Татьяны Черненко, в нынешнем году наблюдается существенное увеличение числа новых регистраторов. Позиция «Хостмастера» в данном вопросе однозначна: регистраторов много не бывает.

Иные оценки у некоторых участников рынка: процедура аккредитации нуждается в ужесточении требований, предъявляемых к претендентам, ведь наличие неквалифицированных регистраторов способно дискредитировать сам статус регистратора. Во-первых, предоставлением услуг невысокого качества. Во-вторых, отсутствием реальной защиты клиентов на случай прекращения своей деятельности. В частности, речь идет о введении принципа имущественного ценза (как вариант — уплата страхового депозита) для будущего регистратора.

По мнению некоторых регистраторов, данное ограничение пошло бы на пользу рынку в целом, так как, с одной стороны, компания, инвестировавшая в получение аккредитации значительную сумму, никогда «не забудет» о своих клиентах. А с другой — вложенные деньги станут залогом в ситуации, когда регистратор по какой-либо причине не сможет обслуживать пользователей. Следовательно, последние смогут доверять системе, имеющей формализованные механизмы решения форс-мажорных обстоятельств.

Заметим, что сегодня «стоимость» аккредитации регистратора невелика. И повышать сумму разового взноса для претендента в регистраторы «Хостмастер» не планирует.  Как это работает сегодня За период становления доменной системы зона растет: постепенно увеличивается как число регистраций в публичных доменах, так и количество публичных доменов. Сегодня регистрации в национальной зоне осуществляются в 47 публичных географических доменах, в 7 доменах общего назначения и непосредственно в домене верхнего уровня .UA. Самым популярным и используемым публичным доменом второго уровня является COM.UA.

Также традиционно востребованными остаются ORG.UA и NET.UA. Но если в платных доменах общего назначения ежегодно регистрируется около 20–25 тыс. доменов, то число регистраций в домене верхнего уровня .UA за этот год составит всего 1,5 тыс. доменов (см. график ниже). Установленная в 2001 году Правилами домена .UA система позволяет регистрировать домены в .UA только владельцам торговых марок. Эта схема является серьезным «фильтром» с точки зрения регистрации доменных имен и характеризует зону .UA как закрытую. Если обратиться к логике происходящего, то обычно ограничение регистраций по торговым маркам устанавливается на период приоритетной регистрации, предшествующий «открытию» зоны. Этот период имеет четкие границы и назначение — защитить права существующих собственников торговых марок от вездесущих сквоттеров.

В украинской версии данное ограничение имеет собственную природу, не одинаково трактуемую разными участниками доменной системы. ООО «Хостмастер» считает такую меру однозначной защитой от киберсквоттинга. Регистраторы не так оптимистичны и в глубине души ожидают открытия зоны, своевременность чего, по их мнению, уже «перезрела». Подтверждением этого является тот факт, что от сквоттинга данная мера давно не защищает. Более того, украинские сквоттеры в соответствии с Правилами домена .UA «сквотят» торговые марки — регистрируют ТМ в любом классе под определенные домены.

И зачастую в «оперативном режиме», за несколько месяцев, с нарушением фактической процедуры регистрации. Кстати, пользователь должен понимать, что правомерность регистрации такой ТМ можно при желании оспорить в суде. Что же касается оценок сквоттинга в нашей стране, то исследовать этот вопрос сегодня нереально. Но по словам коммерческого директора компании-регистратора «Колокол» Петра Власенко, в Украине, к сожалению, уже несколько лет наблюдается активизация данного явления.

Особенности национальной доменной системы

Процесс реформирования украинской доменной зоны «застыл» в неком промежуточном состоянии. Реформы, которые начались в 2001 году, не были доведены до логического завершения. Именно этот факт, по мнению специалистов, периодически приводит к возникновению напряженности в отношениях «регистр— регистратор — регистрант». Участники рынка доменных регистраций акцентируют внимание на том, что до конца не был реализован принцип разделения административной и технической функций в рамках действующего регистра. А на этом принципе зиждутся прозрачность процедур администрирования, которой жаждет рынок, и возможность влиять на принятие решений.

Это дает регистратору уверенность в оптимальном функционировании доменной системы, а значит, и возможность гарантировать пользователю сервис прогнозируемого качества и характера. Cреди минусов системы также называют практически не прописанные в действующих Правилах права регистранта и регистратора (отсутствует исчерпывающий перечень причин отказа регистратору в аккредитации). По мнению директора компании-регистратора «Имена.ua» Павла Блоцкого, Правила несовершенны с точки зрения полноты описания ключевых операций, производимых с доменом и необходимых регистратору (отсутствие детального описания процедуры трансфера).

Кроме того, они не регламентируют функционирование доменных зон ниже .UA. Требует оптимизации также техническая база регистра. Так, по мнению директора компании-регистратора Iname.ua Любомира Гайдамаки, в Украине не используются стандартные протоколы взаимодействия регистра и регистратора.

Соответственно регистратор не может использовать стандартное ПО и многие операции вынужден выполнять вручную, что приводит к задержкам в обслуживании клиентов, а также чревато проблемами в сфере безопасности. Добавим, что в рамках Интернет Ассоциации Украины разработан проект новых Правил администрирования домена.

Как сообщил один из авторов этих Правил, член правления ИнАУ Александр Ольшанский, проект был поддержан большинством представителей интернет-сообщества (см. «Рынок требует определенности», ТЕЛЕКОМ № 6/2006).

Сто раз отмерь — один раз зарегистрируй

Принимая во внимание реалии администрирования зоны .UA, регистрация в ней имени потребует от компании, во-первых, выбора хорошего патентного поверенного, способного застраховать от возможных неприятностей на этапе регистрации ТМ. Во-вторых, следует выбрать регистратора «с именем» — опытом стабильной работы и хорошей репутацией.

Он способен оказать ряд необходимых консультаций, в том числе помочь определить, какой домен лучше выбрать, так как при регистрации домена под конкретный проект лучше продублировать такой же домен в некоторых популярных зонах второго уровня — во избежание потенциально возможного шантажа в будущем. Если домен «раскручен», надо, чтобы регистратор «не забыл» вовремя напомнить об истечении срока делегирования.

В противном случае домен «уведут» сквоттеры и компания понесет убытки. Важно обратить внимание на договор с регистратором, где должны быть оговорены все права и обязанности сторон. Одним из принципиальных моментов договора является указание персоны, прописанной в контактных данных (admin-c) регистранта. Возможны два варианта: либо непосредственно пользователь, либо регистратор. В первом случае нужно понимать, что эти данные будут публично доступны в базе данных WHOIS. А это грозит рядом проблем с использованием персональных данных (спамом, фишингом и пр.). Во втором случае эти проблемы лягут на плечи регистратора.

Но клиент должен настоять на четком обязательстве регистратора сменить запись admin-c регистратора на контактные данные клиента по первому требованию. Свои особенности имеет также регистрация доменов в частных доменных зонах (BIZ.UA, TM.UA, CO.UA). Здесь регистрант должен понимать разницу между публичным и частным доменом. За публичным стоит административная иерархия ICANN, гарантирующая надежность. За частным — частное лицо или компания, владелец ТМ. Следовательно, стабильность работы такого домена подкреплена лишь его репутацией.

И ни в коем случае не следует регистрировать домен на чужое имя или на имя сотрудника компании, поскольку именно тот, чье имя внесено в базы данных WHOIS или регистратора, и будет впоследствии считаться владельцем.

Источник: журнал “ТЕЛЕКОМ” №12/2006
ИД СофтПресс, http://www.ht.ua

Читайте также:

Кто выживет в новостном Апокалипсисе

12 пунктов, которые надо учитывать при выборе доменного имени

Другая журналистика — история изменений The New York Times

Без времени — почему производитель умных часов Pebble готовится к продаже компании