В Украине нет электронной коммерции

Начну с провокационного заявления: интернет-коммерции в Украине практически нет. Чтобы понять, почему я так говорю, нужно разобраться в терминологии. То, что мы понимаем под интернет-коммерцией, как правило, ею не является.

 
Когда вы выбрали товар в интернете, потом вам его привез курьер, и вы за него заплатили – это обычная торговля по каталогу. И нет разницы, представлен каталог в виде бумажной книжки, электронной витрины или еще как-нибудь.

Суть электронной коммерции заключается в том, что между покупателем и продавцом дистанционным образом возникают взаимные обязательства. Например, продавец уже списал (или заблокировал) деньги с платежной карточки покупателя, и после этого доставляет ему товар. Таким образом продавец и покупатель уже не могут отказаться от этой сделки без каких-то потерь для себя.

Электронная коммерция сильно сокращает издержки, что делает покупку более выгодной. Но для того чтобы сократить эти издержки, нужно законодательно закрепить ряд механизмов, связанных с возникновением обязательств между продавцом и покупателем. К сожалению, согласно украинскому законодательству, нельзя предъявить в качестве доказательства в суде галочку, поставленную вами на каком-то сайте.

Когда вы выбрали товар в интернете, потом вам его привез курьер, и вы за него заплатили – это обычная торговля по каталогу. И нет разницы, представлен каталог в виде бумажной книжки, электронной витрины или еще как-нибудь

Именно поэтому мы ожидаем принятия закона об электронной коммерции. У него есть две основные задачи. Первая – сделать так, чтобы покупатель мог защитить права потребителя независимо от того, каким способом был приобретен товар или услуга. Вторая задача – законодательно приравнять письменные договоры к договорам, заключенным посредством электронных коммуникаций. При этом применение электронной цифровой подписи нецелесообразно, так как в большом количестве мелких транзакций ее механизм слишком сложен для потребителя. Мировой опыт подсказывает, что им практически не пользуются.

Кроме двух основных, есть ряд вспомогательных задач. Например, согласно директиве ЕС, должна существовать норма двойного акцепта. То есть вы не можете одним нажатием мышки принять на себя какие-то обязательства. Всегда нужно сделать минимум два действия: сначала согласиться, а потом подтвердить свое согласие. Это исключает риск совершения случайной покупки.

Потенциал электронной коммерции гораздо больше, чем обычная покупка товара в интернете. В большинстве стран мира под этим понимают также заключение сделок между предприятиями и сделки, в которых одной из сторон выступает государство. Кроме того, в некоторых случаях в электронную коммерцию входят и транзакции между частными лицами. Закон «Об электронной коммерции» должен законодательно урегулировать подобные отношения.

(для Forbes.ua)

Читайте также:

Политическое расфрендживание

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Сергей Замикула, LEKORNA: «Рынок эко-продуктов растёт с каждым годом»

Александр Ольшанский: «Для частного инвестора ICO — это возможности, которых раньше не было»