Думать как венчурный капиталист, поступать как предприниматель — уроки Джейсона Мендельсона

Джейсон Мендельсон (Jason Mendelson) — управляющий партнер в Foundry Group, один из топ-менеджеров фонда, который занимается посевными инвестициями в проекты на ранней стадии, бизнес-тренер, который превращает идеи в компании; а ещё — человек, который сформировал собственную философию предпринимательства и поиска инвестиций. Что же он рекомендует новичкам в инновационном предпринимательстве?

О мотивации, чтобы стать предпринимателем

Стать инвестором и предпринимателем он решил тогда, когда понял, что у него есть уровень экспертизы, который может оказаться полезен другим, Мендельсон успел побыть инженером-программистом, СОО, юристом, — целая «корзина» навыков, из которой можно выбирать подходящий инструментарий и применять в той или иной ситуации. Часть работы Мендельсона на сегодняшний день — это менторство, им он увлекался задолго до того, как стал частью команды венчурного фонда. Инвестор и предприниматель похожи: они помогают создавать новые рабочие места, воплощать идеи и преумножать капитал.

О том, как преодолеть проблему поиска инвестиций в самом начале

Перво-наперво Мендельсон рекомендует понять, что вы — не первые и не единственные, с кем происходят трудности в поиске капитала. Первым шагом для вас должен стать поиск ментора, который ранее уже привлекал средства для других компаний или проектов. Или же надо найти инвестора, которого можно привлечь как ментора, даже если он не собирается вложить деньги в ваш проект, и который будет честен в своих мотивах и причинах советовать вам те или иные шаги, без корыстного интереса к результатам.

Даже несмотря на то, что у большинства предпринимателей поначалу есть блестящие идеи и много энергии для поиска новых решений, они далеко не всегда понимают, как не допускать банальных ошибок менеджмента и принятия решений. А такие ошибки чаще всего и отпугивают инвесторов. Именно поэтому стоит искать инвестора, который дружественно настроен к вам.

О том, как правильно питчить проект / продукт венчурному капиталисту

Самое главное правило — быть готовым. Для предпринимателя это означает о своей компании знать совершенно всё. Почему ваша идея преуспеет, почему ваш продукт нужен рынку, как такая разработка или идея может изменить мир, почему именно вы преуспеете в роли создателя и предпринимателя с этой идеей — на все эти вопросы венчурный инвестор ищет ответы в первую очередь. Если есть чёткие формулировки на ранней стадии проекта, выше шанс, что такой стартап заинтересует инвестора и привлечёт средства. Никакая красивая презентация, в которой полно «воды» и маркетинговых планов, этого не сделает.

Также приготовьтесь отвечать на множество вопросов и к тому, что вас будут постоянно перебивать. Венчурный инвестор, который по-настоящему в вас заинтересован, уже проделал «домашнюю работу»: изучил ваши материалы, рынок, презентацию на сайте и все те красивые фразы, которые вы понаписывали. Им не нужно слушать это всё снова, их интересует что-то новое, о чём они ещё не знают.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как венчурный инвестор определяет «курицу, несущую золотые яйца»

В каждом стартапе при правильном подходе может скрываться «лоторейный билет» — более того, хорошо, если и сам предприниматель так воспринимает свой проект как лоторейный билет. Да, в стартапе вас ждём много упорной работы и необходимости учиться, но и элемент везения никуда не пропадает.

По словам Мендельсона, каждая встреча с предпринимателями для него — повод сразу подумать о 2 вещах. Первое: а в восторге ли он сам как венчурный инвестор от предлагаемой идеи? К примеру, лекарство от простуды вряд ли заинтересует Мендельсона: он — гик и любитель программ и «железа», а не поклонник науки и изысканий в этой области. И второе, что интересует Мендельсона на самом деле — возможно ли работать с предпринимателем напрямую. Среднестатистический брак в США длится чуть меньше 8 лет. Среднестатистические взаимоотношения инвестора и предпринимателя могут продлиться до 10 лет. Как видите, это даже ответственнее, чем женитьба. А значит, єти «отношения» должны обходиться без посредников и «помощников».

О ключевых компонентах успешного стартапа

Таких компонентов, по мнению Мендельсона, насчитывается несколько. Начните с того, что у вас должно быть поменьше ожиданий, побольше честности, прозрачности, трудолюбия, уважения. Последнее особенно важно: это — не какая-то само собой разумеющаяся вещь, уважение к другим и к себе надо вырабатывать постепенно. Также важна культура в компании, и чтобы её добиться и сформировать такой, какая вам нужна, надо крайне тщательно выбирать сотрудников при найме с самого начала. Ни разу Мендельсон за свою карьеру венчурного инвестора не встречал успешного стартапа, у которого была бы плохая внутренняя культура и низкие стандарты.

С точки зрения тактики, главная задача CEO — не выбиться из бюджета, не допустить появления в компании «пустой кассы». Именно потому не спешите ездить на горнолыжные курорты, сорить деньгами и плевать на конкурентов — за всем надо следить, не избегать трудностей и не закрывать глаза на уже имеющиеся проблемы с управлением, принятием решений или отношением клиентов. Совокупность всех этих компонентов — ваш залог успешного развития стартапа.

Что стоило бы знать как можно большему числу предпринимателей

Речь идёт не только об изучении рынка, ситуации с конкурентами, деньгами, поиск ответов на то, что «цепляет» внимание (и кошелёк) инвестора. Стоит знать о том, какой политики придерживается выбранный фонд относительно профинансированных стартапов. Не только венчурным инвесторам надо знать всё о стартапах — стартапам тоже не помешает знать побольше о венчурных инвесторах, о том, как капитал попадает в руки к теми или иным компаниям, как принимаются решения и к каким результатам приводят.

В большинстве случаев в случае проблем между фондом и стартапом вина за эти проблемы лежит именно на фонде и венчурном инвесторе; не меньше половины из них — вообще неприятные люди. Онако это не отменяет тот факт, что вам стоит изучить особенности рынка и работу экосистемы венчурного капитала раньше, чем погрузиться в поиски первых посевных инвестиций.

Почему фонд инвестировал в те или иные компании

Когда в портфолио много крутых компаний, всегда возникает вопрос, как фонд сумел добиться такого. Дело в том, что помимо крутой идеи, всегда интересны ещё и данные — насколько данные достоверны, насколько этот продукт захватывает, включается интеллект и обдумывание решений.

Выбор того, в какой проект или идею вложить инвесторские деньги, чем-то похож на выбор того, кого позвать на свидание и с каким чувством с этого свидания выйти. Первые 2 свидания могут пройти великолепно, но на третьем ты начинаешь задавать себе вопросы: «А захочу ли я дальше проводить время с этим человеком? А нравится ли мне его / её отношение к другим людям?» Ответы на все эти вопросы — тот ключ, который определяет ваше дальнейшее решение о том, что и как делать с выбранным человеком (или не делать вообще). Со стартапами происходит что-то похожее. Ответ на вопрос «почему» лежит в плоскости рассудка и эмоций одновременно.

О том, как принимается решение продать стартап или сохранить инвестирование

Говорят, что стартапы покупают, а не продают — частично в этом есть правда. Оставить компанию в пуле финансирования или отказаться от неё и прекратить сотрудничество между стартапом и фондом — всегда непростое решение. Именно потому быть участником совета директоров — не так просто, как может показаться. Отказ от финансирования чаще всего происходит в одном случае — стартап полностью потратил все деньги из первого раунда и ничего не смог заработать.

Отказ от дальнейшего инвестирования в других ситуациях возможен только в тех случаях, если вы видите, что всё возможное вы уже сделали, других шагов уже не осталось, и вы с чистой совестью можете закрыть проект. Честность с самим собой — важное умение для инвестора (впрочем, и для предпринимателя тоже).

По материалам MaveriqsAcademy