Приготовьтесь к небоскрёбам из дерева

Современный мегаполис невозможно представить без небоскрёбов. Постройки внушительных размеров заполняют бизнес-районы большинства крупных городов мира. Мы привыкли жить среди них, но готовы ли мы к небоскрёбам из нового, или хорошо забытого старого, материала – дерева?

wood

На смену металлу

На строительство 100-этажного Центра Джона Хэнкока, продолжавшееся в Чикаго с 1965 по 1970 год, потребовалось почти 2 268 тонн алюминия – такого количества металла достаточно для того, чтобы собрать 96 туристических автобусов. Спустя 5 лет инженеры смогли построить нечто более грандиозное: 110-этажный Сирс-тауэр (с 2009 года – Уиллис-тауэр), небоскрёб высотой в 442,1 м, на строительство которого было использовано уже 79 832 тонны стали. Чикаго всегда имел репутацию города металла и бетона, но последняя инициатива обещает представить новый материал не только для небоскрёбов города, но и для высоток всего мира – дерево.

На участке вдоль городской реки архитекторы Чикаго планируют разместить новый вид высотной конструкции, полностью построенной из дерева. River Beech Tower – 80-этажное здание из бука, светлый силуэт которого эффектно вырисовывается на фоне мрачного тусклого горизонта Чикаго. Концептуальное здание ещё не построено и, возможно, никогда не будет. Это часть продолжительного исследовательского проекта Кембриджского университета, архитекторов из Perkins+Will и инженеров из Thornton Tomasetti, главная цель которого – ответить на вопросы о том, как инженеры и архитекторы могут воплотить в жизнь массивное деревянное построение.

Проект River Beech Tower в Чикаго

Проект River Beech Tower в Чикаго

River Beech – всего лишь одна из многих амбициозных идей, появившихся за последние пару лет:

  • дизайнеры предложили схему такого же высокого деревянного небоскрёба в Лондоне – Oakwood Tower;
  • в Стокгольме в работе находятся планы строительства 133-метрового жилого здания – самого высокого в городе;
  • фирма Захи Хадид (Zaha Hadid) выиграла конкурс на строительство деревянного стадиона в Англии.

Дерево тогда и сегодня

Эпоха древесины официально началась, по мере её распространения изменится внешний облик наших городов:

«– Я всегда считал, что каждое направление в архитектуре появлялось на фоне структурных инноваций», – говорит Майкл Грин (Michael Green), архитектор из Ванкувера, который недавно завершил Т3 – 7-этажное здание в Миннеаполисе, на сегодняшний день считающееся самым высоким деревянным зданием в США.

Конечно, дерево не ново. До конца ХІХ века древесина оставалась главным строительным материалом. Положение дел изменилось после серии безжалостных пожаров, которые прошлись по американским городам, подтвердив опасность высокой воспламеняемости дерева. Неприятности подвигли архитекторов на поиск новых материалов, таких как сталь и бетон.

Последние инновации вернули популярность дереву. Специалисты изобрели кросс-ламинированную древесину, разновидность сверхпрочной дихта-фанеры (создаётся путём склеивания нескольких кусков, чтобы сформировать слоистый композит), которая по прочности не уступает стали. Этот материал в сочетании с точными цифровыми процессами производства, такими как CNC-фрезерование, позволяет архитекторам возводить древесные конструкции таких высот, которые невозможно было представить столетие назад. Экологические свойства дерева делают его ещё более привлекательным для нового строительства.

Сегодня самым высоким деревянным зданием в мире является 18-этажное общежитие Brock Commons в канадском Ванкувере, которое открылось в июле этого года. Внешне оно похоже на любое стальное или бетонное сооружение: квадратная прямоугольная рамка, построенная из деревянных модулей, которые крепятся, как громадный конструктор LEGO. Благодаря примеру Brock Commons стало понятно, что древесина может использоваться для создания высотных зданий. Роберт Джексон (Robert Jackson), инженер-строитель из Fast+Epp, работающий над этим проектом, считает Brock Commons примером использования знакомого продукта на недостижимой ранее высоте, при более быстром темпе и более выгодных экономических условиях строительства.

brocktallwood

Уже завершённое деревянное здание Brock Commons, Ванкувер (Канада)

Майкл Реймидж (Michael Ramage), глава Center for Natural Material Innovation при Кембриджском университете и главный инженер вышеупомянутого River Beech Tower и Oakwood Tower, говорит, что Brock Commons представляет собой первый шаг к открытию нового потенциала древесины:

«– Каждый раз существует целая история, которую можно наблюдать при смене основного строительного материала. Мы всегда продолжаем копировать известный материал, пока не осваиваем новый».

Так происходило со сталью, железом и бетоном. Реймидж полагает, что архитекторы будут использовать свойства дерева, чтобы придумывать новые формы.

Древесина — материал будущего?

Древесина, лёгкая и прочная одновременно, подходит для высоких зданий, которые должны выдерживать свой собственный вес. В то же время, она не настолько крепкая как сталь или бетон, что сокращает высоту, на которую она может «вырасти». По этой причине River Beech Tower в Чикаго фактически представляет собой два узких здания, которые соединены посредине атриумом из пересекающихся диагональных балок. Эти балки соединяются с сотовидными блоками на фасаде, который несёт на себе основную нагрузку здания. «Мы позволяем материалу “рассказывать”, каким будет дизайн строения», – поясняет Тодд Снапп (Todd Snapp,) один из партнёров Perkins+Will, который работал над проектом.

По утверждениям Кевина Фланагана (Kevin Flanagan) из PLP Architecture, фирмы, которая спроектировала Oakwood Tower в Лондоне, с древесиной можно создавать более простую и понятную архитектуру. Фланаган ведёт новый проект в Голландии — The Lodge, который наглядно демонстрирует его точку зрения. 130-метровая башня представляет собой стеклянный гиперболоид, «обёрнутый» в ряд деревянных балок. В верхней части здания балки тонкие и элегантные; ближе к земле они утолщаются, наподобие ствола дерева.

Идея строительства The Lodge, River Beech Tower и Oakwood Tower технически осуществима, хотя и не совсем практична. Всё ещё продолжаются исследования по безопасности и стоимости конструкций. Многие инженеры скептически относятся к инвестированию в новые экспериментальные формы. Архитектура не меняется за одну ночь, а городские ландшафты преобразуются ещё медленнее. Но даже если архитекторам для создания новых форм потребуются годы, их амбиции служат не менее важной цели: они показывают, что можно создавать уже сегодня.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Источник: Wired