Виктор Велла и Макс Фрай — об истории создания первого украинского медиа-агрегатора

Вы наверняка уже пару раз натыкались на этот сайт — но не понимали, зачем вам нужен «ещё один проект про новости». Мы привыкаем к определенному источнику информации (СМИ, лидеру мнений, сотруднику и т.д.), доверяем исключительно ему — и не воспринимаем ничего извне. При этом все мы знаем, что полезно услышать хотя бы несколько точек зрения, но моментально возникает отговорка: «Нет времени мониторить». Украинские разработчики решили исправить эту ситуацию — и запустили агрегатор новостей из онлайн-СМИ, блогов и соцсетей. О проекте  ZMIYA рассказывают его создатели, Макс Фрай и Виктор Велла:

— Как возникла идея создания ZMIYA?

Макс Фрай (М.Ф.): Получение новой и актуальной информации — одна из основных потребностей человека. В момент начала революции в Украине мы понимали, что людям нужен простой и быстрый доступ к событиям с освещением разных точек зрения. Отсюда вытекает одна из идей названия сайта — ЗМІя. Каждое издание и автор придерживаются конкретной (или нужной им) точки зрения. Мы решили сделать сервис, который будет собирать максимально полезную информацию из как можно большего количества источников, что позволило бы людям ориентироваться в политической ситуации страны.

— Сложно ли запустить свой проект в Украине? С какими трудностями пришлось столкнуться вам?

М.Ф.: Украина сейчас является очень хорошим местом для продвижения новых идей. По правде говоря, очень мало проектов реализовано для нашей аудитории: рынок относительно мал. Да, вы можете придумать гениальную идею, и даже, воплотить её, но отклик будет в разы меньше, чем у аналогов из других стран. Последний год-полтора ситуация улучшается. Этому способствует обучение населения новым технологиям, распространение интернета (особенно 3G). Основная сложность — приучить человека к чему-то новому, к новой подаче. Люди десятками лет смотрят конкретные каналы с конкретными программами новостей, читают конкретные газеты. На ZMIYA мы пытаемся показать пользователю, что его возможности гораздо шире. Сейчас основная цель — достичь максимального использования всех разделов сайта.

Макс Фрай

Макс Фрай

— При разработке вы привлекали инвесторов или использовали свои собственные средства?

М.Ф.: Не привлекали. Инвесторы — это всегда обязанности. У нашей же команды было и есть конкретное видение того, что мы хотим сделать, и каким оно должно получиться в итоге. Вообще, советую всем по возможности не увлекаться идеей поиска бюджета для проекта. Попытайтесь сделать минимальный работающий прототип идеи, запустите её, и только потом посмотрите на сложности проекта и оцените потребность инвесторов. Может возникнуть такая ситуация, что в итоге вы получите совсем не то, чего изначально хотели, потому что на протяжении всего пути развития вам будут указывать – что и как делать.

— Ваш сервис предназначен в первую очередь для журналистов и «лидеров мнений», которые стремятся держать руку на пульсе последних событий. Планируете ли в будущем расширять аудиторию?

М.Ф.: Да, изначально сервисом пользовались люди, для которых поиск и оценка информации являются одной из составляющих их работы. Сейчас сайт хорошо проиндексирован поисковыми системами, благодаря чему на него попадают люди совершенно разных возрастов и интересов. Мы часто отслеживаем распространение информации с сайта по новостным сетям, и можно с уверенностью сказать, что проект постепенно обрастает новой аудиторией, для которой ZMIYA становится стартовой страничкой, и где они получают представление о повестке дня.

[aesop_parallax img=”https://www.imena.ua/blog/wp-content/uploads/2015/12/Screen-Shot-2015-12-03-at-1.02.38-PM.png” parallaxbg=”off” captionposition=”bottom-left” lightbox=”on” floater=”on” floaterposition=”left” floaterdirection=”up”]

— Расскажите об источниках своего вдохновения: книги, стартапы, подкасты, спикеры и т.д.

М.Ф.: Когда делаешь любимую работу, искать мотивацию не особо нужно. Иногда я сидел над проектом по 15 часов пару дней подряд, и это приносило исключительно удовольствие. Ради этого стоило бросить основную работу и забыть об ужасах офисов. А вообще, очень приятно встречать на улицах людей, которые узнают, спрашивают по поводу ZMIYA, благодарят и говорят, что каждый день используют. Не скажу, что какие-то личности или проекты особо влияют на разработку. Всегда нужно иметь свое видение, свой особый «стиль», создавать новое и находить необычные варианты решений проблем.

Виктор Велла (В.В.): ZMIYA — это проект, который делался в первую очередь для себя. Каждый день, анализируя тысячи новостей и публикаций в социальных сетях, мы мечтали о сервисе, который позволит автоматизировать этот процесс. Сама мысль о возможности создания подобного сайта и была главным мотиватором и источником вдохновения в дальнейшем.

— Есть ли у вас амбиции стать украинским аналогом BuzzFeed?

В.В.: Нет. Мы не собираемся становиться чьим-либо аналогом. У нас свой путь развития, и ориентироваться мы будем в первую очередь на потребности нашей аудитории. Да и в принципе о существовании BuzzFeed узнали только что из Вашего вопроса.

[aesop_parallax img=”https://www.imena.ua/blog/wp-content/uploads/2015/12/Screen-Shot-2015-12-03-at-1.04.12-PM.png” parallaxbg=”off” captionposition=”bottom-left” lightbox=”on” floater=”on” floaterposition=”left” floaterdirection=”up”]

— Ваш сервис предлагает возможность стать автором блога. Им может стать кто угодно?

В.В.: Да, конечно. Любой желающий может попробовать свои силы в написании текстов. Редакция постоянно мониторирует все блоги, и лучшие выводятся на главную страницу.

— Расскажите о своей команде: Полностью ли она сформирована на сегодняшний день? Есть ли открытые вакансии?

В.В.: Открытых вакансий, к сожалению, нет. Мы привыкли получать кайф от того, что делаем, и поэтому у нас в команде всего 4 человека. Все ребята давно знают друг друга, и никто никого не напрягает. Ключевые решения тоже принимаем вместе.

Виктор Велла

Виктор Велла

— С момента запуска сервиса ZMIYA прошло несколько месяцев. Добились ли вы поставленных целей? Что бы хотели изменить? Поделитесь планами на ближайшее будущее.

В.В.: На сайте каждый день что-то меняется. Изначально мы ставили перед собой задачу — за полгода выйти на посещаемость в 30-40 тыс. уникальных посетителей в день и… справились с ней в первый же день запуска. Сейчас будем и дальше прислушиваться к мнению активных пользователей и, исходя из этого, вносить необходимые изменения на сайте. Так же подготовили интересный эксперимент к Новому году, который анонсируем уже в ближайшее время.