Sharing-экономика закрепилась в современном мире надолго, что бы ни утверждали противники изменений. Такси и аренду жилья или снаряжения уже можно легко заказать, объединившись с другими пользователями, – то же касается и междугородних поездок. Лидером райдшеринга (от англ. «ride» – поездка) на европейском рынке выступает BlaBlaCar – этот сервис пришёл и в Украину, поглотив в своё время местный стартап «Подорожники». Редакция Блога Imena.ua расспросила Алексея Лазоренко, создавшего тех самых «Подорожников», а сегодня – руководителя BlaBlaCar в Украине, какие изменения ожидают сервис в ближайшем будущем, и как совместные поездки влияют на развитие общества в целом.
— BlaBlaCar на сегодняшний день стал самым популярным способом поиска попутчиков в Украине или у вас есть конкуренты?
На рынок Украины BlaBlaCar вышел в феврале 2014 года, купив компанию «Подорожники», которую несколькими годами ранее я основал со своими друзьями и которая на тот момент была самой успешной в сфере райдшеринга. До этого у нас было некоторое количество конкурентов. После слияния, в течение буквально пары месяцев, мы – я имею ввиду BlaBlaCar – стали безоговорочным лидером. Причина не в том, что какие-то из конкурентов были слабыми или неудачными (хотя некоторые из них именно такими и были), а в том, что BlaBlaCar превосходил их по своим возможностям — как экспертным, техническим, так и финансовым, что очень важно. Эти ресурсы компания вкладывала в маркетинг и партнёрские программы.
По сути, сегодня все райдшеринговые компании, которые действуют на рынке Украины, нам не конкуренты и скорее притворяются, чем реально существуют. Я ни в коем случае этому не радуюсь. Просто так сложились обстоятельства. Без активного маркетинга, требующего финансовых вложений, активную пользовательскую базу не собрать, потому что предложение о поездке – вещь «скоропортящаяся». Нужно непрестанно подталкивать и водителей и пассажиров к пользованию сервисом, до тех пор пока на сайте не соберётся критическая масса пользователей. И только потом начинается органика и виральный экспоненциальный рост.
— Насколько динамично растёт число пользователей, какие регионы лидируют по темпам использования BlaBlaCar в Украине?
К сожалению, мы не раскрываем данные по отдельным странам и регионам. Могу сказать, что сегодня в Украине нашим сервисом уже воспользовались сотни тысяч человек. Восточная Европа (Украина, Россия и даже Беларусь, где мы ещё официально не представлены) один из самых быстроразвивающихся регионов для BlaBlaCar. Особенно популярны направления между крупными городами – Киев, Львов, Одесса и т.д. Всего в мире в сообществе попутчиков BlaBlaCar сегодня более 20 млн человек. Ежеквартально более 10 млн человек совершают поездки с помощью нашего сервиса.
— Вы упомянули о маркетинговых технологиях. Какие именно рекламные форматы используете для продвижения проекта? И от каких получаете наибольшую отдачу?
Как я уже сказал, без маркетинговых активностей, мы, конечно же, обойтись не могли. Использовали и используем самые разные каналы онлайн-маркетинга, от рекламы в социальных сетях, до контекста и дисплейной рекламы. Одни из наиболее эффективных каналов для роста – это партнёрские программы с крупными игроками отрасли: «Яндекс», Google, Mail.ru, «ВКонтакте», Facebook и т.д. Например, предложения наших водителей интегрированы в поисковую выдачу большого количество сервисов, которые продают билеты на поезда, автобусы и даже самолеты. Из крупных могу озвучить, например, «Яндекс.Расписание» и Tickets.ua (ж/д и автобусный разделы).
Также при построении маршрута на «Яндекс.Картах» водителю будет предложено воспользоваться сервисом BlaBlaCar, чтобы компенсировать расходы, если его маршрут более 100 км. Такие естественные партнёрства работают просто великолепно, и тут мы наблюдаем настоящий win-win-win. Уделяем также внимание PR. Выделить какой-то из каналов не совсем корректно. Все каналы работают эффективно в кооперации с прочими.
Что касается «сарафанного радио», то в начале его влияния почти не было, ещё год-полтора назад. А сейчас «шум» вокруг нашей компании приобрел грандиозные масштабы. Большая часть новой аудитории приходит по органике, виральность сервиса уже превалирует над маркетингом с точки зрения роста. Люди очень активно советуют нас своим друзьям, родственникам, «френдам» в социальных сетях и т.д. Представьте себе, что некоторые наши пользователи совершили уже десятки поездок. Для них райдшеринг стал чем-то вроде хорошей привычки, которая экономит им сотни или даже тысячи гривен. Этих людей теперь невозможно убедить в том, что райдшеринг – это не рабочий транспортный инструмент, потому что они опробовали его на себе. Именно эти люди, первопроходцы, и будут продолжать нести флаг BlaBlaCar. И мы очень рады, что мы действительно помогаем простым людям совершать междугородние поездки более удобным и выгодным способом.
— В Украине стало больше людей, которые много путешествуют, ведут видеоблоги, увлекаются автостопом. Не было мысли организовать какой-то тематический проект при поддержке BlaBlaCar с отечественными видеоблогерами или путешественниками?
Конечно, были такие мысли. Более того, мы уже сделали несколько таких проектов с отдельными блогерами и некоторыми СМИ. Не буду раскрывать всех карт, но в скором времени ещё запустим в Украине сразу несколько интересных проектов. Правда автостопщиков, и вообще отсылки к автостопу, там не будет. BlaBlaCar – это райдшеринговый сервис. То есть, наши водители и пассажиры это люди, которые прошли верификацию личности на сайте, имеют отзывы и оценки и прочую дополнительную информацию. Процесс бронирования поездки через наш сервис чем-то напоминает покупку билета на поезд. Только это ещё удобнее и безопаснее, потому что вы сами себе выбираете, кто будет вашим попутчиком. Другими словами, к автостопу, где люди путешествуют на свой страх и риск и не могут точно спланировать время поездки, BlaBlaCar никакого отношения не имеет. Иначе у нас не было бы 20 млн пользователей в 19 странах мира. =)
—Этим летом в СМИ активно обсуждали возможный приход Uber в Украину. Не боитесь конкуренции с крупным международным проектом? Как намерены защищать свой сегмент рынка?
Как BlaBlaCar не имеет отношения к автостопу, так BlaBlaCar не имеет отношения и к такси. Uber – это сервис такси. То есть, во-первых, это поездки только по городу. А во-вторых, пассажир решает куда ехать и платит за это деньги. В BlaBlaCar вы можете совершать только междугородние поездки. Это раз. А два – пассажир ничего не решает. В том смысле, что он только может присоединиться к водителю, который следует в нужном ему направлении. И водитель поедет из точки А в точку Б в любом случае, даже если не найдёт себе попутчиков. Просто потому что ему нужно туда ехать по личным обстоятельствам. В Uber всё наоборот. Там водители – это профессиональные таксисты. Ну и в-третьих, BlaBlaCar – это не про «заработок для водителя» (как это происходит в Uber), а лишь про «компенсацию расходов» на поездку.
В общем, отвечая на ваш вопрос, мы не боимся Uber ровно по тому, что живём, как те лягушки — в разных болотах.
—ОК, о BlaBlaCar все наслышаны, но мало что знают о команде, которая за ним стоит. Расскажите что-то о ваших сотрудниках
Хороший вопрос. Попробую привести несколько фактов. Наверно, все и так знают, что команда «Подорожников» в полном составе, то есть в составе трёх человек, перешла работать в BlaBlaCar, где и сейчас успешно справляется со своими задачами. Я — один из основателей компании, родился в Сумской области, школу закончил в Архангельске, в РФ. В 16 лет я вернулся в Украину и поступил тут на мехмат КНУ им. Т.Г. Шевченко. Руковожу командами двух стран – Украины и России. Общая численность нашей команды сейчас 11 человек. Все молодые, яркие, амбициозные, «повёрнутые» на райдшеринге. Средний возраст, думаю, в районе 27-28 лет. Как-то так…
— Совсем недавно вы объявили о том, что получили очередные инвестиции в размере $200 млн. На что будете тратить эти деньги?
Про инвестиции – всё верно. Это четвёртый инвестиционный раунд (в общей сложности за последние годы BlaBlaCar привлёк более $310 млн) и сегодня компания оценивается в $1,6 млрд, что делает нас одним из самых успешных стартапов Европы. Привлечённые средства будем тратить на выход в новые страны (сейчас изучаем рынки Латинской Америки и Азии) и поддержание темпов роста в уже действующих странах. В том числе, в Украине. Планы у нас амбициозные, инвесторы видят наши достижения, верят в наши силы, поэтому готовы доверять нам свои деньги, т.к. осознают масштаб и значимость происходящего – формируется целая новая индустрия, и мы являемся её флагманом.
— Вот сейчас кто-то из наших читателей прочёл и загорелся идеей пойти к вам работать — кем он или она должны быть, чтобы стать сотрудником команды BlaBlaCar в Украине?
В ближайшее время мы будем активно набирать сотрудников в киевский офис. Это будут люди, скажем так, креативных и коммуникационных специальностей: дизайнер, маркетолог, возможно, ивент-менеджер и т.д. Информация по вакансиям будет появляться у нас на сайте в специализированном разделе. Но если в целом сказать про требования, то это обязательно знание английского языка, позитивный настрой, целеустремлённость и, конечно же, любовь к райдшерингу. Нам нужны люди, которые разделяют нашу философию, думают как мы, с горящими глазами.
— У каждого предпринимателя есть что-то, что помогает в работе. Какие профессиональные «фишки» для продуктивности и тайм-менеджмента есть у Алексея Лазоренко?
Высыпаться =) Полноценный и здоровый сон творит со мной чудеса. Разница между не выспавшимся и выспавшимся Алексеем измеряется порядками. Когда я выспался, я делаю в несколько раз больше и эффективнее. Раньше я как-то меньше предавал этому значение, но когда свалился весь этот груз, хоть и приятной, но всё же огромной ответственности, я стал это замечать и относится к такому явлению как сон куда более уважительно. Сон напрямую влияет на мою эффективность, а значит и на эффективность компании.
В целом могу сказать, что (как минимум, я так думаю) я — очень демократичный человек, и в моей команде много свободы во всех смыслах. Но эта свобода строится на доверии, которое формируется не на пустом месте. В нашей команде все ориентированы на результат, а не на процесс. Результативность людей с таким мышлением, на мой взгляд, куда выше, и при формировании команды я искал именно таких – целеустремлённых и прогрессивных, — которым не нужно рассказывать, что делать, их не нужно постоянно контролировать, а достаточно лишь указать направление.
Ещё могу отметить, что я уже давно выработал замечательную привычку доводить всё до конца и не сдаваться под гнётом обстоятельств или эмоций. Это очень помогает, потому что ты уже не зависишь от такой категории как «получится или не получится», а просто выбираешь нужный тебе вариант и формируешь его. Мне кажется, этого многим не хватает.
— Если не секрет, каковы стратегические цели BlaBlaCar до конца 2015-го? Чего хотелось бы достичь в 2016-м?
Цели простые. На микроуровне – в ближайшее время мы хотим развернуть в Украине и России систему бронирования мест, аналогично тому, как это работает во Франции, Испании, Португалии, Англии и других европейских странах. Это значительно упростит процесс поездок, дисциплинирует всех участников райдшеринга, и — в том числе — сведёт на нет попытки коммерческих перевозчиков пользоваться нашим сервисом.
А во-вторых, мы ждем что в ближайшие несколько лет BlaBlaCar станет восприниматься абсолютным большинством украинцев реальной альтернативой автобусам и поездам, как это произошло в Западной Европе. Для примера, во Франции сегодня каждый десятый человек является пользователем райдшеринга, мы перевозим уже больше пассажиров, чем один из крупнейших железнодорожных операторов Европы — Eurostar. При этом важно отметить, что это происходит не потому, что пассажиры перестают пользоваться ж/д, а потому, что благодаря BlaBlaCar они начинают банально больше ездить. Мы дарим людям мобильность, которая благотворно сказывается не только на их кошельках, но и на экологии, дорожно-транспортной инфраструктуре и обществе в целом – формируются новые социальные связи. Всё почему? Потому что это удобно, выгодно, просто.
— Спасибо за содержательную беседу. И напоследок — несколько пожеланий для наших читателей
Хочу пожелать вашим читателям радоваться жизни и реализовывать свои мечты, не откладывая это на потом. Несколько лет назад, когда я только задумывался о создании сервиса поиска попутчиков, я лишь во сне мог представить, что буду в Украине и России руководить одним из самых успешных транспортных стартапов в мире. Мечта стала реальностью. Главное — смотреть на мир широко открытыми глазами, верить в себя, в свое дело и действовать.