Ello — $5,5 млн и пустота: Странные инвестиции в странную соцсеть

Помните странную социальную сеть, о которой совсем недавно написала разгромную колонку колумнист TechCrunch Сара Бо? У нас появился повод вновь поговорить о ней: инвесторы считают, что новинка со странным названием Ello, пытающаяся вернуться к вопросу анонимности и защищённости людей в Интернете, стоит больших денег. Очень больших.

$5,5 млн — столько инвестиций получил проект буквально вчера от фондов Foundry Group, Bullet Time Ventures и FreshTracks Capital. Казалось бы, что здесь странного: стартап, который ставит во главу угла защищённость и анонимность по желанию пользователей, привлёк внимание инвесторов — и вуаля, вот они деньги. [highlight color=”red”]Но есть две любопытных детали[/highlight].

Screen Shot 2014-10-23 at 23.15.29

Никакой рекламы

Не очень понятно, как инвесторы собираются вернуть вложенные деньги. Не успев заключить сделку, стартап Ello объявил, что становится общественной организацией. Уловка, чтобы избежать давления инвесторов — говорят в компании. Уловка, чтобы до последнего сдерживать разных инвесторов, которые хотят получить лакомый кусок (миллион пользователей уже «внутри», если Wired не преувеличивает, и заявки идут со скоростью примерно 45 тысяч человек в сутки) — говорим мы.

Основная «фишка» сейчас — не только в чёрных тонах интерфейса и анонимности. В соцсети нет рекламы, и основатели проекта говорят, что её там не будет никогда. За окнами офиса — Вермонт, США: штат, где на улицах нет ни единого официального рекламного щита. Символично, не правда ли?

Инвесторам обещают, что окупаться соцсеть станет за счёт платных функций. Закрытая соцсеть и платные опции — где-то мы это уже слышали. Path, Tinder, дейтинг-приложение (и соцсеть в одном флаконе) Романа Сидоренко (название которого мы пытались вспомнить, но не смогли) — в этом списке только один финансово успешный проект. Возврата на 5 с лишним миллионов придётся долго ждать.

Никакой не sexy

Обычно инвесторы щедры на деньги для проектов, которые (мир праху Стива Джобса) «хочется лизнуть», как прекрасные иконки первых четырёх айфонов. В случае с Ello у нас возникает масса вопросов. Вас встречает странный чёрно-белый инвайт:

Screen Shot 2014-10-23 at 20.36.21

И не менее чёрно-белый интерфейс скрывается внутри (даже такие поклонники прямых линий и минимализма, как мы, не совсем поняли, почему соцсеть должна напоминать по виду Tumblr-блог начинающего писателя):

Screen Shot 2014-10-23 at 22.23.17

В соцсети кроме обозревателя блога Keddr (спасибо за инвайт, Юля) нам не удалось найти никого знакомого, а при отсутствии разумной системы рекомендуемого контента или хотя бы рекламы (да, здесь же нет рекламы, совсем никакой), у пользователя возникает ощущение, что его просто выкинули в пустое пространство. (Последний раз наблюдал подобное в небольшой open-source соцсети, основатель которой покончил жизнь самоубийством из-за нервного перенапряжения, так и не сумев довести проект до состояния, более-менее пригодного для использования широкими массами Интернета).

Screen Shot 2014-10-23 at 22.23.44

Даже с учётом того, что перед нами — бета-версия, уведомления и настройки здесь не блещут разнообразием, и тем более, это — не мобильное приложение:

Screen Shot 2014-10-23 at 22.24.00

Некоторые умельцы даже предлагают расширение для браузера, которое возвращает туда рекламу (а точнее — показывает рекламные баннеры, которых сами авторы стартапа не предусмотрели).

В текущем виде продукт выглядит, откровенно говоря, тоскливо. Будь перед нами платформа для блогов (такая, как Medium) — минимализм был бы только в пользу. Но перед нами социальная сеть. Социальность предусматривает не только создание, но и потребление контента. Как потреблять контент в том формате, который сейчас напоминает сумасшедший гибрид Tumblr, Pinterest, Snapchat и Medium, решительно неясно.

Конкуренты не спят. И доплачивают. Что будет дальше?

На фоне неоднозначного старта Ello в Интернете запустили социальную сеть, которая платит своим пользователям за каждую запись. И за инвайты новым пользователям. Рекламную выручку делят между администрацией (10% суммы) и пользователями (90% от суммы).

Итак, с одной стороны — пользователям платят за посты и привлечение участников, с другой стороны — обещают, что они «не станут товаром», но при этом берут деньги, собираясь в будущем их вернуть через платные опции и (та-дааам!) монетизацию (которой изначально не обещали).

Зачем вкладывать немалые деньги в период, когда индустрия стартапов переживает кризис новых идей, эксперты упрекают Кремниевую Долину в недостаточном переосмыслении ценностей, а мир накрывает волна экономического кризиса?

Вариантов несколько. Первый — «довести до ума» технологии, которые можно будет использовать в мобильных стартапах с защищёнными пользовательским профилями. Учитывая представленные новые модели смартфонов Apple и Google, где повышена защита личных данных владельца, логично, что на рынок выйдут соцсети и приложения с более высоким уровнем защищённости. И вот тут деньги инвесторов себя и оправдают. А Ello станет той базой, от которой можно будет отталкиваться в экспериментах.

Вариант второй — конкуренция за счёт контента. Если помните, никто не прочил ни Medium, ни Quora особо радужного будущего, указывая на то, что уже есть Blogger, Tumblr, Reddit. Однако, оба проекта собрали не просто большую аудиторию людей, а сообщество экспертов с рекордными показателями просмотров и посещаемости. А удалось это благодаря качественным материалам и неординарным интересным личностям, которые появились со своими блогами и публикациями в рамках каждой из площадок. Если Ello сможет привлечь не просто сообщениями и обычной лентой картинок и коротких записей, а некоей новой философией, то деньги, потраченные венчурными капиталистами, окупятся вниманием аудитории.

Но пока всё это — гадание на кофейной гуще: в нынешнем виде продукт достаточно «сырой» и вызывает больше вопросов, чем даёт ответов. И не факт, что внушительная сумма инвестиций просто не пропадёт. Ведь даже в Долине случаются крупные провалы.

Читайте также:

Про бото-фермы и фейковых инфлюенсеров

Политическое расфрендживание

7 причин, через які люди ненавидять вашу рекламу – і що з цими робити

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога