Корпорации, настойчиво добивающиеся от своих сотрудников максимальной вовлечённости и творческого подхода к решению задач, полагают, что решение всех проблем для компании заключается в счастье. К слову, во многих компаниях есть должность «директора по счастью»; а книга «Доставка счастья» от основателя Zappos стала бестселлером во всём мире.
С топ-менеджерами не согласны учёные: по их мнению, креативность требует настойчивости и навыков решения проблем, а не позитивного настроя. Специалист по теории вычислений Анна Джорданос (Anna Jordanous) из Кентского университета и лингвист Билл Келлер (Bill Keller) из университета Сассекса изучали исследования творческих процессов в различных областях, проведённые за последние 50 лет, и выделили 14 компонентов креативности. Среди них быљо много составляющих и факторов — но не было счастья.
Творчество в работе – штука сложная: 14 компонентов, обнаруженных Джорданос и Келлером, должны присутствовать одновременно в мере, зависящей от итоговой задачи. Некоторые творческие занятия и различные стадии одного процесса могут в большей степени нуждаться в конкретной из 14 составляющих и основываться друг на друге.
«Американские горки» творчества
Марк Дэвис (Mark Davis), психолог кафедры менеджмента в университете Северного Техаса, разделяет творческую деятельность на 2 фазы:
- генерирование первоначальной идеи;
- последующее решение проблемы.
В своём обзоре исследования чувств и творческого потенциала он пришёл к выводу, что позитивный настрой важен для первичного процесса «мозгового штурма», во время которого вы обрабатываете информацию и придумываете как можно больше идей – на этом этапе вам не нужна критика, т.к. она может задавить появление новой идеи на корню.
Но для преодоления любых препятствий и решения задач необходима строгость, поскольку хорошее настроение не содействует процессу решения проблем , а необходимая критическая оценка практически никогда не бывает приятной: критика, анализ, эксперименты и неудачи. Стресс, возникающий из-за подобных проблем, — не самое приятное явление, но именно он, по словам Дэвиса, мотивирует нас выполнять задачи. Другими словами, негативные эмоции на самом деле полезны для творческого процесса.
Кроме того, Дженнифер Джордж (Jennifer George) и Цзин Чжоу (Jing Zhou), профессоры психологии из Университета Райса, обнаружили, что трудности не всегда делают нас счастливыми, но стимулируют продуктивную творческую работу. В рамках своего исследования они выяснили, что выражение плохого настроения и негативных чувств сигнализирует о проблемах и вдохновляют на исправления и улучшения в работе.
Более 160 сотрудников в течение недели сообщали о том, чувствуют ли они поддержку со стороны руководства и какие ощущения при этом испытывают, в то время как руководители оценивали уровень их креативности. Сотрудники с наибольшим уровнем творческого подхода сообщили, что испытывали как весьма негативные, так и позитивные эмоции, а также чувствовали поддержку начальства. Более счастливые работники с хорошими и приятными боссами были признаны намного менее продуктивными чем те, кто испытывал смешанные чувства.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Полезны ли перепады настроения
Однако психологи не рекомендуют жить в эмоциональном водовороте ради творческого потенциала. Эмма Сеппала (Emma Seppala), научный руководитель Стэнфордского научно-образовательного центра по исследованию сострадания и альтруизма и автор книги «The Happiness Track», объясняет: «Положительные эмоции высокой интенсивности порой столь же обременительны, как негативные. Когда мы находимся в состоянии стресса или испытываем сильные эмоции, мы не можем быть достаточно креативными».
Эми Арнстен (Amy Arnsten), учёная из Йельской школы медицины, говорит, что наука о мозге подтверждает эти выводы. Для того, чтобы сохранять состояние мозга, оптимальное для творчества, нужно научиться управлять настроением, а не пребывать в состоянии счастья или целенаправленно вызывать стресс. Сильное эмоциональное давление, хорошее или плохое, может вызывать дисфункцию в префронтальной коре (ПФК) – области мозга, которая связана с креативностью.
ПФК отвечает на эмоциональные стимулы выработкой дофамина (что хорошо в разумных пределах). «Но переизбыток слишком сильных, бесконтрольных чувств, приводящий к дисфункции ПФК, препятствует адекватной оценке и ухудшает креативность, — отмечает Арнстен. — Для того, чтобы точно оценить нашу работу и определить, в какой очерёдности решать задачи дальше, нужно немного остыть. Слишком приятные чувства относительно сделанного могут ослепить нас и исказить понимание того, на каком этапе выполнения находится работа».
Арнстен объясняет: пока мы чувствуем, что задача может быть выполнена, мы не впадаем в стресс, благодаря чему наша ПФК не отключается, — и поэтому справляемся с неуверенностью и неудовлетворённостью, остаёмся мотивированными и в конце-концов находим творческое решение.
Неудача при решении проблем часто вызывает раздражение и гнев. Но негативные эмоции имеют и положительный эффект, помогая довести идеи до благополучной развязки. Если вас интересует, как мотивировать себя к творчеству в жизни и работе, рекомендуем прочесть следующие наши материалы:
- 10 советов предпринимателям от Капитана Очевидность
- Как меняется охота за «звёздами» в эпоху соцсетей
- Источники вдохновения для веб-дизайнеров
Источник: Quartz