Как украинский e-commerce ищет пути развития в условиях кризиса

16 апреля на iForum собралось более 6 тыс. человек, активно заинтересованных в развитии страны в целом и онлайн-бизнеса в частности. Поток «E-commerce», в рамках которого именитые представители интернет-бизнеса Украины делились мнениями и опытом, оказался очень популярным — желающих послушать и пообщаться с докладчиками иногда было больше, чем мест в зале.

Компания Astound Commerce не только стала генеральным спонсором этого потока, но и подготовила свой анализ докладов в рамках конференции. Мы готовы поделиться с вами этим отчётом.

Всё про кризис

«Кризис» — самое популярное слово даже в названиях докладов. На протяжении минувшего года и сейчас главной для украинских предпринимателей остается адаптация своего бизнеса к новым условиям. Изменения отношений с российскими партнерами и клиентами, новый курс доллара и война на Востоке — основные факторы, которые влияют на деятельность онлайн-продавцов.

Николай Палиенко из Prom.ua в своем докладе отметил, что, согласно его статистике, сумма заказов в гривне за первый квартал 2015 года увеличилась на 145% по сравнению с четвертым кварталом 2014 (что, очевидно, частично объясняется снижением курса гривны к мировым валютам). Одновременно сумма тех же заказов в долларовом эквиваленте сократилась на 5%. Александр Федотов, заместитель генерального директора компании «Ольшанский и партнёры», рассказал о необходимости и способах уменьшения операционных затрат в электронном магазине без ущерба качеству обслуживания. Собственно, о подобной оптимизации и шла речь в большинстве докладов.

Тренды в докладах

Судя по докладам, одним из основных способов оптимизации затрат в интернет-магазинах предприниматели считают автоматизацию маркетинг-процессов. Так, Любовь Солодкая из SeoStudio детально рассказала о том, как использовать инструменты Google и Yandex для автоматизации онлайн-маркетинга. Кристина Потоцкая (TriggMe), поделилась опытом в автоматизации и персонализации email-рассылок. В частности, Кристина рассказала о том, как важно не бросать пользователя после первого же отправленного ему письма, а настроить рассылку так, чтобы она производилась в зависимости от действий (или бездействия) клиента. С помощью правильно настроенной рассылки можно возвращать клиентов, которые бросили покупки на полпути или ушли, не оплатив заказ, а также рекомендовать товары, связанные с уже купленными, или дарить индивидуальные скидки.

Евгений Мусиенко, основатель студии «Турум-Бурум», в своем докладе заявил, что не считает автоматизацию маркетинга трендом, поскольку в Украине пока что слишком мало живых кейсов и опытных профессионалов по настройке соответствующих инструментов. Ну что ж, как бы там ни было, по результатам iForum можно сказать, что ритейлеры активно интересуются этой темой, готовы учиться и внедрять новый подход к продвижению товаров.

Михаил Мушкин, представитель директ-маркетингового агентства OSDirect, детально рассказал о работе с big data – из его презентации можно на примерах научиться сегментировать категории пользователей и извлекать из этого коммерческую пользу. Его доклад будет полезен как владельцу интернет-магазина, так и маркетологу – уже больше года назад работа с большими данными превратилась в тренд мировой электронной коммерции. Пришло время и нам этому научиться.

Спрос на удобную и недорогую логистику

В двух докладах потока e-commerce были затронули вопросы оптимизации расходов на логистику в интернет-магазинах. Руководитель крупного интернет-проекта repka.ua Дмитрий Латанский в своей презентации размышлял о достоинствах и недостатках внутренней службы доставки магазина по сравнению с внешними курьерскими службами. Оказалось, что если учесть все затраты на подбор, адаптацию персонала, его обучение, больничные, отпуски, налоги и непредвиденные ситуации, то в большинстве случаев оказывается выгоднее поручить доставку своей продукции внешним подрядчикам. Доклад Дмитрия стоит найти и просмотреть хотя бы для того, чтобы узнать, кому все-таки стоит вести работу над внутренним курьерским отделом и как минимизировать риски при работе с подрядчиком.

Дмитрий Волох, директор по развитию службы доставки Meest «ТОЧКА», расширил тему доставки. Исходя из исследования MMI за третий квартал 2014 года, около половины опрошенных боятся пользоваться интернет-магазинами из-за риска получить некачественный товар и невозможности проверить его до совершения покупки. Поэтому Дмитрий указал на особую важность дополнительных услуг, которые интернет-магазин может оказывать непосредственно во момент доставки. Обрезка сим-карты при доставке покупателю смартфона, возможность примерить обувь или предметы гардероба нескольких размеров и затем выбрать подходящий, проверка техники на работоспособность, например, инспекция матрицы телевизора на битые пиксели – всё это значительно повышает доверие к магазину, а значит — увеличивает количество повторных покупок.

Суммарное впечатление от ecommerce-потока: кризис — время для сверхконкуренции. В такой активной среде «тонут» те, кто не хочет быстро учиться и развиваться, и в то же время, именно в трудные времена появляются новые интересные компании и предложения, взлетают «безумные» идеи. Для украинской электронной коммерции нынешние трудности станут толчком к активному росту. А следующий iForum станет отличным поводом встретиться снова и проверить жизнеспособность этого тезиса.