Чего ожидать от лоббистов IT в парламенте?

В нынешний состав Верховной Рады вошло беспрецедентное число специалистов – лоббистов IT-индустрии. Помимо Александра Данченко, который вполне ожидаемо стал главой Комитета ВР по информационным технологиям и связи, главными лоббистами IT также называют Ольгу Белькову, Виктора Галасюка, Алексея Скрыпника, Дмитрия Голубова и Влада Воскресенского. Однако они, к огорчению многих представителей IT за пределами ВРУ, в состав комитета по IT и связи не вошли. Возможно потому, что планируют продвигать IT в других индустриях? На этот вопрос в коротких flash-интервью отвечают Ольга Белькова и Виктор Галасюк.

Ольга Белькова

Ольга Белькова

Ольга Белькова – политик со стажем, в парламент она избирается уже во второй раз. Именно стараниями О. Бельковой в Верховной Раде прошлого созыва был принят Закон об электронной коммерции. Интернет-тусовка также помнит её по знаковому выступлению на iForum-2013. С 2010 по 2014 год Ольга работала в Комитете ВР по информационным технологиям и связи, но после очередных выборов стала заместителем главы Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности. Чем была обусловлена такая резкая смена приоритетов?

 

 

— Ольга, Вас считают фанатом IT-технологий, тем не менее, в нынешнем созыве ВРУ вы вошли в состав комитета ТЭК. Чем это можно пояснить?

Самая большая проблема Украины – это топливно-энергетический комплекс. До тех пор, пока мы не решим этот вопрос, страна не сможет нормально развиваться, не будет получать нормальные инвестиции. Поэтому я планирую приложить свой опыт и знания для исправления ситуации в энергетике. В то же время я планирую уделять время своей любимой IT-индустрии. Хотя по регламенту каждый нардеп может работать только в одном комитете, я и мой коллега Александр Данченко (глава комитета ВРУ по информационным технологиям и связи) договорились о создании межфракционного объединения «За цифровое будущее». И именно как глава этого объединения я планирую продолжить работу с продвижением информационных технологий.

С моей точки зрения, IT – это вспомогательная индустрия, как бы основа, за счёт которой можно решить проблемы других отраслей. Тем самым Комитет ВРУ по информационным технологиям может стать помощником для работы любого другого комитета ВР. Будь моя воля, я бы внедрила представителей IT-индустрии в каждый из комитетов с той целью, чтобы законодатели при написании законов учитывали возможности IT по минимизации коррупции и смене бизнес-процессов. Я считаю, что именно IT-индустрия способна модернизировать, изменить все остальные индустрии экономики.

— Как Вы оцениваете состав Комитета ВРУ по информационным технологиям и связи? По оценкам IT-ассоциации Украины там почти нет IT-специалистов, кроме главы и его заместителя…

С моей точки зрения, в этот комитет как раз и должны идти представители других отраслей, чтобы поставить вопрос: «В моей профильной индустрии есть определённые проблемы, как их решить с помощью IT?». Возможен и обратный вариант, когда IT-энтузиасты идут работать в другие комитеты. То есть я ‒ за вариативность. И хотя сама я по образованию совсем не “айтишник” (Ольга является выпускником Harvard Kennedy School of Government 2011 года – прим. ред.), тем не менее, я эту отрасль люблю, уважаю и считаю наиболее перспективной для Украины. И я очень надеюсь, что глава соответствующего комитета А. Данченко выведет его работу на качественно новый уровень.

— Хорошо, тогда как Вы, являясь представителем комитета ТЭК, планируете задействовать информационные технологии для решения проблем этой индустрии?

Я вам приведу очень простой пример: установка счётчиков и системы мониторинга использования газа для населения. Мировой опыт уже многократно показал, что люди начинают тратить меньше газа, когда они чётко видят, в какую сумму им это обойдётся.

— С Вашей точки зрения, что сейчас нужно компаниям IT-сектора: налоговые льготы, хорошие инвестиционный климат, отсутствие коррупции?

Подавляющее большинство IT-компаний, по крайней мере, среди тех, с которыми я общаюсь, теперь уже выдвигают меньше требований по введению налоговых льгот. Очевидно, IT-компании понимают ситуацию в стране в целом.

— Можно ли ожидать какого-либо украинского прорыва в IT-индустрии в ближайшие годы?

Каждый кризис приносит с собой немалые возможности. Вот сейчас многие говорят, что нужно сократить бюджет и расходы на содержание государственного аппарата. Я хочу сказать, что чем быстрее государство перейдёт на общение со своими гражданами с использованием информационных технологий, тем больше средств оно сэкономит. Да, первоначально понадобятся инвестиции. И не все люди смогут использовать e-government. Наверняка многие в штыки воспримут такие инновации. С другой стороны, многие люди как в бизнесе, так и среди гражданского населения ожидают введения новых технологий общения с госорганами. И если такую систему наладить, то это будет надёжное средство против коррупции и для снижения затрат на госаппарат.

— О составе Кабмина времён Н. Азарова ходили слухи, что там даже не все министры умели пользоваться электронной почтой, какой-уже там e-government…  Как Вы оцениваете нынешний состав Кабмина?

Эти люди прошли хорошую школу бизнеса, и они сознают свою ответственность за будущее страны. По крайней мере, я верю, что они будут пытаться устранить все коррумпированные схемы. Однако, их ждёт очень трудная работа. Потому что даже бюджет на 2015 год является самым сложным за все годы. И всё же, я думаю, что эти люди однозначно ориентированы на результат.

 

Виктор Галасюк

Виктор Галасюк

Виктор Галасюк получил известность в IT-среде, будучи президентом инновационного парка Bionic Hill. К сожалению, в силу различных обстоятельств проект был заморожен.

Депутатом Верховной рады избран впервые. В ноябре большинство ВР назначило Виктора Галасюка главой Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства.

 

 

— Виктор, в IT-среде Вас считают одним из лоббистов IT-индустрии. Но Вы даже не вошли в состав IT-комитета. Чем обусловлена смена приоритетов?

Я в целом являюсь лоббистом экономического роста и высокотехнологического развития Украины. В то время как IT является одной из составных частей сектора высоких технологий. В свою очередь, украинская промышленность требует как возрождения, так и внедрения новых технологических подходов. Сегодня, чтобы достичь высокого уровня жизни граждан и обеспечить достаточный доход для финансирования армии, мы нуждаемся в двух основных вещах: во-первых, в масштабной реиндустриализации страны, включающей создание новых предприятий и модернизацию старых, а также, встраивании в глобальные цепочки поставок ЕС; во-вторых – в технологической модернизации страны, которая включает развитие и внедрение IT-технологий. Она должна включать не только производство IT-продукта, поскольку Украина и так хорошо известна на рынке IT-аутсорсинга, – мы должны использовать этот IT-продукт внутри страны.

Если мы интегрируем информационные технологии в государственное управление, в образование и медицину, то сможем кардинально сократить расходы бюджета и время, которое наши граждане тратят на различные операции с государством. Поэтому внедрение высоких технологий, в том числе IT, должно стать главным приоритетом для ВР.

Здесь необходимо задействовать все элементы госполитики – фискальную, образовательную, кредитную, регуляторную, инфраструктурную, чтобы сберечь те рабочие места, которые есть в промышленности, и создавать новые. Потому что де-факто мы потеряли нашу промышленность: если в 1990-х годах доля перерабатывающей промышленности составляла 33%, то сейчас всего 11%. То есть, мы перешли от выработки готовой продукции к экспорту сырья. Наша задача – изменить этот тренд, чтобы размещать производства в Украине было более выгодно, чем в Польше, Турции, Китае и т. д. Ведь сегодня Украина имеет ВВП в 4-5 раз меньше на душу населения, чем в ЕС.

— Известный проект Bionic Hiil, при условии, что он будет реализован, как-то может остановить отток специалистов за рубеж?

Опыт других стран показывает, что построение таких опережающих «точек развития», которые вытягивают за собой остальные отрасли, является очень позитивным для экономики и способствует уменьшению утечки талантов. Потому что невозможно изменить страну одновременно по всем направлениям, по всем отраслям. Иннопарки являются локомотивами, которые активизируют другие индустрии.

Но ещё раз акцентирую, что очень важно быть не только производителем, но и пользователем инновационных технологий, разрабатываемых в Украине. Чтобы не было такого, что мы берём зарубежные кредиты и на эти кредиты покупаем импортные разработки, а украинцы сидят без работы. Поэтому я думаю, что реализация таких проектов, как Bionic Hill, будет полезна и в других регионах страны.

— Сможет ли нынешняя Верховная Рада изменить ситуацию в IT к лучшему? Насколько Вы оптимистично настроены?

Безусловно, сможет, ведь всё зависит от готовности действовать. Сейчас очень много молодых мотивированных украино-центричных людей готовы менять жизнь в Украине к лучшему, принимать на себя ответственность за сложные решения. Конечно, легко не будет, но другого выхода нет.

Ведь для того, чтобы делать реформы, нужны экспертные знания, политическая воля, решительность, и я вижу новых депутатов, у которых эти качества есть. И я, и мои коллеги по фракции настроены весьма решительно. Результаты вы увидите по нашей законодательной деятельности.

Читайте также:

Политическое расфрендживание

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога

Сергей Замикула, LEKORNA: «Рынок эко-продуктов растёт с каждым годом»