Анастасия Кутузова, Na-Starte — об отношении украинских предпринимателей к краудфандингу

Коллективное финансирование на просторах стран СНГ по-прежнему воспринимается с недоверием. Тем не менее, по данным аналитиков Forbes, этот инструмент всё активнее используется для привлечения средств на те или иные проекты, рискуя в ближайшем будущем просто вытеснить с рынка привычных инвесторов. Украинская платформа Na-Starte уже 2 года старательно осваивает рынок краудфандинга и готова поделиться своим опытом. О пройденном пути, отношениях с украинскими предпринимателями и положении вещей на данном рынке редакции блога Imena.ua рассказала Анастасия Кутузова, PR-менеджер платформы Na-Starte.

nastarte2

— Расскажите об истории вашего проекта: как всё начиналось, где брали средства на запуск, сколько человек изначально было в команде?

Всё началось с мысли: «Краудфандинг – идеальная возможность реализации идей украинцев». Мы собрали команду из шести человек и начали строить платформу на средства инвестора. К моменту запуска команда увеличилась до 11 человек.

Во время продвижения платформы пришлось много поработать. Мы строили маркетинговые планы, продумывали публикации в СМИ и другую рекламную активность. Платформа запустилась в феврале 2014 года и нам сразу стало ясно, что Украине сейчас не до краудфандинга.

Первые проекты мы подбирали сами, просто выискивая инициативных авторов среди друзей и знакомых. При этом, один проект даже сами придумали и собрали на него деньги, доказав аудитории и самим себе, что платформа работает. Постепенно начали приходить заявки от других пользователей со всей Украины. Первыми успешно собрали средства два музыкальных проекта.

— Как вы оцениваете перспективы краудфандинга в Украине? Насколько сложно привлекать коллективные средства проектам на постсоветском пространстве?

Вообще, само понятие «коллективного финансирования» пока что весьма непривычно для украинцев – как для авторов, так и для спонсоров. Нам всё ещё пытаются предлагать продажу доли в проекте в качестве вознаграждения. Или предлагают инвестировать. А спонсоры вообще очень редко обращаются с вопросами. Чаще просто закрывают страницу, если чего-то не понимают.

Привлекать деньги в Украине очень тяжело. Первая проблема возникает, когда автор сталкивается с необходимостью самостоятельно описать свой проект – на этом этапе «замораживается» примерно половина заявок на модерацию. Авторы почему-то считают, что оформления проекта самого по себе достаточно для начала кампании по сбору средств. И когда они сталкиваются с необходимостью планировать маркетинговую кампанию, они начинают теряться.

Мы считаем, что современный краудфандинг это своеобразный «бизнес-тест». Ведение проекта от идеи к реализации состоит ровно из тех же компонентов, что и управление бизнесом. И вот тут кроется корень проблемы: рядовой украинец безграмотен по части бизнес-процессов и даже иногда не хочет обучаться.

— Кого вы считаете своими прямыми конкурентами?

Конкуренция – последнее, что может заботить на рынке украинского краудфандинга. Украинцы, которые не решаются посмотреть в Википедии, что это за явление такое, о платформах вроде Kickstarter или Indiegogo даже не думают. Успешные в США украинские стартапы, построившие свой бизнес при помощи коллективного финансирования, выбрали наиболее подходящий путь для запуска своих проектов. Носимые гаджеты, игрушки, чехлы для iPhone – это именно то, на что особенно щедро дают деньги американцы. Вряд ли их ждал бы подобный успех в Украине.

В нашей стране главенствуют социальные проекты. Социальная польза – это то, что понятно каждому. Вложить деньги в ещё не существующее устройство? Прежде, чем украинец решится проспонсировать такой проект, он должен пройти 5 стадий принятия этой мысли. И давайте будем честны сами с собой: неужели люди, которые делают игрушки для кошек из бумажных фантиков, станут покупать коробку с лазерной указкой за $200?

nastarte3

— Сколько в общей сложности средств вы уже сумели привлечь, сколько проектов профинансировали?

Как раз летом собирали статистические факты для одной пока не реализованной задумки. Делимся эксклюзивно. Данные к началу августа:

  • 7 204 раза люди делились проектами в соцсетях;
  • 600 заявок на модерацию проекта;
  • на платформе зарегистрированы пользователи из 45 стран мира;
  • 20% проектов завершились успешно;
  • 40% проектов нашли инвестора благодаря презентации на платформе;
  • 3 тыс. раз мы объяснили, что такое краудфандинг (округлили до меньшего числа);
  • провели более 40 обучающих семинаров и вебинаров;
  • один раз всей командой переодевались в штурмовиков;
  • дважды за полтора года обновили дизайн и функциональность платформы.

— Чем платформа коллективного финансирования Na-Starte планирует заниматься в 2016 году?

В первую очередь, мы ожидаем экономического роста, стабильности курсов валют, роста благосостояния украинцев. Мы ведь напрямую зависим от здоровья экономики. Так что из-за скачков курса пришлось остановить сбор средств в некоторых проектах или просто отложить запуск – по правилам платформы, сумму сбора нельзя менять во время хода кампании, а издательские проекты, к примеру, напрямую зависят от курса.

Уже сейчас среди наших приоритетов IT, hardware, научные проекты. Менять этого мы не собираемся. В следующем году представим разработанный нами курс лекций о краудфандинге и о том, что с ним делать – будем просвещать украинских предпринимателей.

— Откуда черпаете вдохновение для работы? Какие книги, фильмы, курсы или сайты вы можете порекомендовать начинающим предпринимателям?

Вдохновение – это слишком абстрактное понятие. Мы просто берём и делаем то, в чём успели приобрести определённый опыт. Вперёд заставляет двигаться успех людей, которым наш опыт пригодился. Когда автор проекта, который отчаялся найти инвестора и пришёл на платформу, уже на середине хода краудфандинговой кампании сообщает о полученных с нашей помощью инвестициях – это несравнимое ни с чем моральное удовлетворение. Это именно то, ради чего работает платформа.

Советовать источники полезной информации – это очень непростая задача. На тему предпринимательства в целом и коллективного финансирования в частности написано столько, что хоть раз об этом читал буквально каждый. Тем не менее, мы можем посоветовать несколько книг, которые рассказывают не столько о предпринимательстве, сколько о предприимчивом отношении к жизни.

Так, одна из самых полезных книг, переведённых в этом году, это «Разрыв шаблона» Тины Силиг. Книга даёт представление о природе идей, рассказывает о способах развить свой творческий потенциал и будет полезна всем, кто когда-либо сталкивался с необходимостью решать рабочие задачи. Тем же, кто задумывается о краудфандинге, можно порекомендовать сборник работ Дейла Карнеги. Если уж составлять монографию на тему: «Как заставить людей спонсировать ваш проект», лучше прибегать к рекомендации профессионального психолога.

nastarte1

— Какие, на ваш взгляд, типичные ошибки допускает команда, запуская кампанию по сбору средств? посоветуйте, как избежать этих ошибок

Главная ошибка, которую совершают многие украинские предприниматели, запускающие кампанию по коллективному финансированию, – отношение к проекту как к увеселительному мероприятию. Очень мало людей согласны со всеми требованиями к оформлению проектов, или хотя бы просто читают правила перед регистрацией. Типичная схема работы с платформой выглядит так: нажимают на кнопку «Создать проект», начинают вводить данные, понимают, что о многих условиях даже не задумывались, закрывают и, в лучшем случае, дорабатывают или задают вопросы нам. Запуск кампании по сбору средств затягивается иногда на месяцы.

В идеале же работа с проектом должна выглядеть следующим образом: придумал идею, исследовал рынок, просчитал бюджет, сделал анализ аудитории, набросал описание, сценарий видео, маркетинговый план, создал проект, оформил, начал вести свою кампанию к успеху. Кроме того, весьма полезно активизировать все свои связи и контакты, и буквально на каждом этапе советоваться со знающими людьми. Согласитесь, в наш цифровой век найти подходящие знакомства не проблема.

Для видео, фото, иллюстраций нужно привлечь специалистов, готовых помочь с созданием качественного контента ради пополнения портфолио. Продумать систему вознаграждений и всеми силами пытаться привлечь как можно больше людей к работе над проектом – тогда он прямо со старта получит огласку.

Работа над проектом на платформе коллективного финансирования с момента создания и до реализации вообще очень тесно связана с общением. Недостаточно собрать хорошую команду. Главная цель – спонсоры. И с ними придётся разговаривать! Ведь краудфандинговый проект это всегда продукт, а спонсор – покупатель. Каждый предприниматель для начала должен продать свой товар спонсору.

— Напоследок – ваши пожелания нашим читателям

Желаем постоянного стремления к новым знаниям и профессиональному самосовершенствованию. Поверьте, не существует людей, которые могут без лукавства сказать, что всему уже научились. Недостаток знаний не является стоп-сигналом для начала активных действий. Главное – не впадать в крайности и уверенно двигаться к своей цели. Планируйте дальнейшие шаги, пусть даже маленькие, дозировано впитывайте полезную информацию и действуйте согласно плану.

Читайте также:

5 способів монетизувати креативний контент

Про бото-фермы и фейковых инфлюенсеров

20 трюков Google Поиска

Что делать, если личные проблемы мешают работе?