Почему бизнес не понимает людей старшего возраста и как это исправить

Несмотря на то, что прогрессивное общество пытается искоренить эйджизм из нашей жизни, многие компании упрямо не желают видеть пожилых людей полноценными членами социума. Есть ли у людей в возрасте 65+ шанс быть полноценным потребителем и проживать, а не доживать свою жизнь? Попытаемся разобраться.

Group of senior people resting in a park - Mature friends doing some activities in a retirement home

Нежелание понять

Слуховые аппараты отсутствуют у 4 из 5 людей с частичной потерей слуха. Нельзя сказать, что они мало функциональны, как электроника. Напротив, они становятся лучше с каждым годом. Но по данным организаций здравоохранения США, только 20% американцев, которым они могли действительно помочь, искали их. Такие данные вызывают беспокойство, хотя они не учитывают ещё и тех многих пользователей, у которых есть слуховые аппараты, но они предпочитают их не носить. А это означает, что слуховые аппараты воспринимаются приблизительно так же негативно, как если бы они пускали чёрный дым из ушей человека.

Это всего лишь один из симптомов более глобальной проблемы того, как компании внедряют инновации для пожилых людей. В потребительской экономике продукт с таким низким уровнем спроса, вероятнее всего, был бы заменён чем-то более дешёвым, более простым или намного более полезным. Факт того, что этого никогда не случалось со слуховыми аппаратами, говорит сам за себя. Предполагается, что, когда дело доходит до создания и продажи продуктов для пожилых людей, нормальные правила не применяются.

И у такого положения дел есть простая причина: не соответствующий фактам стереотип о пожилых людях развивался более ста последних лет. Он настолько укоренился, что очень малое количество людей и ещё меньшее количество компаний ставят его под сомнение. Когда большинство людей представляют себе «старость», в голове появляется определённое впечатление, образ и способ жизни. Он варьируется в зависимости от страны, но эта группа часто рассматривается как своеобразная, однородная популяция, выживание которой зависит от щедрости других, потому что она не может обеспечить сама себя. Считается, что пожилые люди живут отдельно, коротая свой век в интернатах, домах для престарелых и домах инвалидов, и выезжают в магазин только тогда, когда остальные люди на работе.

Самое парадоксальное — в обществе предполагается, что им это нравится. Поскольку выход на пенсию обычно представляется как состояние идиллической удовлетворённости, многие люди считают, что не работать и быть отрезанным от других групп населения — просто замечательно. В этом пресловутом понимании пожилые люди, одновременно нуждающиеся (так как они считаются неспособными обеспечить самих себя) и ориентированные на досуг (так как их чаще всего замечают за покупками и отдыхом).

В совокупности эти идеи складываются в картину о пожилом потребителе, который чувствует себя обманчиво удовлетворённым: продукция для досуга должна удовлетворять все их желания, а медицинские решения и продукты, ориентированные на досуг, — все их нужды. Обеспечив эти нужды и потребности, компании избавляют себя от необходимости понять желания пожилого населения.

Предубеждения не останавливаются на этом и проникают дальше, в технологические продукты — даже в те, которые создавались компаниями с самыми благородными намерениями. В редких случаях, когда они всё же обращают внимание на пожилых пользователей, большинство технологических новаторов подсознательно сводят своих целевых пользователей к их медицинским проблемам. Ориентированные исключительно на проблемы пожилого возраста — проблемы со слухом, передвижением и управлением лекарственной терапией — они не учитывают другие вещи, которые нужны людям любого возраста.

Озабоченность своим самовосприятием и стилем, которая очень важна для любой другой возрастной группы, в случае с пожилыми людьми воспринимается, как что-то легкомысленное и второстепенное. Между тем, для многих пожилых людей желание выглядеть и чувствовать себя определённым образом намного важнее физиологических потребностей базового уровня, например, способности хорошо слышать. И поэтому на каждого пожилого человека, у которого есть слуховые аппараты, ожерелье с кнопкой вызова скорой помощи или так называемый «бабушкафон», есть целый легион тех, кто избегает этих спасательных устройств ввиду их внешней неприглядности.

Слышать жизнь по-новому

Подобная ситуация может измениться. Слабый проблеск надежды появился в августе этого года, когда в США был утверждён законопроект о создании новой категории слуховых аппаратов, которые не требуют назначения и могут приобретаться свободно, без рецепта. Этот закон может позволить компаниям экспериментировать с технологией, которая в течение длительного времени ассоциировалась с медицинскими потребностями и старостью. Очки, к примеру, это функциональный предмет, который проясняет нечёткое изображение перед глазами носителя, но может одновременно быть и модным аксессуаром. Почему бы не развивать в этом направлении слуховые аппараты, которые проясняют нечёткие звуки?

Самый интригующий момент в этом движении — развитие «носимых устройств для слуха», технологии носимой электроники, которая стирает грань между слуховыми аппаратами, берушами и наушниками. В поле зрения уже попадали многообещающие новые участники рынка: с 2014 года слуховые аппараты бренда Starkey Halo также являются и наушниками, через которые пользователи могут слушать музыку и телефонные звуки прямо в слуховых аппаратах. Кодек, который сделал это возможным благодаря Bluetooth-соединению с низким энергопотреблением, теперь работает и в беспроводных наушниках Apple.

Не только Apple, но и Google и другие производители продолжают входить в зону носимой электроники для слуха. Пожалуй, её самым захватывающим аспектом является способность повышать и понижать определённые частоты звуков окружающей среды — то, что полезно как для молодых, так и для пожилых владельцев гаджета. Кроме прослушивания музыки через наушники, пользователи вскоре смогут использовать их как устройства с дополненным слухом, которые помогут отфильтровывать фоновый шум в переполненном помещении, например, и обеспечивать перевод на другие языки в реальном времени. Слуховые аппараты с похожим внешним видом и аналогичной функциональностью могут потерять свою стигму. Они также были бы значительно дешевле, чем современные традиционные слуховые аппараты (одно из главный разочарований в этой области касается многообещающего производителя наушников Doppler Labs, который закрылся из-за прихотливости финансирования в Кремниевой долине и проблем с производством).

Спасать по умолчанию

Другим примером технологии с неопределённым, но потенциально перспективным будущим являются устройства личных систем чрезвычайной помощи (PERS), которые зачастую принимают форму ожерелья или колье с функцией экстренного вызова помощи в случае падения. Всего 2% населения США в возрасте 65+ подписываются на такие услуги. Частично, это может быть связано с расходами, однако в Великобритании, в которой Национальная система здравоохранения оплачивает счета потребителей, уровень внедрения по-прежнему остаётся угнетающе низким — 16%. Если основная проблема заключается не в стоимости, возможно, необходимо изменить позиционирование устройства. Согласно исследованиям центра Pew, проводившимся в 2009 году, только 35% людей в возрасте 75+ сообщили, что чувствуют себя старыми; при этом 100% заявили, что PERS предназначаются для более пожилых людей, чем они сами. В результате этого недопонимания и противоречия во взглядах гибнут люди.

Тревожит и другое исследование 2010 года, немецкое, с незначительным числом опрошенных: 83% носителей PERS, которые лежали на полу в течение как минимум 5 минут после падения, не нажали кнопку, чтобы вызвать подмогу. Это произошло не потому, что они не могли физически на неё нажать, а потому, что они хотели справиться с ситуацией самостоятельно, без помощи экстренных служб. Это выявленное предпочтение подразумевает, что концепция продукта, как и в случае со слуховыми аппаратами, неэффективна со всех сторон: малое количество людей хочет приобрести, и ещё меньшее количество — использовать.

К счастью, решение этой проблемы может оказаться простым и заключаться в том, что приборы PERS получат формат гибридных технологий. Смартфон — один из первых претендентов на место PERS. Несмотря на то, что PERS-устройства, пожалуй, самый простой продукт для использования в случае чрезвычайной ситуации, мобильный телефон — лучшая технология защиты от таких происшествий по той простой причине, что люди прилагают усилия, чтобы их приобрести, носят их с собой постоянно и используют, не стесняясь. В то время как PERS-устройства символизируют некую удалённую зависимость человека, мобильный телефон олицетворяет здоровую социальную сеть на кончиках пальцев любого пользователя, независимо от возраста. По состоянию на 2014 год, 77% американцев в возрасте 65+ имели мобильные телефоны, в результате чего приложения с функцией обнаружения падения становятся всё более перспективными.

Но самым значимым обновлениям PERS-устройств ещё предстоит увидеть свет. Дина Катаби (Dina Katabi) из MIT разработала систему обнаружения падения, которая руководствуется радиосигналами по типу Wi-Fi и обнаруживает даже сквозь стены — упал человек или нет, дышит он или нет. В настоящее время автономная технология Emerald ещё не появилась на коммерческом рынке, но её работу легко себе представить, как часть систем голосового управления Amazon Echo или Google Home. В ближайшем будущем такие устройства смогут сигнализировать экстренным службам, если у человека случился инсульт, сердечный приступ или он просто подавился (что может произойти в любом возрасте).

Эти разработки пока лишь первые ласточки грядущих изменений потребительских продуктов для пожилых людей. Компаниям, которые относятся к людям в возрасте исключительно как к нуждающимся и ориентированным на досуг, придётся туго. Но самые важные перемены проявятся не в корпоративных залах, а в потребительском опыте человека старшего возраста. Благодаря новым технологиям, которые будут применяться к потребностям, желаниям и целям более взрослых потребителей, пожилые люди смогут жить не просто дольше, но и лучше. И наглядным примером могут послужить слуховые аппараты, которые стали лакмусовой бумажкой наших дней.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Источник: Theatlantic

Читайте также:

Жилети, які за допомогою вібрації транслюють музику для людей із порушеннями слуху

Новые технологии улучшат образование вашего ребёнка, но не его творческий потенциал

Как компании используют технологии для отслеживания работников

20 трюков Google Поиска