«Чтение умерло, да здравствует чтение» — потребляем ли мы тексты и книги в цифровую эпоху

Мы привыкли гордиться тем, что принадлежим к числу «читающих наций», и сами не заметили, как перестали читать книги. По крайней мере, результаты исследования TNS Ukraine свидетельствуют именно об этом. Что читают в эпоху соцсетей и как сменилось чтение книг на чтение заметок в блогах — и главное: обратимы ли эти изменения?

Книги — больше не главное

Начнём с той самой статистики: за 5 лет на 5% сократилось число тех, кто не представляет свою жизнь без чтения книг. Причём первыми бросили читать как раз не подростки, вечно уткнувшиеся носом в смартфон или айпад, а… представители старшего поколения. «Миллениалы» (от 12 до 24 лет) наоборот стали читать больше на пару процентов. А вот категория читающих книги среди людей в возрасте 25-45 лет (наиболее социально активная, та самая «соль Facebook» и основа если не среднего, то «полусреднего» украинского класса) за 5 лет просела на 6,8%.

Книги перестали играть главенствующую роль для «общения» с автором, для того, чтобы понять, что автор чувствует, думает, проживает, когда создаёт своё произведение. Новое стихотворение любимого поэта можно послушать (а ещё лучше — посмотреть) в социальной сети. Среди украинских авторов постепенно растёт популярность видеопоэзии, чтения рассказов и отрывков из книг вслух, запись подкастов и видеоблогов с участием авторов.

Длинная форма — роман, повесть, цикл произведений — тоже переживает своего рода кризис. В дискуссии на международном фестивале рассказа «Intermezzo» на прошлых выходных украинские писательницы София Андрухович и Лариса Денисенко справедливо отметили, что времени для чтения длинных произведений у современного читателя всё меньше. Причина не в том, что «чтение неинтересно», а в том, что роман или повесть требуют погружения и длительного внимания. Когда вокруг полно факторов прерывания (соцсети, мобильные приложения, перемещения в городском транспорте, ненормированный график работы для большинства современных профессий и накапливающийся стресс от «информационного шума») — такого «погружения» добиться практически нереально. Вот и сводится всё от чтения книг к чтению заметок в интернете или как максимум — пары-тройки статей или эссе.

Не спешите хоронить бумагу

Вторая любопытная тенденция за пару прошедших лет: технологический прогресс не сумел окончательно перевести чтение «в цифру». Электронные книги за 4 года стали читать 13,7% — это очень мало для страны, где процент проникновения интернета среди населения очень высок, а рынок смартфонов который год стабильно растёт. 70,7% украинцев продолжают отдавать предпочтение печатным изданиям. А электронные книги читают лишь 24,6% наших сограждан в возрасте от 12 до 24 лет (даже читающие студенты и школьники, как видите, предпочитают «бумагу»).

Причин для такого положения дел немало. Во-первых, сложности с дистрибуцией электронных книг и процессом их приобретения: отдельные экземпляры интерактивных книг из Украины есть в популярных магазинах приложений, но это — скорее исключение, чем правило. Во-вторых, покупки в интернете при помощи банковских карт недоступны подросткам (траты которых в основном контролируют родители) и людям старшего возраста (которые с банкоматами до сих пор «на вы», что уж тут говорить про какие-то микротранзакции в приложениях).

Вот и получается, что купить книгу, журнал, газету проще в книжном — дал деньги, получил тут же продукт, предварительно полистав и посмотрев на него в реальности. Тактильный фактор и радость обладания оставим заядлым библиофилам. В реальности на первое место выходит практичность покупки и дальнейшего использования — ничего более.

Чтение умирает? Скорее — перерождается

Означает ли падение интереса к книгам то, что украинцы перестают читать в целом? Позволю себе не согласиться с этим тезисом: статистика просмотров для лонгридов в украинских IT-изданиях показывает, что интерес к «длинной форме» в СМИ и блогах не падал и не собирается. Просто сейчас происходит процесс перерождения чтения как такового.

Нас интересует теперь не только текст, но и форма. Всякие медиа-«штуки» вроде роликов, аудио, фотографий. Врезки и цитаты, кросс-посты и ссылки, доступность на мобильном устройстве, заветная кнопка добавления в сервис закладок или автопостинга в личный блог, в блокнот Evernote или «очистки» текста от рекламы и загрузки его в Kindle. Этим стандартная книга или статья похвастаться не могут. Зато это есть у блогов и сайтов.

Появляются новостные проекты, ориентированные в первую очередь на мобильную аудиторию. За ними — будущее чтения. Потому что для 80% читателей смартфон из средства общения превратился за пару прошедших лет в средство потребления (а часто — и средство производства) разнообразного контента.

Текст выживет, несмотря на небольшое снижение интереса к нему. Просто новой площадкой для него станет смартфон, а не экран компьютера или ноутбука. И кто знает — может, в течение следующих нескольких лет мы увидим книги украинских авторов, созданные целиком на смартфонах или планшетах подобно тому, как Хэмингуэй признавал исключительно работу писателя со своей печатной машинкой и ни с чем иным?

Читайте также:

15 книг по копірайтингу завдяки яким ви станете писати цікавіше та ефективніше

П’ять книг про Місяць, які варто прочитати

Інтерактивна карта найпопулярніших книг

Як правильно читати книги, щоб вони були максимально корисними