Построение отношений в эпоху экранов

Барри де Вааль, предприниматель, блогер и один из соавторов книги «Copy & Concept», поднимает в своём посте актуальную тему – отношения в эпоху экранов. Его взгляды и подход к этому вопросу показались нашей редакции интересными, поэтому мы решили поделиться ими с нашими читателями.

Социальность – неологизм, производный от слов «социальный» и «социум». Этот термин подразумевает совокупность людей, живущих в одном обществе, связанных и одновременно разобщённых социальными сетями.

«Мне, как креативному директору маркетингового агентства, сложно делать своим детям-подросткам подобные замечания: «Спрячьте свои телефоны и пойдите поиграть на улицу!» или «Оторвитесь от своих экранов и займитесь чем-нибудь!»

В этом посте я поставлю под сомнение обоснованность и, возможно, даже адекватность этих 2 замечаний. Мы не будем обсуждать родительские обязанности, но коснёмся очевидной и весьма распространённой «Тирании экранов». Хотя эта тирания реальна и явно негативно сказывается на многих семьях, компаниях и других социальных сетях, сейчас самое подходящее время для построения общества, сочетающего в себе плоды личного контакта и того, что предлагают всевозможные технологии социальных медиа.

Именно это убеждение влияет на моё отношение к кампаниям, которые мы проводим в We Are Blossom. Мы ежедневно вносим свой вклад в поток постов в вашей социальной временной шкале. Но мы искренне стараемся быть осмысленными, а не навязчивыми; развлекательными, а не раздражающими. Так как, в ином случае, превратимся в новых Безумцев, только с более умными игрушками.

Находясь в центре этого урагана социальных обновлений, мы должны не только осознавать его риски и недостатки, магию и возможности, мы также должны взять на себя ответственность, возглавив работу по созданию дружественной к потребителю версии нашего социального полушария.

Я не собираюсь лукавить и утверждать, что у меня есть ответы на все вопросы. Но если я смогу дать вам некоторые ценные идеи, то моя миссия на сегодня выполнена.

Мы все скринэйджеры

Мы не можем винить наших детей в том, что они часто используют свои гаджеты. Ведь их круг общения состоит из людей, чьи руки и глаза в большинстве случаев прикованы к экранам. Поколение скринэйджеров переключается со своих девайсов на личный контакт с такой же лёгкостью, с какой лимбургеры переходят с голландского на свой местный диалект. И хотя вы и не родились с веб-доменом для своего имени и гаджетом руках, на самом деле вы тоже стали скринэйджером.

Но, вопреки бытующему мнению, это не так уж и плохо. Просто необходимо избегать острых краёв и благосклонно относится к «скринэйджерству» как к таковому. И это не только личное мнение Вааля, который работает в сфере маркетинга. Любой бизнес выиграет, если будет развивать как свою продающую, так и социальную составляющую.

Ошибка атрибуции

Конечно, довольно часто экраны наших телефонов, ноутбуков и умных часов уничтожают разговорную вечеринку так, как гонорея убивает сексуальное влечение. Но давайте не будем совершать фундаментальную ошибку атрибуции, уверяя, что использование экрана является основной причиной коммуникационных проблем у людей и их отдаления друг от друга. Ведь, работая в плотном тандеме со своим гаджетом, ваши друзья, коллеги или дети могут начать сбор средств для Датского центра сердца или сделать важный шаг в науке, создать великолепный дизайн продукта или протез на 3D-принтере для развивающихся стран.

Что советуют окружающие?

Эта фундаментальная ошибка в атрибуции допускается почти всеми блогами и книгами о социальных сетях и чрезмерном использовании экрана. Как правило, они предлагают составить расписание использования, установить дни без технологий, или полностью отучить себя от экранов. Попадаются и стоящие советы, например: «Поймите, какое место социальные медиа и их использование занимают в вашей жизни».

Дофамин

Мы все знаем о науке и технологиях, которые заставляют нас пролистывать, свайпать и нажимать на кнопку «Нравиться», мы знаем и об импульсе, который испытываем, увидев непрочитанные сообщения, мы также осведомлены о дофамине, успокаивающем социально-голодный мозг, нам знакома и необходимость поддерживать контакт с друзьями, родственниками и коллегами. Синдром упущенных возможностей, признанная причина того, почему мы не можем не смотреть в наши телефоны. Хотя, первоисточники могут быть намного глубже, нежели банальное нежелание что-то пропустить.

Причина vs. Эффекта

В чём же причина, и каков эффект? Являются ли устройства и приложения основанием для нашего постоянного стресса, или мы сами виноваты в этом? Являются ли устройства и приложения настолько требовательными, что мы не можем им противостоять? Или мы сами лишаем себя возможности что-либо упустить? Другими словами: смартфоны, экраны и социальные медиа обвиняют так же, как и сигареты, хотя последние не являются причиной курения.

Результат vs. Причина

Результатом «зависания» в смартфонах может быть негативная реакция окружающих: они считают, что вы отгораживаетесь от них. Но, на самом деле, вы вовсе не хотели ни от кого отдаляться. Причина кроется в другом: вы хотите быть вовлечены в мир, который даёт то, чего вы хотите и когда хотите. Своеобразный шведский стол из контента на любой вкус.

Уверенность vs. Неопределённость

Наш мозг почти постоянно выбирает между: A) определённостью – крошечная порция дофамина, которую мы получаем от «лайков», перепостов и комментирования и B) неопределённостью – что произойдет, когда не будет экрана, чтобы развлечь нас. По-видимому, уверенность в небольшом и мгновенном вознаграждении превосходит чувство неопределённости и неуверенности. Считаете, что мгновенное удовлетворение связано с мозгом ребёнка или подростка? А вот и нет. Как оказалось, взрослые могут быть почти такими же нетерпеливыми, как и дети, когда дело доходит до их смартфонов. Хотя взрослые имеют более развитую префронтальную кору (часть мозга, которая влияет на наше импульсивное поведение), они все равно становятся жертвами мгновенного удовлетворения. Почему? Для них смартфоны – это то, чем были зефиры в знаменитом «Эксперименте с зефиром», выполненном в Стэндфордском университете: просто слишком трудно устоять.

Слабы ли мы духом?

Скорее всего, мы просто меняемся. Технология изменяется настолько быстро, что, по сравнению с ней, скорость перепрограммирования нашего мозга слишком мала. И, в результате, наши поведенческие изменения попросту не поспевают. Нет ничего странного в том, что мы смотрим на экраны, когда они загораются: это зачастую полезный опыт, так почему бы и нет? Нам просто нужно нажать кнопку, чтобы запомнить (Google, Shazam), найти домработницу (Helpling) или получить машину, когда она понадобится (GreenWheels). Сегодня мы испытываем столько веселья, развлечений и прогресса благодаря играм, видеозвонкам и общению в реальном времени во время прямых трансляций. Ввиду этого неуместно делать замечания, утверждая, что реальное общение должно быть предпочтительным, потому что оно будет более ценным и социальным.

Консолидация

Вместо того, чтобы ратовать на то, что мы обанкротились в социальном плане, мы будем пожинать плоды всех доступных технологий, а также опыта (положительного и отрицательного), который мы получили на первом этапе интенсивного потребления социальных сетей за последние 3-5 лет.

Как обычно бывает с общественным развитием, после периода чрезмерного потребления, последующих стрессов и болезней мы вступаем в фазу консолидации, во время которой чувство единения, обмена и подлинного соединения на самом деле происходит от просмотра чего-то на Facebook, YouTube, Instagram или Snapchat и не конкурирует с более традиционными способами взаимодействия, а просто даёт нам дополнительные инструменты, время и способы связи.

Проще говоря: давайте не будем воспринимать экранное время, как часы, которые лучше бы потратили на личную беседу. Давайте будем рассматривать его не как замену, а как дополнение к нашей ежедневной дозе разговора. Так, как это и было задумано в первую очередь. Как технологию, которая помогает нам говорить, делиться, развлекаться по-новому, а не так, как мы привыкли.

Безусловно, никто не отрицает факт того, что социальные платформы, приложения, бренды создают контент, который заставляет потребителей хотеть нажимать, вовлекаться и взаимодействовать с ними. Но в этом случае ключевое слово: «хочу». Как общество (и как компании, семьи и группы друзей, из которых оно состоит), мы должны уравновесить это с другими интересными, значимыми разговорными моментами; либо на экране, либо вне экрана.

Экспериментируйте. Учитесь. Совершенствуйтесь.

Далее мы снова процитируем Барри де Вааля: «Позвольте привести личный пример значимого дополнения, которым могут быть социальные сети. Instagram-контент, которым мой 13-летний сын ежедневно делится со мной, даёт мне ценную информацию о том, что и кого он любит и ненавидит. Я слушаю музыку на его странице Soundcloud и YouTube-канале, над которым он работает как молодой продюсер.

Я вижу в этом много положительного. Мои дети делают материалы для аудитории, что является отличным способом развить уверенность, стойкость и эмпатию. И мой сын, и моя дочь (которая делает свои первые шаги на Musical.ly и в Instagram) размещают информацию в интернете, что заставляет их беспокоиться о фидбеке. Что здорово, потому что им придётся иметь дело с обратной связью всю оставшуюся жизнь. Кроме того, они на своём опыте знают, что такое, когда твой труд находит отклик, а когда игнорируется фолловерами (пусть, пока и маленькой аудиторией).

Это всё детские игрушки? Нет, так как это легко перенести в мир взрослых. Просто мы, взрослые, боимся ошибаться. И это позор, конечно. Ведь наша кривая обучения могла быть намного круче, если б мы использовали социальные сети и другие платформы, чтобы также экспериментировать, учиться и совершенствоваться, как наши дети. Мы могли бы обнаружить, что вокруг есть тысячи таких же людей, как и мы, с которыми можно разговаривать, чувствовать связь и благодаря которым можно создавать более качественные и успешные вещи.

Вот почему я уверен, что мое определение слова «Социальность» в верхней части этой статьи постепенно изменится на следующее: «Социальность – неологизм, происходящий от «социальный» и «социум». Этот термин подразумевает совокупность людей, живущих в одном обществе, связанных и обогащённых благодаря социальным сетям».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Источник: Medium

Читайте также:

Нам нужна новая наука прогресса

Роботы занимаются наукой – и это отлично

Smart city – новый идеальный город?

Улучшаем нетворкинг: 59 фраз, с которых можно начать разговор