Этика хорошего дизайна — новые принципы для цифровой эры

В 1960-х годах Дитер Рамс (Dieter Rams), немецкий промышленный дизайнер, евангелист школы функционализма в промышленном дизайне сформировал 10 принципов качественного дизайна. В его версии хороший дизайн:

  1. является инновационным;
  2. делает продукт полезным;
  3. эстетичен;
  4. помогает продукту быть понятным;
  5. ненавязчив;
  6. честен;
  7. долговечен;
  8. продуман до мельчайших деталей;
  9. гармонирует с окружающей средой;
  10. хороший дизайн — это когда дизайна настолько мало, насколько возможно.

В нынешнюю эпоху цифровых технологий стоит добавить одиннадцатый принцип, который поможет принимать решение как дизайнеру продукта, так и пользователю подключённых устройств. Но чтобы сделать это, необходимо чётко определить пробел в вышеупомянутых правилах.

Дитер Рамс отвечал за дизайн в компании Braun с 1962 по 1995 год. На фотографии — модульная аудиосистема Hi-Fi (1959), разработанная Дитером Рамсом. Даже через почти 60 лет она выглядит вполне современно

Дитер Рамс отвечал за дизайн в компании Braun с 1962 по 1995 год. На фотографии — модульная аудиосистема Hi-Fi (1959), разработанная Дитером Рамсом. Даже через почти 60 лет она выглядит вполне современно

Эволюция выбора

Десятка принципов Рамса — это основоположные правила в разработке дизайна продукта. Они вполне актуальны даже в цифровую эпоху. Ведь и сегодня мы ценим в товаре простоту, инновационность, функциональность и долговечность. Тем не менее, ситуация постепенно меняется. Теперь, когда в нашу повседневную жизнь вошёл новый класс продуктов, появились такие дизайнерские характеристики, которые Рамс не мог предвидеть 40 лет назад. Сегодняшние цифровые продукты могут соответствовать требованиям «хорошего дизайна» Рамса и в то же время, нарушать их.

Цветовая кодировка элементов управления в устройствах Braun: наглядная демонстрация принципов качественного дизайна Дитера Рамса

Цветовая кодировка элементов управления в устройствах Braun: наглядная демонстрация принципов хорошего дизайна Дитера Рамса

Хотя во времена Рамса рынок, как и всегда, был наполнен образцами плохого дизайна, именно потребитель мог решать, какие продукты выбирать и в какой степени их использовать. Он контролировал ситуацию. Сегодня такой контроль смещается от потребителя продукта к его дизайнеру, по причине капитализации когнитивных уязвимостей, которые присущи людям. Разработчики продуктов уклонились от контроля и ответственности. Например, исследования того, сколько раз в день мы обращаемся к нашим цифровым гаджетам (75-150 раз, в зависимости от исследования), часто сопровождаются самокритичными комментариями. Вместе с тем, мы редко слышим о том, что происходит с другой стороны цикла разработки продукта: невидимая рука дизайнера творит без всякого общественного контроля. Почему так происходит? Очевидно, из-за изменения среды разработки.

Пересмотр принципов

Принципы Дитера Рамса часто называют Десятью заповедями хорошего дизайна. Но это определение заставляет воспринимать их, как абсолютные законы, что-то наподобие выгравированных в камне скрижалей. А ведь условия работы рынка меняются, а потому должны меняться и принципы. И вот какую одиннадцатую поправку необходимо внести:

— Хороший дизайн этичен. Качественный продукт ставит интересы пользователя в центр своего предназначения, то есть той задачи, для которой он вообще был выпущен. Любые попытки повлиять на поведение пользователя осуществляются в рамках его собственного благополучия и благополучия окружающих.

6-й принцип Рамса наиболее близок к вышеупомянутому утверждению. Однако, там дизайнер говорил о целостности продукта с точки зрения ложных обещаний или завышения его стоимости. Вряд ли вы будете использовать продукты, нарушающие этот принцип. А вот продукты, нарушающие 11-й принцип, могут поймать человека в ловушку его собственных интересов.

Как мы определяем этику дизайна?

Возникает вопрос: а кто может решить, что этично, а что — нет? Чёткого ответа на этот вопрос нет. Так же, как невозможно чётко определить, что такое эстетика. Каждый определяет собственный критерий того, что является этичным или неэтичным, что попадает в «серую» зону. Кроме того, как всё это учитывать в работе и какие продукты допускать в свою жизнь. Но наиболее важным моментом является то, что этика дизайна должна занять положенное ей место.

Сообществу дизайнеров и разработчиков придётся ответить, как минимум, на вопросы, что является критерием успеха, помимо усиленного внимания пользователя к продукту. Кто должен отвечать за этический дизайн на стороне разработки продукта? Как контролировать конфликт интересов? Обсуждение в этом направлении уже началось. Тем не менее, ответ на следующие два фундаментальных вопроса поможет нам двигаться дальше:

  • С точки зрения пользователя, действительно ли то, что я сделал, является на 100% моим выбором?
  • С позиции дизайнера: действительно ли то, что я собираюсь представить потребителю, полезно для его благополучия?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

По материалам Medium.com

Читайте также:

Дизайнерам на замітку: кінопостери як джерело натхнення

Інтер’єр космічного корабля для комерційних польотів VSS Unity від Virgin Galactic

Як буде виглядати наша планета через 250 мільйонів років. Відео

Про плани Тома Круза зняти фільм в космосі та наскільки їх реально реалізувати