Этика хорошего дизайна — новые принципы для цифровой эры

В 1960-х годах Дитер Рамс (Dieter Rams), немецкий промышленный дизайнер, евангелист школы функционализма в промышленном дизайне сформировал 10 принципов качественного дизайна. В его версии хороший дизайн:

  1. является инновационным;
  2. делает продукт полезным;
  3. эстетичен;
  4. помогает продукту быть понятным;
  5. ненавязчив;
  6. честен;
  7. долговечен;
  8. продуман до мельчайших деталей;
  9. гармонирует с окружающей средой;
  10. хороший дизайн — это когда дизайна настолько мало, насколько возможно.

В нынешнюю эпоху цифровых технологий стоит добавить одиннадцатый принцип, который поможет принимать решение как дизайнеру продукта, так и пользователю подключённых устройств. Но чтобы сделать это, необходимо чётко определить пробел в вышеупомянутых правилах.

Дитер Рамс отвечал за дизайн в компании Braun с 1962 по 1995 год. На фотографии — модульная аудиосистема Hi-Fi (1959), разработанная Дитером Рамсом. Даже через почти 60 лет она выглядит вполне современно

Дитер Рамс отвечал за дизайн в компании Braun с 1962 по 1995 год. На фотографии — модульная аудиосистема Hi-Fi (1959), разработанная Дитером Рамсом. Даже через почти 60 лет она выглядит вполне современно

Эволюция выбора

Десятка принципов Рамса — это основоположные правила в разработке дизайна продукта. Они вполне актуальны даже в цифровую эпоху. Ведь и сегодня мы ценим в товаре простоту, инновационность, функциональность и долговечность. Тем не менее, ситуация постепенно меняется. Теперь, когда в нашу повседневную жизнь вошёл новый класс продуктов, появились такие дизайнерские характеристики, которые Рамс не мог предвидеть 40 лет назад. Сегодняшние цифровые продукты могут соответствовать требованиям «хорошего дизайна» Рамса и в то же время, нарушать их.

Цветовая кодировка элементов управления в устройствах Braun: наглядная демонстрация принципов качественного дизайна Дитера Рамса

Цветовая кодировка элементов управления в устройствах Braun: наглядная демонстрация принципов хорошего дизайна Дитера Рамса

Хотя во времена Рамса рынок, как и всегда, был наполнен образцами плохого дизайна, именно потребитель мог решать, какие продукты выбирать и в какой степени их использовать. Он контролировал ситуацию. Сегодня такой контроль смещается от потребителя продукта к его дизайнеру, по причине капитализации когнитивных уязвимостей, которые присущи людям. Разработчики продуктов уклонились от контроля и ответственности. Например, исследования того, сколько раз в день мы обращаемся к нашим цифровым гаджетам (75-150 раз, в зависимости от исследования), часто сопровождаются самокритичными комментариями. Вместе с тем, мы редко слышим о том, что происходит с другой стороны цикла разработки продукта: невидимая рука дизайнера творит без всякого общественного контроля. Почему так происходит? Очевидно, из-за изменения среды разработки.

Пересмотр принципов

Принципы Дитера Рамса часто называют Десятью заповедями хорошего дизайна. Но это определение заставляет воспринимать их, как абсолютные законы, что-то наподобие выгравированных в камне скрижалей. А ведь условия работы рынка меняются, а потому должны меняться и принципы. И вот какую одиннадцатую поправку необходимо внести:

— Хороший дизайн этичен. Качественный продукт ставит интересы пользователя в центр своего предназначения, то есть той задачи, для которой он вообще был выпущен. Любые попытки повлиять на поведение пользователя осуществляются в рамках его собственного благополучия и благополучия окружающих.

6-й принцип Рамса наиболее близок к вышеупомянутому утверждению. Однако, там дизайнер говорил о целостности продукта с точки зрения ложных обещаний или завышения его стоимости. Вряд ли вы будете использовать продукты, нарушающие этот принцип. А вот продукты, нарушающие 11-й принцип, могут поймать человека в ловушку его собственных интересов.

Как мы определяем этику дизайна?

Возникает вопрос: а кто может решить, что этично, а что — нет? Чёткого ответа на этот вопрос нет. Так же, как невозможно чётко определить, что такое эстетика. Каждый определяет собственный критерий того, что является этичным или неэтичным, что попадает в «серую» зону. Кроме того, как всё это учитывать в работе и какие продукты допускать в свою жизнь. Но наиболее важным моментом является то, что этика дизайна должна занять положенное ей место.

Сообществу дизайнеров и разработчиков придётся ответить, как минимум, на вопросы, что является критерием успеха, помимо усиленного внимания пользователя к продукту. Кто должен отвечать за этический дизайн на стороне разработки продукта? Как контролировать конфликт интересов? Обсуждение в этом направлении уже началось. Тем не менее, ответ на следующие два фундаментальных вопроса поможет нам двигаться дальше:

  • С точки зрения пользователя, действительно ли то, что я сделал, является на 100% моим выбором?
  • С позиции дизайнера: действительно ли то, что я собираюсь представить потребителю, полезно для его благополучия?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

По материалам Medium.com