Боб Мессершмидт (Bob Messerschmidt) присоединился к команде разработчиков устройства Apple Watch в 2010 году, после того, как Apple купила его стартап. Мессершмидт разрабатывал архитектуру новых сенсорных технологий для смарт-часов — датчики сердечного ритма в Apple Watch были созданы именно командой Боба.
Поскольку в часах сделали главный акцент именно на отслеживании состояния здоровья владельца, Мессершмидт принимал активное участие в разработке дизайна продукта и часто пересекался с группой специалистов Industrial Design под руководством легендарного дизайнера Apple Джони Айва.
Мессершмидт провёл в Apple 3 года, прежде чем снова заняться собственными проектами, но работа в знаменитой корпорации многому его научила. Предприниматель делится своими наблюдениями о разработке дизайна, командной работе, конспирации и том самом «пути Apple» в создании новых продуктов.
Работать с Айвом
—Я был архитектором в процессе создания нового продукта, и вместе с командой мы первыми разрабатывали идеи для внедрения в Apple Watch. Наши представления о будущих функциях в смарт-часах должны были воплощать в жизнь инженеры компании. А мы, в свою очередь, должны были ориентироваться на требования пользователя — а их диктовала нам команда Джони Айва.
Однажды на встрече с Industrial Design я сообщил, что мы хотим поместить датчики сердечного ритма на внутренней стороне запястья — там они будут работать точнее, чем на внешней стороне. Но мне ответили, что это не соотносится с последними трендами в дизайне: ремешок часов будет сменным, потому в нём не должно быть никаких сенсоров. Мы с коллегами пересмотрели своё отношение к местоположению датчика и выдали следующее заключение: датчик может находиться на внешней стороне руки (то есть, в самих часах), но тогда нужно обеспечить максимально близкий контакт с рукой человека, чтобы точно считывать пульс. Дизайнеры опять выступили против: оказывается, такое положение часов на руке не соответствует пользовательским привычкам. Никому не нравится, когда часы туго стягивают руку — человек предпочитает их свободное перемещение по кисти.
И нам приходилось прислушиваться к советам команды Айва, потому что они транслировали пожелания самих пользователей. В угоду пожеланиям будущих владельцев мы искали новые инженерные решения. Именно в этом и заключается главная особенность создания промышленного дизайна в Apple — надо ориентироваться на пользовательский опыт. Если бы разработкой занимались только инженеры, они могли бы махнуть рукой на требования пользователя к дизайну — но такой продукт, скорее всего, не продержался бы долго на рынке. В течение всего периода разработки, на каждом этапе осуждения продукта необходимо ориентироваться на пользователя. Я думаю, именно это отличает Apple от других компаний.
Я горжусь своей причастностью к созданию датчика сердечного ритма, который эксперты признают одним из самых точных продуктов Apple. А кроме того, он является одним из самых качественных подобных устройств в отрасли. Сегодня множество фитнес-трекеров умеют считать пульс, но некоторые из них уже столкнулись с исками пользователей из-за некачественного сбора данных.
Дизайн важнее трендов
—В Apple всегда ориентируются на пользовательский опыт, когда приступают к созданию нового устройства. Не столько технологии, сколько дизайн гаджета формирует благоприятное впечатление и заставляет владельца одного Apple-устройства покупать следующее. На самом деле, в компании не стремятся возглавить новый технологический тренд — там ценят элегантность, удобство и эстетическое удовольствие от использования продуктов.
Хороший пример — разработка виртуальной реальности или 3D-телевидения. Почему Apple не берётся за выпуск своих VR-устройств или программного обеспечения для этой отрасли? Потому что пока ещё не вполне понятно, как будет развиваться это направление и каким будет пользовательский опыт от массового распространения виртуальной реальности. Даже венчурные инвесторы пока ещё не спешат поддерживать VR, а первые впечатления пользователей не всегда приятные.
Что касается 3D-телевидения — помните, как несколько лет назад все только и твердили, что ТВ-индустрия перейдёт в трёхмерный формат? Выпускали очки, снимали 3D-фильмы. Apple так и не примкнула к числу компаний, увлёкшихся 3D, но и телевидение не отказалось от «устаревшего» 2D. Возможно, последний и не позволяет так глубоко погружаться в теле-историю, зато не требует использования дополнительных устройств. Пользователи не любят излишних сложностей, а Apple — всегда на стороне пользователей.
Все детали важны, но некоторые — важнее других
—Для Apple недостаточно создавать просто хороший продукт. Каждый новый гаджет должен быть хорош во всех отношениях, с любой точки зрения. Я не раз слышал, как инженеры превратно передают слова Стива Джобса о том, что необходимо тщательно контролировать все нюансы разработки, даже если их целая тысяча. На самом деле, не все процессы требовали одинакового внимания, основной фокус был направлен на дизайн и, опять-таки, впечатления пользователя от продукта, его опыт. В создании продукта всегда следовало концентрироваться на будущем процессе взаимодействия с устройством. Он должен приносить удовольствие.
Искусство отказывать
—Работа в Apple отличается от работы в других компания Кремниевой Долины. Многим инженерам, разработчикам сложно смириться с тем фактом, что в основе любого продукта лежит его изысканный внешний вид, а дизайн превалирует над технологией. Представьте, что только в Купертино работает 12 тыс. инженеров, которые время от времени выдвигают новые идеи. Но процент воплощённых в продукте идей — маленький, и многие негативно реагируют на это, недоумевая, почему именно их «гениальная выдумка» не была реализована.
Что действительно отличало Джобса — его умение отвергать идеи, пока разработчик не приходил с действительно прорывным, новым решением. Я очень хорошо усвоил это урок: говори «нет», пока продукт не будет действительно стоящим.
Слишком много секретов
—Стив Джобс добивался от нас соблюдения секретности для того, чтобы произвести настоящий информационный взрыв в день презентации нового продукта. Сегодня же многие в компании пытаются с помощью конспирации создать видимость того, что они занимаются чем-то архиважным и мегамасштабным (хотя просто разрабатывают очередное обновление приложений).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Битва инженеров и маркетологов
—Любой инженер из Apple станет уверять вас, что именно его команда руководит разработкой продукта, а отдел маркетинга никак не влияет на этот процесс. Я помню, что был целый корпус для отдела маркетинга, и мне всегда было интересно, чем же именно занимаются его сотрудники, ведь они не участвуют в процессе работы с продуктом. Но, общаясь с маркетологами, я узнал, что они считают себя ответственными за принятие всех решений, а инженеры, по их словам, вовсе лишены голоса.
У меня нет никаких реальных доказательств, но я уверен, что Джобс преднамеренно рассадил инженеров с маркетологами по разным офисам, а также настроил рабочий процесс таким образом, что эти 2 лагеря практически не пересекались. У них ведь абсолютно разные типы мышления, так что все коммуникации происходили через высшее руководство. Поэтому и те, и другие были уверены, что именно они управляют всем. На самом же деле, именно команда управленцев принимала главные решения, а от инженеров и маркетологов требовались лишь новые идеи; для воплощения самых удачных из них всегда находились ресурсы.
Простота структуры
—В Apple не было бизнес-подразделений, а центр прибыли был один для всей компании. Поэтому в ней не было десяти разных менеджеров, пытающихся разделить бюджет в зависимости от доходности того или иного отдела. Это тоже существенно отличает Apple от других компаний, в ней не приходилось соревноваться за ресурсы, финансирование проектов. Инженеры не зависели от предварительно установленных рамок бюджета. Достаточно было представить свой проект и объяснить, сколько специалистов необходимо привлечь в команду, какие потребуются дополнительные ресурсы. А в утверждённом годовом бюджете выделялась сумма на проект. Она могла оказаться как меньше требуемой, так и больше.
Такая структура более характерна для стартапов, а не для корпораций с огромным годовым оборотом, но для Apple эта схема работала. Я уверен, что если озвучить такую структуру работы большой компании в бизнес-школе Гарварда, вас попросту засмеют и скажут, что это невозможно.
Незаменимый Джобс
—Уже когда стало известно о болезни Джобса, многие принялись за поиск «секретной формулы», которую можно было бы записать и передать следующим руководителям компании. Думаю, в этом и состояла главная ошибка: они считали, что этому можно научить. Мы до сих пор ещё оцениваем, как развивается Apple после ухода самого яркого её руководителя; удерживает ли компания тот уровень, которого достигла при Джобсе. Моё личное мнение — больше «нет», чем «да». Apple в 2016-м уже не занимает того положения, которое было у неё 5 лет назад.
Источник: FastCompany