«У нас дизайнеры руководили инженерами» — создатель датчиков для Apple Watch

Боб Мессершмидт (Bob Messerschmidt) присоединился к команде разработчиков устройства Apple Watch в 2010 году, после того, как Apple купила его стартап. Мессершмидт разрабатывал архитектуру новых сенсорных технологий для смарт-часов — датчики сердечного ритма в Apple Watch были созданы именно командой Боба.

Поскольку в часах сделали главный акцент именно на отслеживании состояния здоровья владельца, Мессершмидт принимал активное участие в разработке дизайна продукта и часто пересекался с группой специалистов Industrial Design под руководством легендарного дизайнера Apple Джони Айва.

3062576-poster-p-2-what-i-learned-from-working-with-jony-ive-on-the-apple-watch

Мессершмидт провёл в Apple 3 года, прежде чем снова заняться собственными проектами, но работа в знаменитой корпорации многому его научила. Предприниматель делится своими наблюдениями о разработке дизайна, командной работе, конспирации и том самом «пути Apple» в создании новых продуктов.

Работать с Айвом

—Я был архитектором в процессе создания нового продукта, и вместе с командой мы первыми разрабатывали идеи для внедрения в Apple Watch. Наши представления о будущих функциях в смарт-часах должны были воплощать в жизнь инженеры компании. А мы, в свою очередь, должны были ориентироваться на требования пользователя — а их диктовала нам команда Джони Айва.

Однажды на встрече с Industrial Design я сообщил, что мы хотим поместить датчики сердечного ритма на внутренней стороне запястья — там они будут работать точнее, чем на внешней стороне. Но мне ответили, что это не соотносится с последними трендами в дизайне: ремешок часов будет сменным, потому в нём не должно быть никаких сенсоров. Мы с коллегами пересмотрели своё отношение к местоположению датчика и выдали следующее заключение: датчик может находиться на внешней стороне руки (то есть, в самих часах), но тогда нужно обеспечить максимально близкий контакт с рукой человека, чтобы точно считывать пульс. Дизайнеры опять выступили против: оказывается, такое положение часов на руке не соответствует пользовательским привычкам. Никому не нравится, когда часы туго стягивают руку — человек предпочитает их свободное перемещение по кисти.

И нам приходилось прислушиваться к советам команды Айва, потому что они транслировали пожелания самих пользователей. В угоду пожеланиям будущих владельцев мы искали новые инженерные решения. Именно в этом и заключается главная особенность создания промышленного дизайна в Apple — надо ориентироваться на пользовательский опыт. Если бы разработкой занимались только инженеры, они могли бы махнуть рукой на требования пользователя к дизайну — но такой продукт, скорее всего, не продержался бы долго на рынке. В течение всего периода разработки, на каждом этапе осуждения продукта необходимо ориентироваться на пользователя. Я думаю, именно это отличает Apple от других компаний.

Я горжусь своей причастностью к созданию датчика сердечного ритма, который эксперты признают одним из самых точных продуктов Apple. А кроме того, он является одним из самых качественных подобных устройств в отрасли. Сегодня множество фитнес-трекеров умеют считать пульс, но некоторые из них уже столкнулись с исками пользователей из-за некачественного сбора данных.

Дизайн важнее трендов

—В Apple всегда ориентируются на пользовательский опыт, когда приступают к созданию нового устройства. Не столько технологии, сколько дизайн гаджета формирует благоприятное впечатление и заставляет владельца одного Apple-устройства покупать следующее. На самом деле, в компании не стремятся возглавить новый технологический тренд — там ценят элегантность, удобство и эстетическое удовольствие от использования продуктов.

Хороший пример — разработка виртуальной реальности или 3D-телевидения. Почему Apple не берётся за выпуск своих VR-устройств или программного обеспечения для этой отрасли? Потому что пока ещё не вполне понятно, как будет развиваться это направление и каким будет пользовательский опыт от массового распространения виртуальной реальности. Даже венчурные инвесторы пока ещё не спешат поддерживать VR, а первые впечатления пользователей не всегда приятные.

Что касается 3D-телевидения — помните, как несколько лет назад все только и твердили, что ТВ-индустрия перейдёт в трёхмерный формат? Выпускали очки, снимали 3D-фильмы. Apple так и не примкнула к числу компаний, увлёкшихся 3D, но и телевидение не отказалось от «устаревшего» 2D. Возможно, последний и не позволяет так глубоко погружаться в теле-историю, зато не требует использования дополнительных устройств. Пользователи не любят излишних сложностей, а Apple — всегда на стороне пользователей.

Все детали важны, но некоторые — важнее других

—Для Apple недостаточно создавать просто хороший продукт. Каждый новый гаджет должен быть хорош во всех отношениях, с любой точки зрения. Я не раз слышал, как инженеры превратно передают слова Стива Джобса о том, что необходимо тщательно контролировать все нюансы разработки, даже если их целая тысяча. На самом деле, не все процессы требовали одинакового внимания, основной фокус был направлен на дизайн и, опять-таки, впечатления пользователя от продукта, его опыт. В создании продукта всегда следовало концентрироваться на будущем процессе взаимодействия с устройством. Он должен приносить удовольствие.

Искусство отказывать

—Работа в Apple отличается от работы в других компания Кремниевой Долины. Многим инженерам, разработчикам сложно смириться с тем фактом, что в основе любого продукта лежит его изысканный внешний вид, а дизайн превалирует над технологией. Представьте, что только в Купертино работает 12 тыс. инженеров, которые время от времени выдвигают новые идеи. Но процент воплощённых в продукте идей — маленький, и многие негативно реагируют на это, недоумевая, почему именно их «гениальная выдумка» не была реализована.

Что действительно отличало Джобса — его умение отвергать идеи, пока разработчик не приходил с действительно прорывным, новым решением. Я очень хорошо усвоил это урок: говори «нет», пока продукт не будет действительно стоящим.

bob-messerschmidt

Боб Мессершмидт

Слишком много секретов

—Стив Джобс добивался от нас соблюдения секретности для того, чтобы произвести настоящий информационный взрыв в день презентации нового продукта. Сегодня же многие в компании пытаются с помощью конспирации создать видимость того, что они занимаются чем-то архиважным и мегамасштабным (хотя просто разрабатывают очередное обновление приложений).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Битва инженеров и маркетологов

—Любой инженер из Apple станет уверять вас, что именно его команда руководит разработкой продукта, а отдел маркетинга никак не влияет на этот процесс. Я помню, что был целый корпус для отдела маркетинга, и мне всегда было интересно, чем же именно занимаются его сотрудники, ведь они не участвуют в процессе работы с продуктом. Но, общаясь с маркетологами, я узнал, что они считают себя ответственными за принятие всех решений, а инженеры, по их словам, вовсе лишены голоса.

У меня нет никаких реальных доказательств, но я уверен, что Джобс преднамеренно рассадил инженеров с маркетологами по разным офисам, а также настроил рабочий процесс таким образом, что эти 2 лагеря практически не пересекались. У них ведь абсолютно разные типы мышления, так что все коммуникации происходили через высшее руководство. Поэтому и те, и другие были уверены, что именно они управляют всем. На самом же деле, именно команда управленцев принимала главные решения, а от инженеров и маркетологов требовались лишь новые идеи; для воплощения самых удачных из них всегда находились ресурсы.

Простота структуры

В Apple не было бизнес-подразделений, а центр прибыли был один для всей компании. Поэтому в ней не было десяти разных менеджеров, пытающихся разделить бюджет в зависимости от доходности того или иного отдела. Это тоже существенно отличает Apple от других компаний, в ней не приходилось соревноваться за ресурсы, финансирование проектов. Инженеры не зависели от предварительно установленных рамок бюджета. Достаточно было представить свой проект и объяснить, сколько специалистов необходимо привлечь в команду, какие потребуются дополнительные ресурсы. А в утверждённом годовом бюджете выделялась сумма на проект. Она могла оказаться как меньше требуемой, так и больше.

Такая структура более характерна для стартапов, а не для корпораций с огромным годовым оборотом, но для Apple эта схема работала. Я уверен, что если озвучить такую структуру работы большой компании в бизнес-школе Гарварда, вас попросту засмеют и скажут, что это невозможно.

Незаменимый Джобс

—Уже когда стало известно о болезни Джобса, многие принялись за поиск «секретной формулы», которую можно было бы записать и передать следующим руководителям компании. Думаю, в этом и состояла главная ошибка: они считали, что этому можно научить. Мы до сих пор ещё оцениваем, как развивается Apple после ухода самого яркого её руководителя; удерживает ли компания тот уровень, которого достигла при Джобсе. Моё личное мнение — больше «нет», чем «да». Apple в 2016-м уже не занимает того положения, которое было у неё 5 лет назад.

Источник: FastCompany

Читайте также:

Все що показали на Apple Event 2024

Все що показала Apple на WWDC 2024

Apple назвала найкращі додатки та ігри року за версією App Store Awards 2024

Що таке Apple Vision Pro – кому потрібний цей гаджет і чи варто його купувати