3G, 2 теракта, 1 смартфон

Во времена Хемингуэя репортёр мог спокойно отправить материал в газету по почте и не опасаться, что текст утратит актуальность. Но технический прогресс увеличил скорость передачи информации, а мобильные устройства позволяют сегодня вести текстовую и видеотрансляцию с места событий через обычный смартфон.

Поводом для прямого включения может стать всё, что угодно — мобильный интернет и встроенная камера позволяют транслировать хоть и ежедневные прогулки по набережной. Вот только в современном мире репортаж с шоу фейерверков может превратиться в историю о теракте. Рихард Гутьяр (Richard Gutjahr), репортёр крупнейшей телерадиокомпании Германии ARD, в 2016-м стал новым примером того, как это бывает: он оказался на месте террористических атак 14 июля во французской Ницце и 22 июля в его родном Мюнхене — и делал прямой репортаж с места событий с помощью минимального набора: iPhone и наушников.

Gutjahr_13

Ницца: 24 часа в Skype

Сами по себе мобильные репортажи уже не удивительны. Работники СМИ вооружаются селфи-палкой, штативом, специальными линзами и Bluetooth-микрофоном для лучшего качества звука и видео. Но Гутьяр оказался в самом эпицентре событий без своей стандартной сумки мобильного журналиста: на Лазурном Берегу в День взятия Бастилии он был в отпуске. Из гостиничного номера Рихард транслировал детали празднования через Snapchat, когда заметил, что на набережной «что-то пошло не так».

«— Я всё ещё был в Snapchat, когда понял, что на улице происходит какая-то сумятица и паника. Можно было ожидать всего, чего угодно, но я не хотел транслировать это в прямом эфире в интернет. Я выключил трансляцию, сменил положение смартфона на горизонтальное и стал просто фиксировать на видео все события. Когда грузовик остановили, я выбежал на улицу чтобы сделать несколько кадров общего плана.»

Ещё на улице Гутьяр опубликовал в Twitter нечёткое изображение с набережной Ниццы, а вернувшись в номер, связался с ARD и сообщил, что он, возможно, стал свидетелем террористического акта. И с этого момента стартовал онлайн-марафон, который продлился для Рихарда более суток. Он объединил видео и текстовые трансляции, публикацию фото и около 80 интервью в прямом эфире всевозможным радио-, интернет- и телевыпускам новостей.

nicca-terract

Особенно сложно Гутьяру было с принятием самостоятельных решений об этической стороне публикации отдельных фото и видео. Он сознательно отказался от видеотрансляции в Snapchat, YouTube, Facebook Live или Periscope и предоставил редакторам в студии ARD отбирать контент для эфира. По собственным признаниям репортёра, после всего увиденного на улице Ниццы он был не в состоянии адекватно оценивать допустимость распространения того или иного материала.

«— Все ожидали, что я буду стримить с набережной. Но лучшее решение по съёмке событий, которое я принял в тот вечер — это решение не снимать то, что я нарочно оставил за кадром.»

Вместо трансляции непосредственно с улицы, Гутьяр вёл репортаж через видеозвонок Skype с балкона гостиницы, снимая машины скорой помощи и полиции, толпу пострадавших и помогающих им волонтёров, но без крупных планов. Тёмное время суток способствовало тому, что в кадр не попали кровавые детали произошедшего или лица участников событий. Переговоры с журналистами из разных телестудий длились несколько часов подряд, так что Гутьяр успел уже пожалеть, что у него нет хотя бы штатива, чтобы вести стабильную съёмку. Для улучшения звука сгодились обычные Apple-наушники с микрофоном, а внешний аккумулятор обеспечил бесперебойную работу iPhone. Правда, сам мобильную батарею-«павербанк» пришлось подзарядить 6-7 раз за сутки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Даже с такими ограниченными ресурсами, без вспышек и внешних микрофонов с ветрозащитой, Рихард Гутьяр сумел снять и отправить в студию чёткие фотографии, HD-видео, выйти в прямой эфир через 3G-связь и даже поделиться своим контентом с European Broadcasting Union.

morn-nice

Мюнхен: Старый добрый телефонный звонок

Неделю спустя, по дороге на работу в своём родном городе, Гутьяр получил сообщение о стрельбе в торговом центре Olympia. Находясь в пяти минутах езды от места происшествия, репортёр уступил профессиональному инстинкту и отправился прямиком туда, хотя при нём опять не было ничего из привычных гаджетов мобильного журналиста. Зато оперативно прибыв на место, он успел проскочить до того, как полиция выставила кордоны и заблокировала движение вблизи ТЦ. А уже через 10 минут он был на прямой телефонной связи с главной студией новостей ARD.

«— У нас не было времени настраивать видеосвязь в Skype, поэтому режиссёры в студии решили вывести меня в эфир просто по телефону. Мне это живо напомнило кадры из хроники работы журналистов 1950-х годов: в студии слышно только мой голос и я описываю всё, что вижу перед собой. Вертолёт над зданием; полицейских, блокирующих подъезды к ТЦ; рассказываю о стрельбе и о том, что полиция пока не опровергает, но и не подтверждает это.»

В течение вечера Гутьяр регулярно выходил на связь по телефону, перемещаясь от здания ТЦ к убежищу со свидетелями, а также с пресс-конференции правоохранителей. Позже ARD направила к месту событий съёмочную группу, чтобы обеспечить прямое включение к вечернему выпуску новостей, аудитория которого составляет 8-10 млн человек по всей Германии. Однако из-за технических неполадок не удалось настроить звук — и тут вновь вступил в игру Рихард и его телефонная связь, которая дополнила видеотрансляцию текстом.

Кадр из выпуска новостей на канале ARD

Кадр из выпуска новостей на канале ARD

Освещая события в Мюнхене, Гутьяр опять сознательно отказался от прямого видеовещания, но отправлял в студию фото и видеоролики для экстренных выпусков новостей. За публикацию трёх изображений в Twitter репортёра раскритиковали, т.к. кадры могли рассекретить местоположение полицейских на территории ТЦ.

«— Это очень щепетильный момент, многие пользователи были на взводе. Вместе с тем, я должен был как-то обозначить реальность всего происходящего в Olympia Einkaufszentrum, потому что за тот вечер в интернете распространились слухи о стрельбе в нескольких разных местах по всему городу, люди паниковали… Кроме того, я выкладывал фото с задержкой в 30 минут.»

Фотографии позже были использованы ARD и национальными газетами, а Гутьяр, который опубликовал фото, чтобы отвечать на вопросы пользователей в комментариях, решил убрать публикацию. Он сделал это, по собственному признанию, в пример молодым журналистам, которые должны ответственно подходить к своим профессиональным действиям и быть готовыми к реакции аудитории. Современные интернет-сервисы дают практически неограниченные возможности для распространения эксклюзивного контента, но нельзя публиковать всё подряд просто потому, что есть такая возможность. Иногда достаточно сдержанного телефонного включения. Доменный регистратор №1 в Украине imena.ua

Источник: Journalism.co.uk

Читайте также:

Штучний інтелект у дизайні та розробці ігор. Де ми зараз і що далі?

Аналоги російських сервісів для українців

CES 2022: цікаві анонси найбільшої у світі виставки електроніки

Чому дрони можуть стати кращою заміною феєрверків