Тема недели: Нужен ли рейтинг худших и лучших украинских стартапов?

В конце минувшего года ІТ-издания и блоги наперебой составляли рейтинги лучших стартапов, самых красивых приложений, самых знаковых предпринимателей, самых ярких событий в мире венчурной индустрии, разработки и дизайна. Некоторые из этих рейтингов мы даже опубликовали на страницах блога Imena.UA.

Но не стали составлять собственные рейтинги и антирейтинги украинских проектов. Почему? На это есть несколько причин.

«А судьи кто?»

Составление рейтинга (любого — с положительным или с отрицательным знаком) — процесс, который зависит в первую очередь от редакции издания или команды экспертов, которые составляют конкретный список лучших или худших. Авторитетность и объективность команды, составляющей его, — залог того, что рейтинг будут воспринимать всерьез. Если в рейтинге из года в год попадаются одни и те же лица и проекты (которые после 2-3-5 раза и стартапами уже назвать нельзя), возникает вопрос в том, насколько: а) эксперты компетентны; б) рейтинг непредвзят; в) рынок вообще готов к составлению рейтингов как таковых.

Украинские ІТ-издания и блоги как правило вынуждены либо составлять рейтинг стартапов для проектов глобального рынка (по сути, воспроизводят вторичный рейтинг «по следам» уже написанного и сказанного зарубежными коллегами и экспертами); либо составлять собственный рейтинг из десятка одних и тех же стартапов и фамилий (которые из нового делают только то, что добавляют новые цифры в годовом отчете или слегка меняют состав держателей долей).

«Каждый кулик своё болото хвалит»

Два украинских акселератора, которые закрылись по итогам 2014 года, в период своей работы были обильно представлены за счет «своих» проектов в различного рода рейтингах. Спасло ли их это от закрытия и фактического признания неэффективности их бизнес-модели? Скорее нет, чем да.

Венчурные инвесторы отечественного образца естественно нахваливают те проекты, в которые прямо или косвенно вложили свои деньги. Журналисты естественно хвалят те проекты, пиарщики которых настойчивее и «живее». Блогеры обсуждают то, что им предлагают на 2-3 крупных конференциях и в 2-3 украинских ІТ-изданиях. Любой рейтинг местных проектов в таких условиях превращается по сути в «тусовочный» обмен взаимными комплиментами по итогам года, а не отражает некий «переворот» на рынке ІТ-проектов (SaaS, PaaS и других).

«Заговори, чтобы я тебя увидел»

Есть ряд проектов, которые буквально «взорвали» информационное пространство за рубежом, и при этом имеют украинские корни (тот же VOX). Проблема большинства отечественных стартапов, что они не предлагают достаточно цельный, зрелый и интересный продукт, чтобы привлечь внимание широкой аудитории за пределами локального рынка. Но именно за рубежом собрана аудитория, готовая покупать и платить. Хороший английский, зрелый продукт, вменяемый СЕО и пиарщик, готовность работать с профильными изданиями из-за границы — для того, чтобы составить не местечковый, а реальный рейтинг стартапов из Украины, их следует отбирать именно по этим критериям (и тут, подозреваем, возможны неприятные сюрпризы для тех, кто привык часто попадать в отечественные рейтинги).

Антикризисный рейтинг — возможен ли он?

Вторая половина 2014 года и скорее всего первая половина 2015 станет периодом, когда будет востребован рейтинг не самых успешных или прибыльных украинских проектов, а тех, кто наиболее эффективно борется с последствиями экономического кризиса и военного конфликта. Оба этих явления для отечественных стартапов никуда не денутся (за исключением ситуации, когда инвестор перевозит команду в другую страну; но полагаем, таких примеров в этом году будет не так уж много).

В свете этого больше интереса вызвал бы некий «антикризисный» рейтинг проектов — тех, кто оптимально справляется с сокращением затрат, реализует бутстреппинг и оптимизирует процессы и работу команды. Рынку на пользу больше кейсов и конкретики, а не просто историй о запуске очередного мобильного приложения с красивым интерфейсом и геолокацией.

Три проблемы украинских стартапов

Рейтинги рейтингами, а целого ряда «болезней роста» украинскому стартап-рынку не удалось избежать в прошлом году.

Надуманная проблема, которую стартап изо всех сил пытается решить своим существованием, — первая из «болезней». Нельзя исходить из гипотезы, что ваш продукт купят, «потому что вы классные». Нельзя придумать проблему каталогизации книжек в школьных библиотеках или поиска точек продажи кофе с геолокацией, и потом её решать (в данный абстрактный пример можете подставить любой другой «хипстерский» стартап, который не решает никакой реальной проблемы общества, и лишь преумножает фейспалмы инвесторов).

Привычка жить на чужие деньги — вторая проблема украинских стартаперов (именно стартаперов, не предпринимателей). Сделать презентацию покрасивее и историю получше, чтобы привлечь больше денег, которые можно потратить на макбуки и офис в центре мегаполиса — это всё, что вас интересует? У вас есть финансовая стратегия? Как собираетесь отдать деньги? Какой «план Б» на случай провала? Где и как можете диверсифицировать свои затраты и источники (кадров, денег, идей)? Все ответы на эти вопросы могут (или не могут) указать на дальнейшую целесообразность существования вашего проекта и участия его в каких-либо рейтингах и тусовках для стартапов.

Отсутствие четкого понимания своей роли: что вы несете для рынка, к чему намерены прийти, какие шаги для этого предпринимаете или намерены предпринять, помимо участия в конференциях и питчах — третья проблема. До сих пор стартапы — «это прикольно», а не про «изменить мир и заработать денег». Западные стартапы, основанные в 2009-2010, либо закрылись, либо стали компаниями. У нас таких историй на несколько порядков меньше (по объективным причинам).

Возможен ли объективный рейтинг в 2015-м?

Пока что практически ни один из увиденных нами рейтингов не отражает инновационность или революционность. Означает ли это, что на рынке украинских проектов нет идей? Вряд ли. Означает ли это, что эксперты ставят на «громкие» имена и раскрученных личностей? Отчасти.

Надеемся, что в 2015 году у нашей редакции появится повод составить собственный рейтинг hardware-проектов и SaaS-стартапов, способных изменить положение дел на рынке, состоящем на сегодняшний день из бесконечных мобильных приложений и забавных сервисов, не помогающих при этом в сфере здравоохранения, сельского хозяйства, образования или хотя бы повседневных бытовых проблем.

Читайте также:

Политическое расфрендживание

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Анна Зенькова, Talk to Ri: «Мы хотим создать систему обучения, которая станет частью образа жизни, и при этом будет эффективной»

30 низкобюджетных маркетинговых идей для бизнеса