5 пожеланий украинским стартапам в наступающем году

Чем запомнился 2014-й для рынка новых проектов в ІТ и как изменилась стартап-индустрия в Украине в этом году? Чего хотелось бы пожелать украинским стартап-предпринимателям в 2015-м?

Редакция Imena.UA составила свой список пожеланий для ІТ-сферы на грядущий год.

1. Научитесь жить и работать в условиях военного конфликта

Внезапно оказалось, что очередное приложение для студентов, чекинящихся в баре, с социальным графом и геолокацией, больше никому не нужно. Потому что в 700 км от этого бара гибнут люди, и им важнее к примеру карты с местоположеним вражеских блокпостов и огневых точек, а не расположение баров и ресторанов. А беспилотник нужен не для доставки пиццы, а для разведки на местности. А робот должен не убирать квартиру, а помогать в разминировании зданий.

Украине пришлось за короткий срок столкнуться с тем, с чем Израиль живет уже полвека, а армии США и Великобритании работают десятилетиями. Спрос на робототехнику, геолокацию для военных нужд, мобильное покрытие и приложения дла планшетов, защищенные интернет-коммуникации и приложения с оффлайн-кэшированием данных резко вырос из-за конфликта между российскими интервентами и украинскими военными.

Предвестник качественно нового применения ІТ в жизни общества — «ІТ-палатка» на Майдане зимой (к слову, многие ее активные организаторы сейчас так или иначе работают в зоне АТО). Да, остались стартапы, которые по-прежнему больше внимания уделяют кофейням и шоппингу, чем ВПК и гражданской безопасности. Но по итогам года в 2015 году востребованы будут те проекты, которые связаны с обустройством жизни и коммуникаций на освобожденных и временно оккупированных территориях, а не только удовлетворению потребностей потихоньку вымирающего вида «хипстер обыкновенный неприспособленный».

Война сказалась и на аутсорсинг-индустрии: инди-студии стали делать активнее собственные продукты, потеряв заказы из России и стран ближнего зарубежья. Ряд компаний поменял прописку и местоположение офисов из-за эвакуации из зоны АТО. Некоторые специалисты мигрировали за рубеж, к более стабильным условиям и зарплатам, без риска получить повестку в армию или потерять всё имущество и офис (особенно, если речь шла о компаниях из Донецка и Крыма).

Поэтому в Новом году пожелание стартаперам: научитесь жить и использовать свои технологии в условиях военного конфликта. Он не закончится ни за месяц, ни за полгода, а прятать голову в песок и делать вид, что «меня это не касается», уже не выйдет.

2. Обратите внимание на продуктовую разработку в hardware

На примере украинского стартапа Drone.UA можно сказать, что рынок для аппаратных стартапов, для «железа» есть и он совсем не в кризисе. Среди других «железных» стартапов c украинскими корнями, которые активно обсуждались в 2014 году, — Petcube, iBlazr.

Производить аппаратную платформу и создавать для нее релевантное ПО — одна из задач для стартапов, которые хотят выделиться из толпы в 2015 году. И конечно же, в продуктовые стартапы охотнее инвестируют. Главное — не наступить на грабли проекта SmartyRing, который бодро насобирал денег на Indiegogo и второй год не может показать пользователям даже прототип, не говоря уже про отгрузку серийных образцов. Поэтому рассчитывайте свои силы. и все сроки, которые закладываете в теории на этапе краудфандинговой или маркетинговой кампании, смело умножьте на полтора или на два — не прогадаете.

3. Консолидируйте проекты и выберите что-то одно, но самое лучшее

Продать всё лишнее, сократить побочные проекты и выделить основной, за счет которого компания может добиться существенных результатов и заявить о себе — именно по такой модели пошли команды iBlazr, VOX, Guide4Me в 2014 году.

Хотите успехов в 2015-м? Хватит заниматься побочными проектами в надежде, что один из них выстрелит. Бейте в цель, а не по всем мишеням сразу. Сфокусироваться на продукте, развивать его основные и дополнительные «фишки», не забыть про постепенную монетизацию и работу над внутренним развитием команды, проекта и сообщества.

4. Не полагайтесь на фонды и стартап-инкубаторы

Опыт Happy Farm и EastLabs в уходящем году показал, что в условиях кризисной экономики и определенных негативных процессов нельзя построить идеализированную модель инкубатора для стартапов. В целом снизился интерес венчурного капитала к проектам без готового продукта с одним только прототипом или идеей. Зато выросли перспективы команд с готовыми разработками и сервисами, которые затребованы обществом.

После парламентских выборов, которые прошли осенью 2014 года, ряд ІТ-лоббистов ушли в парламент. Наблюдать за их деятельностью будет, безусловно, очень интересно; но вот деньги на свои проекты и различные идеи вам придется изыскивать самостоятельно. Не забудьте: собственные средства всегда лучше сторонних — за неудачу, равно как за успех будете расплачиваться только вы сами. Даже самый лояльный венчурный капиталист всё равно рано или поздно начнет требовать больше контроля над вашей командой.

5. Будьте интересными, ищите «голубой океан»

Недостаточно просто прочесть «Стратегию голубого океана», надо научиться самостоятельно разрабатывать ниши. В 2015 году желаем украинским стартапам больше идей и нестандартных подходов к их реализации. В частности, попробуйте себя в создании SaaS-проектов. Не забудьте про то, что с ростом налогов и стоимости недвижимости, растет спрос на удаленную работу и переформатирование отделов продаж, маркетинга и передачу многих задач на внешних исполнителей на попроектной основе. И конечно же, помните, что клоны в кризис никому не интересны — вместо попытки создать очередной Wunderlist, Facebook или Asana, предложите рынку то, что никто еще не делал. И внимательно слушайте свою целевую аудиторию: подсказка зачастую лежит буквально на поверхности.

Редакция Imena.UA желает продуктивного, интересного и прибыльного вам года, новички и умудренные опытом «зубры» стартап-рынка Украины.

Читайте также:

Политическое расфрендживание

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Анна Зенькова, Talk to Ri: «Мы хотим создать систему обучения, которая станет частью образа жизни, и при этом будет эффективной»

5 брендинг-трендов в 2019