Выжить любой ценой — зачем музеям виртуальная реальность

Когда на рынке появился продукт Oculus Rift Development Kit 2, стало ясно, что виртуальная реальность может в определённой степени заменить физический мир. Для многих разработчиков это стало первым толчком к размышлению над идеей виртуальных экспозиций. А ускорить процесс создания таких экспозиций может посещение любого мало-мальски популярного учреждения культуры, к примеру, Британского музея.

Экспозиции предлагают вниманию посетителей интересные предметы, но проблема заключается в том, что на выставке сложно что-то рассмотреть по-настоящему. Сначала необходимо отстоять в очереди к стенду, затем — в очереди, чтобы прочитать надписи и изучить карты. Но даже дождавшись своей очереди, на каждый экспонат можно посмотреть только несколько секунд, потому что сзади напирают другие посетители. Основная причина дискомфорта кроется в высокой посещаемости музея: около 6,8 млн человек ежегодно приходят посмотреть на его выставки. Поэтому, даже в самых лучших музеях мира сложно по-настоящему хорошо и внимательно рассмотреть античные объекты или другие исторические экспонаты, а также предметы искусства. И тут на помощь может прийти виртуальная реальность.

Пережитки прошлого

В музейных галереях и выставках к экспонатам добавляют различную сопроводительную информацию. Она сообщает посетителям, для чего использовался объект, где его нашли, кто и как его создал. Сотрудники музея дополняют эту информацию табличками с подписями, фотографиями, рисунками, моделями и т.д.

Предметы современного мира в Музее наук

Предметы современного мира в британском Музее наук

Если всё оформлено правильно и с соответствующими пояснениями, можно показать историю цивилизации в одном зале. Но стоит только удалить сопроводительную информацию — и музей превратится в склад антикварных товаров. Если же убрать сами экспонаты, то музей станет неким подобием библиотеки — можно прочитать о нашем прошлом, но нельзя посмотреть на то, как жизнь наших предков выглядела в реальности. Экспонаты являются физической связью с нашим прошлым, но некоторые музеи, по разным причинам, предоставляют слишком мало сопроводительной информации.

Когда сталкиваешься с экспозицией, где каждый экспонат сопровождает лаконичная бирка, расположенная сбоку, это отбивает желание ходить в музеи

Когда сталкиваешься с экспозицией, где каждый экспонат сопровождает лаконичная бирка, расположенная сбоку, это отбивает желание ходить в музеи

Есть и другие типы экспонатов, в отношении которых музеи предоставляют минимум информации. Например, музыкальные инструменты обычно просто демонстрируются, как предметы мебели. А ведь они должны были бы звучать. Музей музыкальных инструментов в Брюсселе предлагает посетителям беспроводные наушники, которые начинают автоматически проигрывать музыку, когда вы становитесь перед инструментом. Но такие технологические экспозиции встречаются в музеях редко. Отсутствие дополнительного контента — это важная задача, которую должен решить каждый музей.

Здесь как раз пригодится виртуальная реальность. Для выставки оружия, к примеру, было бы достаточно анимации или интерактивного контента, который сравнивает различные виды оружия по точности, дальности поражения, времени перезарядки, убойной силе, стоимости его производства, популярности и т.д. VR-гарнитура и три минуты времени, которые нужны, чтобы показать процесс перезарядки оружия, принесли бы немало удовольствия посетителям. Именно виртуальная реальность облегчает восприятие сопроводительной информации в целом. Технология даёт огромный набор различных способов добавления контекста, включая совершенно новые виды, такие как симуляция. Разумеется, это работает только в том случае, если музей целенаправленно занимается экспериментами в области виртуальной реальности, ведь вы не можете надевать и снимать VR-гарнитуру каждые 5 минут, когда перемещаетесь по галерее.

Благодаря виртуальной реальности можно сделать так, что подписи к каждому экспонату будут появляться рядом с ними по мере того, как вы поворачиваете голову от одного объекта к другому. Всё, что есть в музее — помимо разве что прикосновения или запаха — можно реализовать в виртуальной реальности, причём, намного более качественно.

Музей под открытым небом: северный Судан

Экспонаты под открытым небом: северный Судан

Большинство разговоров об интеграции технологии виртуальной реальности в музеи сводится к переносу посетителей в воссозданные миры. Через такие экспозиции наиболее полно можно показать возможности технологии. С другой стороны, известно, что некоторые музейные кураторы отвергают такой подход, поскольку считают его «спектаклем» для поверхностных зрителей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Преимущества виртуальной реальности

Какие бы усилия не прилагали сотрудники, но в музейной реконструкции невозможно передать атмосферу места, в котором построены и находились ранее или находятся по сей день исторические объекты. Невозможно воссоздать атмосферу места. Вы можете реконструировать стол, комнату и даже сам дом — но не город, местность и небо. Размещение объектов в одном помещении позволяет создать основу для исторического повествования, но отрывает их от оригинального контекста. Поэтому исследователи античного Египта всегда предпочтут посещение первоначального места расположения исторических артефактов, изучению даже самых качественных копий в музеях по всему миру.

Но современные технологии виртуальной реальности могут обеспечить передачу атмосферы исторических объектов, максимально приближённую к реальности. Пользователи смогут чётко ощутить себя в другой среде.

Невозможно реконструировать город, местность и небо

Невозможно реконструировать город и местность

При этом стоит учитывать, что даже самая лучшая технология виртуальной реальности не станет панацеей. Автор заметки Адриан Хон (Adrian Hon) однажды посетил подводную лодку S518 Nazario Sauro в итальянском музее Galata Museo del Mare. Несмотря на возможность свободно перемещаться по экспонату, посетитель не получил много новой информации, так как все надписи были на незнакомом для него языке. Без сопроводительной информации подводная лодка представляла собой странный, волнующий и очень загадочный объект. Но неискушённому туристу нужны подсказки, на что обратить особенное внимание, а какие объекты можно игнорировать. В такой ситуации виртуальный гид может стать отличным помощником.

Это определённо подводная лодка. Но для чего предназначена вся аппаратура?

Это определённо подводная лодка. Но за что отвечает вся эта аппаратура?

Экономия средств и территорий

За редким исключением, музеи не могут увеличить свои размеры. Упомянутый выше Британский музей принимает почти 7 млн посетителей каждый год, а если это число удвоится или утроится, то учреждение просто не сможет вместить всех желающих. Зато интернет может масштабироваться бесконечно. Стоимость загрузки приложения и подключения ещё одного пользователя к видеотрансляции экспозиции равна практически нулю. Вот почему видео об отдельном фрагменте истории можно создать и распространять бесплатно, а смотреть его будут неограниченное количество раз.

Совместив виртуальную реальность и интернет, мы получим музей без границ и режима работы, доступный круглосуточно по всему миру. И это самое главное преимущество виртуальной реальности, благодаря которому она вскоре очень сильно потеснит физические музеи. Интернет силён не только возможностями масштабирования, среди его преимуществ — экономия средств, связанных с физическими продуктами и средой. В виртуальном музее нет очередей и прочих неудобств, ему не требуется охрана, ремонт или уборка. Здесь нет ограничений по пространству, архитектуре или планировке. Вы можете собрать коллекцию из любых объектов, даже если некоторые из экспонатов уже были разрушены или принадлежат разным музеям, которые не хотят сдавать их в аренду. И если посетители не проявят к ней интереса, коллекцию можно просто удалить из виртуальной галереи, с нулевыми затратами.

Появляется возможность более точно отслеживать посетителей. Забудьте об опросниках и анкетах — вы получите данные о поведении человека каждую минуту его пребывания в виртуальном музее. Кроме того, с масштабом и большим охватом увеличится прибыль. А с ней — появятся инвесторы.

Кто станет драйвером рынка

С точки зрения интереса аудитории, а следовательно, и инвесторов, несложно догадаться, что виртуальные музеи смогут очень эффективно конкурировать с традиционными. Где ещё вы получите возможность «пострелять» из мушкетов, ружей и пистолей? Ведь в реальном мире подготовка и содержание древнего оружия обходится в несколько сотен тысяч долларов. Однако, за те же средства можно будет продавать виртуальное развлечение пользователям по всему миру. Рынок наверняка заинтересует создателей развлекательного контента, наподобие Netflix, которая уже вполне успешно продаёт документальные фильмы. Если Netflix of Museums потратит $50 млн на одну виртуальную галерею, это позволит привлечь наилучших кураторов, академиков, дизайнеров, и т.д.

Facebook, Google и Amazon наверняка проинвестируют аналогичные виртуальные музеи. Подобные образовательные программы представляют собой хорошее средство для привлечения аудитории. Кроме того, стоит ожидать создания специфических виртуальных музеев, которые посвящены определённому периоду времени и региону, однако будут доступны для «посещения» жителям любой части мира.

Кто-то скажет, что большинство людей ходят в музеи не для того, чтобы чему-то научиться или почерпнуть полезную информацию, а по привычке культурного времяпрепровождения, чтобы пообщаться с друзьями или провести время с детьми. Но на самом деле, кураторы, историки и прочие работники музеев делают очень важную исследовательскую работу. И это — одна из причин, почему виртуальные музеи всё же не смогут полностью заменить традиционные. Разумеется, наиболее известные музеи будут процветать и далее, хотя их условия всё менее соответствуют требованиям современного посетителя. Самые прогрессивные внедрят технологии, в том числе, виртуальную реальность, и обеспечат хорошее экскурсионное сопровождение. Пожалуй, это станет для них единственным способом сохранить былую посещаемость.

По материалам Medium.com