До 2014 года было много людей, использующих Google, Facebook и Amazon. И сегодня таких пользователей большинство, тех, кто потребляет продукты технологических гигантов. За последнее время мало что изменилось, их интерфейс и большая часть функций остались нетронутыми. Однако, сама структура и динамика власти в интернете претерпела кардинальные изменения, и эти три компании находятся в центре фундаментальной трансформации веба.
Ретроспектива
Интернет-активность, сама по себе, не замедлилась. Она устойчиво растёт, и по количеству пользователей, и по количеству сайтов. Но за последние 4 года изменилась рыночная доля трафика в интернете. Теперь Google и Facebook имеют прямое влияние на 70% интернет-трафика. Мобильный интернет в настоящее время охватывает большую часть трафика по всему миру, и только в Латинской Америке сервисы Google и Facebook формировали 60% мобильного трафика в 2015 году, а к концу 2016-го эта цифра выросла до 70%. Оставшиеся 30% трафика распределены среди других мобильных приложений и сайтов. Мобильные устройства используются в основном для доступа к Google и Facebook.
Ещё одна демонстрация господства Google и Facebook наблюдается и среди медиа-сайтов. Если самые популярные веб-свойства не относятся к Facebook и Google, они принадлежат прессе. Например, в США среди десятки лучших сайтов – 6 онлайн-медиа; в Бразилии 6 сайтов СМИ также находятся в топ-10, а в Великобритании – 5 из 10. Откуда же интернет-медиа берут свой трафик? До 2014 года поисковая оптимизация была распространённой практикой среди веб-разработчиков, которая помогала им улучшить позицию сайта для поиска через Google, так как на него приходилось примерно 35% трафика, в то время как 50% трафика может приходить из других источников.
В 2014 году SEO была важной составляющей, а вот присутствие в Facebook – опциональным. В течение последующих трёх лет трафик в Facebook вырос до 45%, тем самым превысив трафик обычного поиска. В 2017 году медиа полностью зависят от Facebook и Google, так как на эти каналы приходится львиная доля их трафика. Отношения между медиасайтами и этими двумя технологическими гигантами довольно сложные. В 2014 году Facebook создал Facebook Paper, пытаясь добиться большего контроля над потреблением новостей. Их тактика оказалась неудачной, но сама стратегия продолжала существовать с помощью различных способов, например, Facebook Instant Articles. Средства массовой информации, зависящие от социального трафика и напуганные компаниями-тяжеловесами, отреагировали и получили поддержку от Instant Articles.
В это время Google заметила, что их трафик не растёт, а Facebook, напротив, набирает обороты. Поэтому Google запустила свою собственную альтернативу Instant Articles – Accelerated Mobile Pages (AMP). СМИ отреагировали так же, как и в случае с Facebook: сообщили о том, что «поисковое чудовище» пытается контролировать потребление трафика.
Facebook превзошёл Google
Данные показывают, что соцсеть Facebook значительно укрепила своё доминирование в интернете, в то время как поисковик Google Search существенно не изменился. Как именно Facebook достиг этого, и какие события стали ключевыми в этом развитии? В общей сложности, Google приобрёл 18 компаний категории социальных медиа, из которых только одно приобретение произошло после 2014 года, а пять из них — ещё в 2010 году. Facebook конкурировала на рынке поиска через Bing в партнёрстве с MSFT.
В течение 2014 года Facebook, по-видимому, реорганизовалась, чтобы сосредоточиться только на социальной сфере. В феврале компания купила WhatsApp, за цену, в 11 раз превышающую ту, которую Google в своё время отдала за YouTube. В декабре Facebook разорвала свое партнёрство с MSFT. Удержание пользователей на Facebook.com неуклонно росло. Благодаря четырём простым продуктам (Facebook, WhatsApp, Messenger и Instagram), Facebook стала социальной сверхдержавой.
Аналогичным образом, в 2014 году Google начала свою реорганизацию, чтобы сосредоточиться исключительно на искусственном интеллекте. В январе 2014 года купила DeepMind, а в сентябре — навсегда закрыла Orkut, один из своих немногих социальных продуктов, который имел кратковременный успех в некоторых странах.
Реорганизация Alphabet Inc была анонсирована в августе 2015 года, но, скорее всего, на это ушло много месяцев. Это событие очень важно для того, чтобы сосредоточить веб-ориентированные подразделения на конкретных миссиях. Google не видит будущего на обычном рынке поиска и объявляет о переходе «От поиска к предложению» и своём дальнейшем развитии, как компании, ориентированной на искусственный интеллект (AI).
В настоящее время Google отстаёт от Facebook с точки зрения того, насколько быстро растёт её доминирование в интернете. Но из-за их технического опыта Google, огромного бюджета, влияния и видения в долгосрочной перспективе, активы компании в AI будут играть огромную роль в интернете. В Google и Facebook знают, что делают. Это уже не те компании, с которыми мы работали 4 года назад. Google больше не интернет-компания, а интернет-компания знаний. И Facebook также не просто интернет-компания — это социальная интернет-компания.
Два гиганта обычно конкурировали или, по крайней мере, пытались, и это соревнование поддерживает разнообразие интернет-рынка. Однако сегодня они, похоже, довольны своим независимым доминированием в отдельных частях Сети, и мы теряем разнообразие выбора. А это приводит нас к третьей независимой силе и другой электронной коммерции — Amazon.
Google не защищает открытые разработки
Google, как компания, рождённая из интернета, помогла продвинуть его вперёд как в технологическом плане, так и в признании, и это неоспоримо. Она по-прежнему прилагают усилия для улучшения открытого веба, например, пропагандирует прогрессивные веб-приложения (PWA). Разве Google не пытается гарантировать, что открытый веб останется в живых? Не обязательно. Цель Google — собрать как можно больше данных и построить AI. Миссия состоит в том, чтобы не сайты, а искусственный интеллект предоставлял нам своевременную и персонализированную информацию. Вся совместная работа Google согласована с миссией AI.
Растёт использование мобильных приложений, такие программы пока что обеспечивают хороший пользовательский опыт на мобильных устройствах. Google собирает мало данных из родных мобильных приложений, частично на Android, но особенно на iOS. PWA, похоже, живут в нейтральной и открытой сети и лучше подходят для сбора данных, обеспечивая при этом большее удобство работы на мобильных устройствах. Google поддерживает блокирующие и запатентованные технологии, такие как Firebase, зависящие от Google установки AMP, в той мере, в какой это защищает открытые PWA. Google не всегда защищает открытый веб; она отказалась от XMPP в Gtalk, а сам Gtalk устарел, поручив свою миссию Google Hangouts.
Интернет-магазин Chrome — это огороженный сад, как и App Store. Они закрыли Google Reader на основе RSS, открытого стандарта. Google Cloud TPU — это запатентованное аппаратное обеспечение, которое существует только в своих центрах обработки данных, поддерживая их платформу с открытым исходным кодом TensorFlow. Google Inbox страдает от «проприетарной ползучести»: нестандартные закрытые алгоритмы, которые обещают организовать вашу жизнь, — это важный компонент бизнес-модели, основанной на блокировке.
Google является огромной компанией, в которой сотрудники пользуются известной автономией; здесь зарождается много проектов и прилагается много усилий. Большие усилия, однако, являются последовательными, синхронными и хорошо согласованными с его миссией: быть AI-компанией, которая закрыта и живёт в своём облаке.
Открытый веб частично сохранился до 2014-го
С 1990-х годов до 2010-х интернет, к которому мы привыкли, был хотя и несколько несовершенным, но верным своей первоначальной цели. Разнообразие в сети предоставило пространство для многих бизнесов, для развития независимых сообществ любителей, а также для размещения персональных сайтов на любых физических серверах. Инфраструктурное разнообразие интернета напрямую связано с успехом различных веб-компаний и сообществ. Открытость интернета жизненно важна для обеспечения безопасности, доступности, инноваций и конкурентоспособности.
После 2014 года мы начали терять преимущества инфраструктурного и экономического разнообразия интернета. Трудно конкурировать с облачными сервисами Amazon и Google, которые размещают огромное количество сайтов для других компаний. Любой сайт, стремящийся к привлечению огромного количества просмотров, зависит от поиска и социального трафика.
Каким будет интернет Google, Facebook и Amazon
Следующий анализ представляет собой экстраполяцию на будущее, основанную на текущем состоянии интернета и стратегиях, обнародованных руководителями Google, Facebook и Amazon.
В битве за сетевой нейтралитет в США, в 2014 году, была одержана победа, но в 2017 году мы видим вторую битву, которая, скорее всего, будет проиграна. Поставщики интернет-услуг (ISP), вероятно, скоро будут определять, какой трафик может/не может оказаться на конечных устройствах потребителей. Трафик Google, Facebook и Amazon будет самым распространённым ввиду их популярности среди интернет-пользователей. Из-за такого рыночного спроса провайдеры, скорее всего, будут предоставлять дешёвые планы с доступом к Facebook, Amazon и Google, предлагая более дорогие варианты с полным доступом к интернету, — и это уже реальность, к примеру, в Португалии.
Такой сценарий ещё больше увеличит монополию, которой уже наслаждаются три технологических гиганта. У небольших компаний больше не будет экономического стимула развивать независимые сайты, и миграция на страницы Facebook будет иметь всё больше смысла. Небольшие сайты электронной коммерции будут куплены Amazon или обанкротятся. Смена фокуса Google и отказ от господства поиска — это знак того, как они развивают свою стратегию за пределами интернета. В течение многих лет Google использовался как инструмент, который играл важную роль и способствовал развитию интернета, путём его индексации. Однако в последнее время Google уже не привлекает перспектива быть простой поисковой системой.
Apple-изация технологических гигантов
Google, Facebook, Amazon и Microsoft подражают стратегии Apple по построению лояльности к бренду. В этом есть угроза самой компании Apple, так как они отстают от вышеперечисленных компаний в вопросе хранения большого массива данных и их использования.
В Google, Facebook и Amazon существует тенденция обходить веб, которая обусловлена пользовательским опытом и эффективной коммуникацией, а не планами по обходу работы браузеров. В интернете знаний и онлайн-торговли быть эффективным означает предоставлять пользователям то, что они хотят. В социальном интернете цель также очевидна: предоставить людям эффективный канал для коммуникации. Это объясняет 10-летнею стратегию Facebook с дополненной и виртуальной реальностью в качестве будущего средства для социального взаимодействия в интернете. Эта стратегия также будет обходить веб, доказывая, что социальная дополненная реальность будет более естественная, чем обмен текстовыми сообщениями в режиме реального времени в браузерах. Уже сегодня большинство людей в интернете коммуницируют друг с другом посредством мобильных приложений, а не браузера.
Наблюдая за этими компаниями, можно заметить определённую закономерность в целях: вырасти за границы браузеров, создавая новые виртуальные контексты, внутри которых создаётся и распространяется информация. Веб может умереть, как и большинство других технологий. И, как и большинство устаревающих разработок, он не исчезнет внезапно и насовсем. Вы по-прежнему можете купить Walkman и послушать кассету, но технология, так или иначе, утратила свою общепринятую социальную значимость. Нам не стоит ожидать драматической гибели веба, это будет постепенное угасание.
Рассвет TriNet
Интернет протянет дольше, чем веб. Google, Facebook и Amazon будут по-прежнему зависеть от подводных интернет-кабелей, так как это технический успех. Тем не менее, многие аспекты интернета потеряют свою актуальность, а базовую инфраструктуру можно будет оптимизировать только для трафика в Google, Facebook или Amazon. Это уже не «сеть сетей», а просто «сеть из трёх сетей» — TriNet, если угодно. Концепция сети рабочих мест, которая породила интернет-инфраструктуру, переместилась бы на более абстрактный уровень: группы Facebook, Google Hangouts, G Suite и другие конкурирующие сервисы, которые могут быть приобретены техническим гигантом.
Интернет-провайдеры признают устаревание интернета и будут поддерживать только TriNet. Такие действия будут обусловлены рыночным спросом на оптимальный пользовательский опыт от Google, Facebook и Amazon. Возможно, будущее с большим пользовательским опытом в VR и AR, свободной торговле и по обмену знаниями пробуждает самые оптимистические взгляды на то, что делают эти гиганты. Но 25 лет веба заставили нас привыкнуть к основополагающим свободам, которые мы считаем само собой разумеющимися.
Мы забываем, насколько полезно было оставаться анонимным и контролировать то, чем мы делимся или как легко запустить интернет-стартап со своими независимыми серверами, работающими с теми же правами, что и на серверах Google. На TriNet, если вы забанены на Google и Facebook, у вас не будет альтернативы. Вы даже не сможете создать новую учётную запись.
Интернет и веб представляют собой свободу — эффективный и неконтролируемый обмен информацией между людьми всех стран. В TriNet у нас будет ещё более яркий обмен информацией, но мы пожертвуем свободой.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:
Источник: Thenextweb