YotaPhone — «телефон с двух сторон» и с одним неизвестным

2 декабря в Москве компания Yota Devices представила второе поколение своего «йотафона». Президент РФ ещё до презентации подарил телефон лидеру КНР (упустим тот момент, что большинство компонентов для «первого российского заменителя айфона» собираются и производятся в Китае), а техноблогеры обсудили этот факт и даже успели забыть о нём. Грозит ли «русский медведь» конкурентам из Кремниевой долины и Азии?

Мы внимательно просмотрели всю презентацию и думаем, что у телефона «с двух сторон» будущее есть, но несколько странное.

Главные акценты презентации

Screen Shot 2014-12-02 at 15.06.05

На сцену вышел руководитель компании Владислав Мартынов и другие представители компании, и все вместе принялись демонстрировать телефон, внешне похожий на обычный Android-моноблок, но с отдельными необычными свойствами. Первый акцент был сделан на удобстве чтения (словно смартфон создан для того, чтобы читать, а не пользоваться связью и мобильным Интернетом). Затем, перешли к двум другим составляющим, более важным.

Screen Shot 2014-12-02 at 15.08.43

Важный момент — экономия энергоресурсов. По словам представителей Yota Devices, новый смартфон не просто удобен за счёт использования электронных чернил для экрана с уведомлениями и сообщениями на тыльной стороне, но и позволяет экономить расход электроэнергии. И зарядка «живёт» дольше (об этом подробнее — ниже).

И третья важная составляющая — удобство использования для решения различных задач. Вот только все задачи, о которых шла речь в презентации, можно решить и без помощи двухэкранного смартфона. Это лишь один из немногих спорных моментов в рассказе топ-менеджмента о новом смартфоне российского происхождения.

Решение выдуманной проблемы

Попытка изобрести тренд на рынке смартфонов — вот что такое YotaPhone 2. Причём это не наша фраза, а утверждение, прозвучавшее со сцены. Как можно изобрести тренд и как вообще это должно работать? Мы не знаем. Почему-то нам кажется, что Стив Джобс обещал просто новый телефон, когда представлял iPhone, а не новый тренд. Впрочем, в основу новинки положен Android, что уже указывает на эксплуатацию существующего тренда — популярной мобильной ОС. Никакого «изобретения велосипеда», просто подгонка железа и ПО под особенности параллельной работы двух экранов — вот за это можно поставить Yota Devices твёрдую «пятёрку». Но в остальном есть сомнения.

До 5 дней на одном заряде в режиме чтения — такая впечатляющая цифра автономности обещана покупателям нового смартфона. Есть несколько дополнительных режимов работы под разными кодовыми названиями. До 2 дней можно пользоваться новинкой в режиме Yota Energy: он позволяет отвечать на звонки и набирать номера на втором экране из электронных чернил, и даже отвечать на текстовые сообщения там же.

Screen Shot 2014-12-02 at 15.10.20

Ещё один режим называется Yota Snap. В нём происходит выведение и фиксация выбранного документа (билета, посадочного талона и пр.) на заднюю панель телефона. Кстати, оба экрана прикрыты стеклом Gorilla Glass, а внутри используются компоненты, препятствующие перегреву устройства.

Третий режим — для чтения книг, лент блогов и даже микроблогов, новостей – наиболее экономный. Ещё есть на втором экране из «электронной бумаги» режим Yota Mirror — перенесение всей облочки Android на второй экран. Поскольку по умолчанию Android не предназначен для работы с «электронными чернилами», компании-разработчику пришлось создать собственный интерфейс для приложений на этом экране. Разработка получила название Yota Panels, а чтобы пользоваться этим интерфейсом создателям мобильных приложений придётся скачать специальный SDK для модификации.

Screen Shot 2014-12-02 at 15.09.18

И последний режим — Yota Cover, для конфиденциальности второго экрана (скрывает информацию на нём), создания обложек для телефона или вообще для демонстрации слайд-шоу на задней панели.

Доставать ли кошелёк?

Продажи «йотафона» стартовали 2 декабря, в день презентации, Цена от 32 999 рублей и 26+ тысяч рублей для владельцев первого поколения смартфонов этой же марки (таких, к слову, не слишком много: первую версию YotaPhone раздавали для гиков и продавали ограниченному кругу пользователей). Теперь есть не только версия для массового покупателя, но и специальная защищённая корпоративная версия. Первая партия будет насчитывать 150 тысяч штук.

Примечательно, что Yota Devices до сих пор называет себя «стартапом» и говорит, что продукт носит пилотный характер, а ещё — что это «первый российский смартфон, продаваемый в 20 странах мира». Правда, Android делают не в РФ, компоненты и электронику тоже изготавливают не там – кроме патентов и технологий сборки российского в разработке очень мало.

Screen Shot 2014-12-02 at 15.14.58

К слову, Yota Devices скопировали модель двух успешных корпораций. Первая — Apple, не только в презентации (все эти акценты на визуальном и рассказы «о будущем», в котором будет удобно с новым смартфоном), но даже и модель дистрибуции и клиентского обслуживания: специальный центр на московском заводе «Флакон», чтобы доносить идеи и атмосферу до целевой аудитории, программа замены старых телефонов на новые.

А вторая компания — это производитель электромобилей Tesla. Там предлагают электромобиль на замену при гарантийном ремонте, и в Yota Devices сделали то же самое: они будут предлагать смартфоны на замену, пока ваш экземпляр «йотафона» в ремонте.

Вопрос остаётся, и он один — зачем?

Мы посмотрели всю презентацию, порадовались за первую обладательницу новенького «йотафона» в черной красивой коробочке (ничего не напоминает?) — и так и не смогли ответить на этот сокровенный вопрос. Зачем создавать продукт, похожий на гибрид Nexus и электронной «читалки» с чипом LTE внутри и ценником, который (не будь падение рубля таким скоростным) был бы равен одной тысяче долларов США?

Screen Shot 2014-12-02 at 15.13.22

Нет чёткого ответа и на то, как Yota будет препятствовать появлению клонов и копий от других производителей (вспомним патентные войны Samsung и Apple длиной почти в 3 года — готов ли российский производитель пройти тот же путь?), и как побудить азиатский рынок (а именно там наиболее активно покупают Android до сих пор) сменить Samsung и Xiaomi на детище российского ІТ?

А ещё сегодняшняя презентация напомнила проекты «российского аналога Twitter» Futubra (почил бесславной смертью), “российского аналога Steam” (выглядит пока что, как странная концепция Интернет-магазина игр) и даже полукомические предложения создать «свой Интернет (aka Cheburashka)», но “российскость” проекта – недостаточный аргумент для потребителя, у которого есть iPhone трёх последних поколений.

Screen Shot 2014-12-02 at 15.25.14

В компании претендуют на массовость продаж — но перед нами не Apple, сами же говорят, что представляют собой стартап. Если Tesla предлагает продукт, который не существовал на рынке в принципе (электромобиль с элегантным дизайном и приличной автономностью, сокростью и надёжностью работы), то здесь мы получаем уже существующий продукт (смартфон), с уже существующей экосистемой (Android, и кстати не Lollipop, а обновление до самой свежей версии займёт время, при этом, на рынке есть Nexus 9 и апдейты до самой свежей версии у ряда других производителей). И к этому в дополнение прилагается экран из «электронной бумаги» — скорее декоративная игрушка, чем реальная необходимость.

Классическая ошибка 90% современных стартапов — решить выдуманную проблему. Например, проблему чтения при ярком солнце или энергопотребления при звонках и переписке (как будто смартфоны за $700-800 покупают, чтобы пользоваться ими вместо Amazon Kindle или карманной «звонилки»).

Ещё вопрос — что делать с морозами? Поведение электронных чернил на холоде и риск «размораживания» экрана — то, что ещё предстоит протестировать на практике потребителям. Пока никто не знает, каким будет результат зимнего использования “йотафона”.

Ставку компания-производитель делает на «Android-сообщество» (как было заявлено в ходе презентации). Но если посмотреть на то, какой пестрой стала палитра устройств и версий этой мобильной ОС за прошедшие 4 года, то есть смысл говорить о множестве сообществ, а не монолитном и едином. Станут ли владельцы старых версий Android покупать ещё неопробованный «йотафон» вместо того же проверенного Xiaomi или Meizu, которые за прошедший год существенно нарастили свое присутствие на рынке России (не говоря о других странах пост-советского пространства)? Ответ очевиден.

Screen Shot 2014-12-02 at 15.08.52

И любопытный заключительный штрих: визионерство и даже манеру ведения презентации российский производитель нового смартфона взял у Стива Джобса — того самого, памятник которому в Санкт-Петербурге недавно демонтировали и выставили на аукцион за 5 млн рублей, потому что нынешний СЕО Apple — гей, а компания является американской. Спросите, что здесь любопытного? Вырученные на аукционе по продаже памятника средства будут направлены на гранты российским IT-разработчикам и закупку новых российских смартфонов YotaPhone 2. А «йотафоны» эти передадут первым 100 желающим в обмен на старые iPhone, которые в последствии публично уничтожат.

Депутат Госдумы Милонов где-то радостно потирает руки: его гомофобия впервые обратится во благо российской ІТ-индустрии. Вот только сомнительно качество пиара в ходе такой кампании для самой Yota Devices: грезить выходом на международный рынок, одновременно став призом в акции против того самого международного рынка (и здравого смысла заодно: чем символический iPhone в Петербурге мешает величию ІТ-рынка РФ — не очень понятно).