Давид Браун и Алексей Мась, іForum-2017 — как «прокачать» себя, IT и государство

Накануне iForum 2017 в креативном пространстве «Часопис» состоялась очередная встреча со спикерами и организаторами конференции. На этот раз Давид Браун, общественный активист и основатель крупнейшей краудфандинговой платформы помощи армии Peoplesproject.com, и Алексей Мась, основатель Украинской банерной сети, один из основателей iForum, говорили о том, как IT-компаниям противостоять силовым органам, как развивать гражданское общество и волонтёрское движение и стоит ли полагаться на государственные службы.

 

Brown1

Как зарегулировать отрасль до абсурда

Многие, даже очень реформаторски настроенные представители власти превращаются в консерваторов, когда речь заходит об их личных интересах. В качестве примера Давид Браун упомянул о предложении одного нардепа создать новое государственное предприятие — почтового регулятора, для курирования рынка почтовых перевозок. При этом все почтовые операторы должны будут отчислять ему 1% от прибыли, чтобы обеспечить внебюджетное финансирование, и за счёт этого их будут «регулировать».

«— Идея создания вот таких регуляторов мне понравилась и я подумал, почему бы не создать регулятора пластиковых окон? Пусть все установщики окон скинутся по одной гривне, а я найму людей, которые будут рисовать красивую инфографику, рассказывать, как правильно устанавливать пластиковые окна и т.д. Потом можно нанять всемирно известное агентство типа Ernst & Yang, которое за некоторую сумму проведёт исследование и сделает вывод, что в результате неправильной установки окон Украина ежегодно теряет на теплозатратах несколько сотен млн грн. Далее, рецепт следующий — нанимаем популярного в народе депутата, который выступит и скажет, что вот есть такое исследование, свидетельствующее об очень больших потерях для бюджета, потому давайте проведём конкурс и назначим регулятора».

Иными словами, любую идею с регулированием можно довести до абсурда. Конечно, регулятор металлопластиковых окон у нас вряд ли появится, а вот почтовый, через год-два, — вполне.

О государстве в жизни человека

Имидж сильного государства очень сильно отпечатался в мозгу наших граждан, и это — одна из причин, почему здесь так слабо развивается гражданское общество. Мы привыкли к тому, что государство даёт нам всё: стабильную работу, стабильную зарплату, различные дополнительные услуги. Но в большинстве случаев — это самообман.

«— Некоторое время назад мы хотели взять на работу в нашу компанию девушку из государственной службы для протоколирования рабочих совещаний, — рассказывает Давид Браун. — Её ставка в госпредприятии составляла 4,6 тыс. грн, мы ей обещали платить на старте 8 тыс. грн, а далее поднять до 10 тыс. грн. Для города Николаева — это довольно высокая зарплата. Девушка дала предварительное согласие, но затем заявила, что не будет переходить в приватную компанию. На вопрос «почему» она ответила, что на госслужбе работать надёжнее. Но о какой надёжности можно говорить при такой зарплате?»

Конечно, госслужащие в любой стране получают меньше, чем в частном секторе. Но различие не настолько велико. Например, в Эстонии разница между госслужащим и частным сектором всего 20%. Это удерживает многих хороших IТ-специалистов на государственной службе. К тому же, меньшая зарплата компенсируется тем, что многие госслужащие считают свою работу стабильнее и надёжнее.

Как уменьшить госаппарат на 60%: рецепт Новой Зеландии

Известно, что во многих странах (в том числе и в Украине) служащие госпредприятий — это особая каста. Такие работники обычно мигрируют между различными организациями, притока «свежей крови» нет, госаппарат работает неэффективно, а его размер постоянно увеличивается. Но как сократить число служащих на 2/3? Во-первых, они очень хорошо подкованы в своих правах. Во-вторых, чиновники — это мощный электоральный сегмент, вместе с родственниками и друзьями они являются потенциальными избирателями. К тому же, в отличие от сотрудников частных компаний, они регулярно ходят на выборы, подвержены влиянию админресурса и т.д. Поэтому политические партии при власти остерегаются ссориться со своим преданными избирателями.

Несколько лет назад в Новой Зеландии задумались над тем, чтобы увеличить продуктивность работы госпредприятий. Идея была проста: сократить всех лишних чиновников, резко поднять зарплату и набрать новых специалистов.  В Новой Зеландии сложилась двухпартийная система, и этим двум партиям хватило политической мудрости, чтобы договориться о совместной позиции по сокращению госаппарата. И вот они решили таким образом: поскольку чиновники в Новой Зеландии получали очень низкую зарплату, реформаторы взяли кредит в Мировом банке и 60% сотрудников госучреждений, независимо от возраста, отправили на пенсию. При этом, их пенсия была равна зарплате. Например, чиновник в возрасте 30 лет получал 3 тыс. грн, ему сказали: «Завтра твоя пенсия составляет 3 тыс. грн, на работу выходить не нужно». Зато всем оставшимся чиновникам повысили зарплату и заставили работать более эффективно. Таким необычным способом в Новой Зеландии решить проблему раздутого госаппарата.

В Украине также очень важно сократить госаппарат, поскольку он работает крайне неэффективно. Но здесь слишком много партий у власти, поэтому будет довольно сложно договориться. Кроме того, украинские избиратели слишком любят верить в оголтелые популистские лозунги. Кстати, информационные технологии — это хороший способ сократить контакт государства и народа. Например, в Грузии справки в БТИ заказывают через интернет, а получают по почте. Загранпаспорт можно оформить за 10 минут, без очереди и каких-либо проволочек.

Превращение государства в монстра

Огромное количество ограничивающих и противоречащих друг другу законов превратили государство и госаппарат в некоего неповоротливого монстра. Доходит до смешного… В 2014 году, в разгар военных действий, в Министерстве обороны приняли решение закупить дополнительную партию носков для армейцев. Изыскали необходимые средства, нашли поставщика – но в последний момент пришлось всё отменить, потому что согласно закону, для таких действий требуется постановление правительства. А Кабмин, в свою очередь, ограничен законом, который должна исправить Верховная Рада. Таким образом, имеем множество взаимосвязанных законов и подзаконных актов, которые полностью ограничивают возможность какой-либо инициативы.

Ещё жёстче ситуация в сфере безопасности. В том же 2014 году Давид Браун принимал участие во внедрении SAP в Министерстве обороны — в ведомстве планировали делать учёт по всему движимому и недвижимому имуществу всех военных объектов. Ещё в 2006 году, в бытность Анатолия Гриценко Министром обороны, в ведомстве купили лицензии на ERP-систему SAP, а также супермощный сервер. За эти годы тот сервер безнадёжно устарел, но лицензии на SAP остались. Систему хотели запустить за 3 месяца. Однако, не всё так просто в нашем государстве — по словам начальника IT-департамента, в системе будет осуществляться работа с данными уровня ДСК, а для них нужно строить КСЗИ — комплексную систему защиты информации. И нужен минимум год, чтобы написать только техническое задание. Хотя, казалось бы, особых проблем с безопасностью быть не должно, ведь в Минобороны применяется изолированная локальная сеть, не подключённая к интернету.

За сертификацию КСЗИ отвечает Госспецсвязи Украины. В этом ведомстве заявили, что до построения КСЗИ нужно выполнить проект, а его имеют право сделать только три организации: одна частная и две государственные. Суть проекта в том, что пересылка данных с грифом ДСК должна выполняться только в пределах защищённых систем, а все серверы должны быть сертифицированы СБУ. То есть, если обычный сервер стоит, условно говоря, $5 тыс., то сертифицированный — уже $50 тыс. Работу по подготовке КСЗИ в государственной организации Академии наук Украины оценили в 1 млн грн.

«— В конце концов, мы получили техническое задание — просто формальную бумагу. Прототип системы мы написали за 2 месяца, а внедряли целых 9 месяцев. Тем не менее, в Академии наук нам сказали, что это был самый быстрый проект за всю историю», — отмечает Давид Браун.»

Но ведь это был только уровень защиты ДСК. Если бы речь шла о более высоком уровне защиты – например, «совершенно секретно» — то стоимость КСЗИ была бы гораздо выше.

«— Вот Дмитрий Дубилет говорил, что он может написать Систему подачи электронных деклараций для всех госчиновников за 7 млн грн – так он просто не учёл построение КСЗИ. Потому что добавление КСЗИ удорожает проект в 10 раз и удлиняет его примерно на 2 года. В общем, моё мнение — пока не ликвидируют Госспецсвязи, Украина, как IT-страна не состоится. Потому что в этом ведомстве все технологические начинания прерывают на корню.»

Чего боится власть

Отдельно взятый чиновник больше всего боится персональной ответственности. А в целом украинская власть боится двух вещей. Во-первых, уличных акций, во-вторых — мнения международных доноров. К сожалению, уличные акции мы пока не умеем организовывать. Единственный приемлемый путь — научиться фокусироваться. У нас есть определённое количество активистов, которые готовы требовать что-то у власти. Однако они постоянно распыляются на разные «зрады». Если же всем собраться ради единого целого, то это будет довольно мощное выступление. Конечно, в обществе есть определённая «усталость» по отношению к уличным акциям, люди готовы выйти на улицы в случае «суперзрады», или отсиживаются дома.

Но власть должна быть всё время под давлением. В противном случае, она будет вести себя бессовестно. И проходящая ныне децентрализация — это правильный путь. Людям в провинции намного проще контролировать деньги на местах. Проблема в том, что в регионах порой нет активистов-журналистов, которые могли бы вести громкие расследования о злоупотреблениях. С централизованной системой власть умеет бороться. Алгоритм прост: найти лидера, перекупить его или запугать. Но если главного нет, если система децентрализована — тогда с ней бороться невозможно. При децентрализации нет главных и все объединены общей идеей.

Нам нужно всячески развивать и поощрять предпринимательство. Когда число предпринимателей достигнет 5 млн — это станет поворотной точкой в построении гражданского общества. Такие люди не поверят в пустой популизм и другие глупые уловки власти и оппозиции. Вообще, самая простая реформа, которую можно запустить буквально за месяц — это изменить налоговую систему по примеру США, когда человек получает на руки полную зарплату и потом сам отсчитывает налоги. Без всяких сомнений, люди станут более критичными и сразу выставят совершенно другие требования к властям. И эти требования будут очень жёсткими, — уверен Давид Браун.

Предприниматели не должны давать чиновнику взятку, чтобы откупиться — это всё равно, что кормить бешеную собаку, ведь она не оценит доброты и может укусить. Всё что можно сделать, чтобы её проучить — это взять в руки палку. В своё время МВД в Николаеве своими обысками и прессингом постоянно «кошмарило» IT-фирмы и некоторые из них даже были вынуждены переехать в другие города.

«— Поэтому мы договорились со всеми IT-компаниями, что не будем брать детей сотрудников МВД на роботу. У нас при трудоустройстве все кандидаты заполняют большую анкету и указывают своих родственников. И если отец или родной дядя или другой близкий родственник потенциального кандидата на работу когда-то был или есть сотрудником МВД, то мы ему сразу же отказываем. Будь он даже трижды гением. А вот детей других силовых органов (скажем, СБУ) — берём на работу, потому что они IT-компании не прессинговали», — говорит Давид Браун. И постепенно до МВД дошло, что это — ответ на их действия, что такую «карму» они сами себе заработали. И со временем их отношение к IT-компаниям изменилось.

По мнению Брауна, для IT-индустрии не нужны дополнительные стимулирующие программы развития. Достаточно не прессинговать компании, кроме того, очень желательно отменить принудительную конвертацию доллара.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

О волонтёрах в правительстве

В феврале 2016 года, во время формирования правительства Владимира Гроймана, Макс Нефёдов, один из создателей системы ProZorro, рассматривался в качестве кандидата на пост Министра социальной политики. Он пришёл на собеседование и на вопрос, каким он видит Министерство социальной политики, ответил, что по сути — это банк, у которого есть 30 млн клиентов. Ведь Минсоцполитики отвечает за выплату пенсий, субсидий и прочих льгот. Но при этом, ведомство несёт огромные трансакционные затраты — свыше 20%. А бюджет социальных выплат огромен — десятки млрд грн. Задача руководителя Министерства — на порядок уменьшить трансакционные затраты и снизить количество клиентов, которые несправедливо получают льготы. В итоге Нефёдов так и остался на должности заместителя Министра экономики, в Минсоцполитики его не взяли — «не наш человек».

Unit City — стратегия win-win для Украины

С точки зрения Давида Брауна, создание технопарка Unit City — это стратегия win-win для всех заинтересованных сторон, в том числе, и для главного инвестора-девелопера Василия Хмельницкого. Просто постройка ещё одного бизнес-центра сегодня не даёт большого эффекта. Цель Хмельницкого — поднять доход с квадратного метра в перспективе, а для этого нужно развить проект Unit City, сделать его успешным. И тогда в этом районе 1 кв м площади будет стоить в 2 раза выше, чем в среднем по городу. Но в любом случае, для страны и для экосистемы украинской IT-отрасли Unit City — это большой плюс.

Читайте также:

Штучний інтелект у дизайні та розробці ігор. Де ми зараз і що далі?

Аналоги російських сервісів для українців

CES 2022: цікаві анонси найбільшої у світі виставки електроніки

Чому дрони можуть стати кращою заміною феєрверків