15 подсказок для тех, кто хочет удержать мобильных пользователей

Продвижение своего мобильного приложения в App Store — та ещё задача. 80% всех приложений никогда не появляется в рекомендуемых списках; а в поисковой выдаче полным-полно аналогов и конкурирующих решений. Согласно данным исследования Quettra, в среднем каждое приложение теряет до 77% своих пользователей в первые три дня после установки, а через месяц 90% из числа пользователей и вовсе прекращают заходить в приложение. Как вообще заработать денег в таком высококонкурентном окружении?

Удержание пользователей становится для разработчиков не меньшей головной болью, чем привлечение новой аудитории. И потому в издании VentureBeat собрали подборку рекомендаций для тех, кто хочет закрепить успехи в продвижении своего приложения и сохранить свою аудиторию дольше, чем на 1 месяц.

1. Сосредоточьтесь на выгодах для пользователя

Если только вы не сделали слишком простую и интуитивную программу или же вы — не Facebook, вам придётся объяснить, как работает ваше приложение. Простой рассказ о том, как работает приложение, не всегда эффективен. Покажите в описании к приложению, как на самом деле оно может помочь в работе или решении конкретной потребности пользователя. Очевидная выгода от использования — вот о чём следует рассказать.

2. Демонстрируйте, а не рассказывайте

Рассказ о функциональности конкретного приложения как правило забудется через несколько дней. Промо-ролик и демонстрация конкретных возможностей — вот что нужно пользователям. К примеру, так устроена демонстрация сервиса IFTTT: универсальная кнопка «Do Button» показывает, как работает сервис в целом, как реагируют разные разделы мобильного приложения и что такое вообще автоматизация сервисов и приложений, подключаемых к IFTTT.

3. Краткость и чёткость

То, что ваше мобильное приложение умеет решать шесть разных задач, вовсе не значит, что пользователю надо в подробностях рассказать о всех шести опциях. В чём ключевая ценность, какая из возможностей вашего приложения сама главная — вот о чём нужно изложить в ознакомительном ролике и описании для вашего пользователя.

4. Прежде, чем запрашивать любую информацию, спросите разрешения

Push-уведомления сейчас не пользуются особой любовью у пользователей: согласно аналитическим отчётам, их использование сократилось до 42% за 2 года. И чем больше вы «напираете» на такие уведомления в своём приложении, тем выше вероятность, что пользователь их отключит или вообще откажется от использования вашего приложения в перспективе.

Поэтому отправку уведомлений надо сделать отключаемой опцией, а также не забыть о разъяснениях для пользователей.

5. Покажите, в чём будет заключаться выгода от push-уведомлений

И тут мы подходим к стадии тех самых разъяснений. К примеру, ваше приложение показывает людей, места, события и заведения в зависимости от текущего расположения пользователя. Отключение уведомлений с привязкой к текущей локации приведёт к тому, что ваше приложение будет практически бесполезным. Это и нужно объяснить пользователю, который по каким-то причинам не любит получать push-сообщения на свой смартфон.

Не нужно думать, что пользователь сам до всего дойдёт или что он наоборот слишком глуп, чтобы понять очевидные вещи. Небольшое пояснение, для чего именно нужны уведомления в вашем приложении и что они помогут получить самому пользователю, — это всё, что от вас потребуется.

6. Сохраняйте личный контакт с владельцем смартфона

Смартфон — вещь крайне личная. Как-никак человек с ним проводит большую часть дня на работе и дома, и потому настройки и доступ к определённым данным тоже устанавливает соответственно своим предпочтениям. Общение с пользователем в манере автоответчика или бездушного онлайн-автомата не приведёт ни к чему хорошему. Никакого персонального участия в повседневной жизни пользователь такого мобильного приложения не почувствует. Поэтому используйте в обращении к пользователю более дружественный и личный тон (подсказки, уведомления, справка и поддержка приложения, сайт приложения или дополнительные сервисы, с ним связанные — все они должны быть «лично для каждого», а не для некоей безликой аудитории).

Дружественная манера общения и понимание личных потребностей наиболее хорошо реализованы в приложениях для личных тренировок и планирования распорядка дня. Ознакомьтесь с ними, чтобы понять, как реализовать подобную манеру «общения» для вашего собственного приложения.

7. Свяжите между собой контекст и данные

У разработчика как правило оказывается «под руками» большое количество пользовательских данных. Использование их лишь для отправки уведомлений с привязкой к местоположению или контексту не оставляет пользователю иного ощущения кроме того, что его в очередной раз «продают» как ходячую витрину для рекламы или «носитель» для маркетинговых уловок. Свяжите данные с поведенческими особенностями, попробуйте использовать упомянутый выше персональный подход — будьте для пользователя советником и другом, а не продавцом сведений о нём.

К примеру, RunKeeper использует подобную манеру взаимодействия с пользователями, напоминая о тренировках в зависимости от текущего времени суток, исторических событий в календаре или просто шутливых напоминаний о том, что неплохо бы встать и пройтись немного (если уж не пробежаться).

8. Применяйте авторизацию при помощи соцсетей

В эпоху, когда социальные сети находятся буквально везде, не забывайте об авторизации пользователей при помощи Facebook, Twitter, Google или других соцсетей. Причём возможность такой авторизации следует предоставить на главном экране приложения, ещё до начала использования. Так вы избавите пользователя от необходимости вручную вводить логин и пароль, совершать опечатки или путаться в раскладке клавиатуры смартфона или планшета.

9. Заранее предупредите пользователей о требованиях к паролям

Если среди вашей аудитории есть хардкорные гики, которые не признают никакой сторонней авторизации, кроме собственного логина и пароля, нелишним будет рассказать им вкратце, какие пароли они могут (или не могут) использовать, как хранятся данные и насколько надёжен такой способ авторизации.

10. Не забывайте обрабатывать ошибки и собирать отзывы

Если ваше приложение слишком новое для аудитории, работа с отзывами поможет улучшить не только юзабилити, но и надёжность хранения данных. Не полагайтесь только на оценки и рейтинги. Работайте с негативными отзывами и обязательно публично анонсируйте устранение часто встречающихся ошибок или доработку тех опций, о которых пользователи массово просили ранее.

11. Своевременно просите об отзывах

Одна из типичных ошибок — сразу требовать у пользователя рейтинг, хотя он или она лишь пару часов назад установили ваше приложение. Дайте человеку попользоваться вашим продуктом хотя бы пару недель — так он сможет оценить все сильные стороны и понравившиеся «фишки» вашей разработки. И тогда его рейтинг для вашего приложения будет отвечать реальной картине, а не сиюминутной эмоции, когда «три звёздочки» ты ставишь, чтобы просто «отцепиться» от назойливых разработчиков.

12. Сохраняйте корректность в просьбе об оценке вашего приложения

Помните, что среди любой группы пользователей есть те, кто в принципе не любит ставить оценки приложениям (нет времени, нет желания, нет стабильного сценария использования или достаточного опыта оценивания приложений в App Store). Будьте неизменно корректны и ненавязчивы в обращении к пользователю с просьбой о получении оценки вашего труда. Можно также встроить оценку приложения в определённые разделы в качестве дополнительной опции (вроде отправки отзывов или пожеланий для разработчика).

13. Детали и необычность должны быть остроумными

В принципе, магазин приложений набит однотипными решениями, их очень много, даже платные приложения зачастую похожи друг на друга. Запомниться можно лишь в том случае, если у вас будут позитивные отличия от всех остальных. Фирменная «фишка» — вот что должно отличать ваше приложение. Например, Yelp поддерживает ввод в поле поиска не только обычных тестовых символов, но и смайликов и символов emoji.

Slack помогает пользователям своего мобильного приложения отказаться от длинных паролей, которые неудобно запоминать. Вместо этого вы получаете на почту «магическую ссылку» для дальнейшей авторизации.

Подобные детали выгодно отличают приложение среди большого количества конкурентов — и пользователи любят конкретные мобильные продукты именно за такие ненавязчивые и остроумные решения.

14. Используйте забавные сообщения об ошибках

Никто не любит ошибок. Они раздражают и даже бесят. Но отказаться от сообщения об ошибке совсем у вас вряд ли получится. Вместо уведомления, что «ничего не найдено», в том же рекомендательном приложении Yelp вам пишут, что «вы, наверное, неуловимый ниндзя».

15. Не забывайте о «пасхалках» и прочих сюрпризах

Когда вы находите в онлайн-сервисе или приложении скрытую опцию или забавную странность, первым вашим порывом становится желание рассказать об этом своим знакомыми в соцсетях. Думаем, так поступает каждый. Использование «пасхалок» может сослужить отличную службу для вирусного продвижения вашего приложения — ведь пока ничто не сравнится в своей эффективности с «сарафанным радио» (буквально недавно мы об этом писали).

К примеру, в YouTube Creators Studio появляется кот, который как бы выглядывает из-за интерфейса, когда вы оттягиваете окошко программы вниз по экрану для обновления ленты. В Yahoo Weather края экрана на главной странице «замерзают изнутри», если снаружи сегодня очень холодно, согласно прогнозу погоды. Такие детали очень запоминаются и часто становятся объектом обожания для пользователей.

Это — далеко не все рекомендации для создания успешного мобильного приложения, аудитория которого не разбежится через пару месяцев. Но с них стоит начать, если вы ставите своей целью создание успешного мобильного продукта.

По материалам: venturebeat.com