В этом году исполняется 20 лет с момента запуска онлайн-магазина Amazon.com – годом ранее справляла юбилей сама компания. Представить электронную коммерцию без Amazon сегодня невозможно даже нам, по другую сторону Атлантики. Компанию, в свою очередь, невозможно воспринимать отдельно от её гениального основателя – Джеффри Безоса.
Мы собрали самые знаковые моменты из истории гиганта электронной торговли и биографии основателя Amazon.
- Джеффри Безос (Jeffrey Preston “Jeff” Bezos) родился 12 января 1964 года в Альбукерке (штат Нью-Мексико), США. Уже с самого детства Джефф проявлял повышенный интерес к технике, и однажды даже сделал небольшую сигнализацию для комнаты, чтобы младшие братья не мешали ему мастерить.
- В 1986 году закончил Принстонский университет с красным дипломом инженера-электронщика. Уже тогда видел огромный потенциал в разработке электронных технологий. Отказавшись от предложений по работе в Intel, Bell Labs (Lucent Technologies) и Andersen Consulting (Accenture), пошёл работать в молодую телекоммуникационную компанию Fitel, которая хотела модернизировать рынок финансовых транзакций.
- В разное время Безос пробовал запускать собственные проекты, один из которых – разработка ПО персонализированного факса, рассылаемого финансовым аналитикам. Они могли бы задавать свои предпочтения, чтобы на факсовый номер приходили только те новости, которые искусственный интеллект считал нужными. Но проект не удался. Очевидно, время Безоса тогда ещё не настало.
- В Начале 90-х гг. Джефф работал в финансовой компании D. E. Shaw, и именно с неё он уйдёт для того, чтобы начать торговать книгами через Интернет. Кстати, позиция, которую оставил Безос – старший вице-президент компании. Для многих это вершина карьеры и, одновременно, её конец. Для него это был старт главного дела всей жизни.
- Сама идея создать интернет-магазин зародилась у Безоса в 12-летнем возрасте, в 1976 году. Как он сам неоднократно признавался в интервью, во время просмотра телевизора с очередным диснеевским мультфильмом ему пришла в голову мысль, что было бы интересно заказывать героев мультфильма прямо с экрана – нажимаешь пальцем на Микки Мауса, и тебе его доставляют по почте.
- А вот что предприниматель говорит о выборе книг как основного товара для торговли через интернет:
«Я сидел и думал, почему электронная коммерция сможет принести больше денег, чем коммерция традиционная? Люди всегда хотят пощупать товар до покупки. Только лекарства покупают по чужому рецепту. Но связываться со здравоохранением? Нет, себе дороже. Автомобили? Компьютеры? Это головная боль с гарантийными обязательствами. И тут раздался звонок моей жены – начинающей писательницы. И меня осенило. Я даже, кажется, не взял трубку. Моя жена пишет роман! Книги! Автор, краткая аннотация, и всё. Главное, чтобы клиент обязательно смог найти то, что хочет. Какой книжный магазин сможет похвастать таким же ассортиментом? А интернет – идеальный контейнер для хранения безграничной информации».
- Название Amazon проект получил в честь самой полноводной реки планеты (как метафора интернета: ручейки вливаются в реки, реки – в моря, а те несут свои воды в бескрайний мировой океан).
- Расположение штаб-квартиры Amazon в Сиэтле связано сразу с несколькими факторами. Во-первых, как раз там находились склады крупнейшего в США дистрибьютора книг Ingram. Во-вторых, в Сиэтле находился Microsoft, а значит, там обитали потенциальные инвесторы и люди, которым не приходилось объяснять “Что такое интернет”. Акционеры Microsoft прекрасно понимали, какие деньги можно получить от компьютерной разработки для бизнеса.
- Но первые средства в Amazon вложили не бизнес-ангелы, а родители самого Безоса: сумма в $300 тыс. составила все их пенсионные сбережения. Рискнув ими, мистер и миссис Безос впоследствии стали миллиардерами. Остальные деньги вложили частные инвесторы: первый раунд финансирования принёс проекту $1 млн.
- Первый офис компании был прост и непретенциозен, как и положено всему гениальному: скромный дом с двумя спальнями и гаражом, в котором оборудовали 3 рабочих места (столы, собранные самим Безосом из строительного мусора) с компьютерами и сервером. Соединительные кабели протянули через дыры в крыше – те же, через которые в “офис” поступал свет.
- Датой создания компании считается июль 1994 года, а вот сайт появился годом позже – запуск онлайн площадки для торговли книгами пришёлся на июль 1995-го. На момент “выхода в эфир” база данных содержала миллионы наименований книг, а поиск по сайту позволял в качестве запроса использовать имя автора, название книги или международный код ISBN.
- В первый же месяц магазин продал книги во все 50 штатов США и 45 стран мира. К сентябрю 1995 года сайт Amazon.com еженедельно продавал книг на $20 тыс., и что самое знаковое – за все это время Джефф не потратил на рекламу ни единого цента (магазин рекламировали с помощью первых бесплатных баннерообменных сетей).
- В 1996 году Wall Street Journal поместил на обложку Amazon, как самый успешный онлайн-бизнес сезона. Без малого через 2 года после запуска сайта – 15 мая 1997 года – состоялся выход компании на IPO.
- Секрет успеха Amazon в том, что Безос с самого начала понимал, как будет зарабатывать, и не собирался делать всё, чтобы заработать как можно больше в кратчайшие сроки. У Amazon.com была долгосрочная стратегия, и Джеффри Безоса интересовала именно долгосрочная перспектива, а не быстрый рост.
- Акции Amazon.com в 1997 году стоили $140 за штуку, а после так называемого кризиса доткомов (от англ. «dot com» – «точка ком», то есть «.com») в 2001 году упали до рекордно низкой отметки – $6.
- Пережить тяжкие времена начала “нулевых” здорово помогла партнёрская программа Amazon: владелец любого сайта мог продавать через свой ресурс продукцию Amazon, получая определённый процент с продаж. Такая система позволила простым людям самостоятельно продвигать товары Amazon.
- Amazon.com первым среди онлайн-магазинов ввёл отзывы клиентов о товаре. Даже негативные. Производители отчаянно сопротивлялись введению данной функции, опасаясь влияния на уровень продаж негативных отзывов. Безос сумел убедить их, и не зря: практика показала, что отзывы только увеличивают продажи.
- Совершив революцию на мировом книжном рынке, причём не только в продаже, но и в книгоиздательстве, Безос не стал останавливаться на продаже книг. Сначала компания расширила свою площадку для торговли буквально всем, что только можно продавать вообще, а потом взялась за создание собственных продуктов. На сегодняшний день работают такие онлайн-сервисы компании Amazon:
- собственный платёжный сервис «Login and Pay with Amazon»;
- облачные технологии для хранения данных, в которые входит и музыкальный сервис Amazon Cloud Player;
- корпоративная почта WorkMail;
- совсем свежий проект компании – продажа собственных SSL-сертификатов для разработчиков;
- регулярные акции и бонусы для участников клуба постоянных покупателей на Amazon.com.
- Amazon известна и собственными устройствами, которые попадают на рынок с впечатляюще бюджетным ценником: электронная книга Kindle, смартфоны Fire Phone, «умная» колонка Echo – пользователи по всему миру знают и с удовольствием используют мобильные гаджеты, созданные продавцами книг.
- Несмотря на прямой запрет использовать дроны для доставки грузов, прописанный в правилах коммерческого использовани дронов в США, Федеральное управление гражданской авиации таки разрешило Amazon поупражняться в доставке товаров беспилотниками. Пока на уровне тестовых полётов.
- Безос получает зарплату в компании Amazon на уровне 1998 года – тогда Джеффу пришло в голову, что его зарплата больше увеличиваться не должна.
- Основатель Amazon сегодня владеет акциями The Wall Street Journal и компанией Blue Origin, создающей технологии освоения космоса. Этой весной прошли успешные испытания новой ракеты-носителя New Shepard на полигоне в Техасе, США (видео можно посмотреть тут) – Джеффри Безос собирается в космос, Земли ему уже мало.