Называть людей «пользователями» неэтично и неактуально

Адам Лефтон (Adam Lefton) рассказывает в своей статье для The Next Web о том, когда и почему устарел термин «пользователь». Наша редакция решила перевести его размышления.

« – Я проработал в UX практически 10 лет. С этого момента я планирую изъять из своего лексикона слово «пользователь» и любые, связанные с ним термины – например, «UX» или «пользовательский опыт». Это займёт некоторое время. Начну с того, что буду стараться не использовать их в разговорах на работе. Я удалю их из своего профиля в LinkedIn. Я найду новые способы описывать свою работу в беседах. Я буду экспериментировать и искать что-то более подходящее. У меня нет готовых альтернатив, но я уверен, что найду их. Я думаю об этом как о новой задаче. U-слова широко распространены в сфере технологий, но они больше не отражают мои ценности или мой подход к дизайну и технологии. Я могу либо продолжать использовать язык, с которым не согласен, либо начать поиск чего-то нового. Я выбираю поиск».

В дизайне продукта «пользователь» и другие U-слова были основополагающими для определения отношений между людьми и технологиями. Первые использовали. Последние использовались.

Но маркировка людей как пользователей лишает их многогранности. Это сводит людей к единому поведению, поддерживая представление о человеке как о роботе, единственной функцией которого является использование продукта или функции. Это плохой этос для построения этических технологий. Если мы будем придерживаться такого узкого взгляда в  нашей дисциплине, то не добьемся большого прогресса в разработке дизайна для удовлетворения насущных потребностей меняющегося мира.

Отношения, которые описываются с помощью этих слов, более не отвечают действительности. Раньше грань между эксплуатантом и технологией была проведена гораздо более чётко. Сейчас? Не настолько точно. Открывая приложение на своём телефоне, вы намереваетесь использовать его, но последние несколько лет показали, что приложение также намерено использовать вас. Инциденты в Facebook и других высокотехнологичных компаниях дали понять, что использование – это улица с двусторонним движением. Проще говоря, U-слова берут своё начало в более спокойной, наивной эпохе. Сегодня эти термины можно назвать неэтичными и устаревшими, и они вряд ли могут привести к тем улучшениям в технологиях, которые нам крайне необходимы.

Термин UX дизайн начал свой путь к общепринятому отраслевому стандарту в 2009 году. Мы должны регулярно подвергать сомнению и изучать терминологию, которую используем, чтобы убедиться, что новые термины не были искажены или поменяли значение. Но никто этим не занимался, поэтому U-слова стали означать что-то совершенно другое.

В электронном письме от Генеральной Ассамблеи UX дизайн был определён как способ «создавать продукты и опыт, которые решают проблемы клиентов», чтобы «бренды мотивировали клиентов возвращаться». То есть UX подразумевает решение проблемы клиента, чтобы он возвращался и возвращался? Это узкое и мрачное определение того, что может сделать хороший дизайн, и грустно осознавать то, что оно используется в электронном письме, которое привлекает будущих студентов к программе обучения, обещающей начать их успешную карьеру в технологии.

« – Когда я думаю о своей карьере, первые ассоциации, которые у меня возникают с UX и пользователем, почти неотделимы от юзабилити (применяемость) и глубоко укоренились в статической сети. До появления интернета вещей забота о пользовательском опыте означала заботу о том, как человек взаимодействовал и находил информацию на простых веб-сайтах».

В 2019 нет ничего простого. Многие из наших взаимодействий происходят через экраны и устройства, и использование этих новых технологий в масштабе имело непредвиденные последствия в социальной, политической и эмоциональной сферах нашей жизни. Тот факт, что люди используют что-то, не всегда делает это хорошим. Возможно, это была продуктивная мера, когда веб-сайты были относительно несложными хранилищами информации, но в мире, где люди всё больше обременены использованием своего устройства и зависимостью, а наши наиболее широко используемые технологии были направлены против нас, мы больше не можем рассматривать что-то такое простое, как «использовать» в качестве признака успеха. Это слишком низкая планка.

В мире дизайна пользователь занимает пьедестал. Мы высоко ценим пользователей. Мы заботимся о наших пользователях. Мы хотим, чтобы с ними происходили хорошие вещи, и поэтому мы делаем для них всё.

Мы работаем в организациях по проектированию пользовательского опыта. Мы называем себя «UX дизайнерами». Мы разбиваем задачи по разработке на «истории пользователей». А заботимся ли мы на самом деле? Можем ли мы заботиться, если постоянно обращаемся к людям языком, предвещающим отношения, которые по нашему собственному мнению развиваются хорошо, только если вторая сторона возвращается и возвращается, иногда в ущерб себе?

Подобное противоречие требует, чтобы мы более внимательно посмотрели на эти слова.

Слово «пользователь» всегда имело и другие, гораздо более одиозные значения за пределами технологической отрасли. Например, называть кого-то пользователем наркотиков – это не то же самое, что говорить, что у кого-то есть проблема с наркотиками. Говоря «пользователь», мы подразумеваем, что значительная часть ответственности за зависимость от наркотиков принадлежит человеку с зависимостью. Это предполагает, что такое использование является актом автономии – то, что они делают, находится под их контролем – но на самом деле мы знаем, что наркотическая зависимость совсем на похожа на такой сценарий, и может быть результатом сложных социально-экономических и психических условий.

Применяя термин «пользователь», мы лишаем человека его обстоятельств, любого влияния в его жизни, истории, мы устраняем контекст и сводим деятельность людей к одному действию.

Представьте себе мир, в котором все работают так, как будто это прочная основа для создания технологий, на которые миллиарды людей полагаются в своей повседневной жизни и которые улучшают мир вокруг них. То, что мы имеем сейчас. Другие уже красноречиво писали о том, что дизайн должен перестать фокусироваться на том, как продукты работают в изолированных пользовательских ситуациях, и начать размышлять о том, как инновации могут и должны работать на уровне общества.

Пока мы пока знаем, как это выглядит на практике, и, конечно, не представляем этого в масштабе, но что-то очевидно уже сегодня: U-слова не могут коррелировать с современными условиями. Они слишком скучны.

« – Несмотря на то, что U-слова доминируют в моей отрасли, без них я продолжаю оставаться дизайнером и писателем. Без них я всё ещё решаю проблемы и думаю. Я всё ещё человек, который хочет создавать вещи, обеспечивающие ценность в жизни других людей. Во всяком случае, я думаю, что изменения в профессиональном языке улучшит мою работу. Без U-слов я могу начать пересматривать то, как я понимаю дизайн. У меня могут быть трудные разговоры. Я могу начать разрабатывать  стандарты, которые выходят за рамки использования и обращаются к более глубоким показателям успеха, таким как производительность, счастье и благополучие. Я могу добиться большего успеха».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Источник: TNW

 

Читайте также:

7 трендів в UX- та UI-дизайні у 2024 році

7 трендів в UX та UI дизайні у 2023 році

Переход в онлайн: освоение технологий для пожилых

Новые технологии улучшат образование вашего ребёнка, но не его творческий потенциал