«Я решил продать квартиру, чтобы запуститься» — Андрей Буренок, TripMyDream

Андрей Буренок занимает должность CEO в компании VIASAT Ukraine, которая обеспечивает дистрибуцию каналов спутникового ТВ. По совместительству, Андрей является основателем украинского проекта TripMyDream, который весной этого года на конкурсе туристических стартапов на Seedstars Summit 2016 получил возможность привлечь инвестиции в размере $500 тыс. Мы расспросили Андрея о том, когда лучше запускать собственный проект, как совмещать руководящую должность с развитием стартапа и что делать, чтобы не перегореть на работе.

img_0051_036728192426

О запуске TripMyDream

Понимание того, что настало время для собственного проекта пришло так же, как и большинство хороших решений, — спонтанно, но на подготовленную почву. Я сам путешественник, 200 дней в году провожу вне Украины, поэтому о проблемах планирования поездки знаю по своему опыту. 4 года назад мы с супругой были в Италии, арендовали автомобиль для поездки в горы, но оказалось, что он на летней резине. Уцелели чудом. Уже вечером, за бокалом домашнего вина, я понял — это знак и нужно создать проект в сегменте планирования путешествий.

Я к тому времени уже 5 лет руководил бизнесом. Более того, компанию VIASAT Ukraine я построил буквально с нуля. За это время я отточил свои навыки в маркетинге, стратегическом планировании, построении команды и продажах. Научился делегировать задачи и запускать эффективный рабочий процесс. С одной стороны, у меня была идея и желание создать полезный сервис, с другой — реальные навыки руководителя и опыт работы с нуля. Это был идеальный набор составляющих, оставалось только одно — действовать. И я принял решение делать сервис для путешественников, который решил бы мою проблему.

О преодолении трудностей

Сложностей в процессе запуска стартапа, при этом, выполняя функции CEO, было очень много, на самом деле. Попытаюсь их перечислить в порядке убывания. Начнём с того, что запуск стартапа нужно подготовить. Для подготовки нужны люди, а у тебя их нет. И денег тоже нет. Долгое время мы с моим партнёром и tech lead Тарасом Полищуком работали вдвоём. Скажу честно — это было сложно. Спасла вера в проект и уверенность в том, что это нужное дело.

Далее — финансовый вопрос. Я решил вложить семейные сбережения и продать квартиру, чтобы запуститься. Каждый ли готов рискнуть ради своей идеи? Это не попытка похвастаться, я говорю не столько о человеческих качествах, сколько о самих идеях. Насколько эта идея в принципе актуальна и насколько она доработана до эффективного решения проблем? Стоит ли ставить всё на её запуск или это — «сырой» материал? Без правильного исполнения и эффективной команды ничего не получится. Идея может быть просто космической, но она сама себя не реализует.

Ещё сложно искать партнёров, имея только «голую» идею, без рабочего процесса. Я отправил презентацию СЕО Booking.com, когда у нас ещё не было продукта, который можно демонстрировать. Просто нашёл его в LinkedIn, написал — и всё получилось. Но так бывает не всегда. В общем, сложностей много, но они решаемы.

img_8748

Признание актуальности идеи TripMyDream на Seedstars Summit 2016

С чего начинать

Тем, кто планирует запускать собственный стартап, в первую очередь нужно понять, зачем вы это делаете и кому продукт принесёт пользу. Причём, эту пользу нужно сформулировать как можно более конкретно. Второй вопрос, который стоит себе задать: готов ли ты идти до конца? Нужно не пробовать, а делать.

Если вы просто хотите иметь собственное дело и начинаете искать, какую бы сферу под него подогнать — это не очень хороший вариант для создания стартапа. Возможно, для другого бизнеса это сработает, но для стартапа — вряд ли. В центре всего лежит идея, и только за ней — всё остальное. Бывает, что идея приходит в таком виде, что вот хоть сейчас садись и работай над реализацией. А бывает, что мысль ещё не совсем чёткая, нужно ещё подумать, поработать. Нужно видеть перед собой усреднённого пользователя вашей будущей услуги, понимать его «боль» и знать, какое решение будет эффективным. А ещё — важно не бояться. Всем сложно и страшно, нам тоже порой было сложно и страшно, но успех в том, чтобы побороть эти страхи — и победить.

Секреты тайм-менеджмента

Делегируйте. Я для себя вывел такое правило:

  • растущий бизнес и команда менее 10 человек — делегируйте то, в чём вы некомпетентны и слабы. Отдавайте те задачи, которые не можете решить самостоятельно.
  • От 10 до 50 человек — делегируйте уже те задачи, в которых и сами сильны, просто чтобы освободить ресурсы.
  • Более 50 человек — настраивайте все процессы так, чтобы в команде росли новые лидеры, которые будут воспитывать следующее поколение лидеров и так далее.

Со временем я научился совмещать работу в обеих компаниях и избегать конфликта интересов между TripMyDream и VIASAT.

Об отношениях между компаниями и стартапами

Отношение руководства к созданию своих проектов сотрудниками нельзя охарактеризовать однозначно. Инвесторам важен результат, который ты приносишь. Если сотрудник не научился распределять ресурсы, и у него из-за работы над собственным проектом начинает проседать эффективность в корпорации, этому нигде не будут рады. Но ведь с другой стороны, стартап даёт новый опыт, знания, навыки, полезные контакты, которые могут быть полезны и самой компании. Так что однозначного ответа здесь нет, нужно смотреть на конкретные кейсы.

Что касается того, насколько помогает работа в компании при запуске своего проекта, замечу, что если работаешь в корпорации, то создавать стартап проще. Знаешь, какие есть подводные камни в самом начале, на какие аспекты стоит обратить внимание. По сути, создание стартапа — это как создание нового отдела в компании. Если есть реальная задача, которую нужно выполнить, отдел будет работать. Если же он создаётся «для красоты», престижа, имиджа — толку не будет, и отдел расформируют. Со стартапами то же самое: нет смысла делать проект, который никому не нужен и не решает никаких проблем.

О поиске знаний для бизнеса

Читаю Ицхака Адизеса — он один из специалистов в мире по вопросам эффективности ведения бизнеса, который мне резонирует. Ещё люблю журнал Harvard Business Review, читаю его онлайн. Но одними книгами и СМИ не ограничиваюсь, сейчас ведь столько вариантов развития. Много пользы мне принесло обучение в The Chartered Institute of Marketing и в BP Sales and Marketing Academy. И главное, хочу подчеркнуть: знания без практического опыта не имеют значения.

Как не перегореть на работе

О делегировании полномочий я уже говорил. А ещё — я умею отдыхать. Даже при том, что я занимаюсь до одури любимым делом, я всё равно приучил себя время от времени устраивать digital detox. Еду куда-нибудь с семьей или вдвоём с супругой, отдыхаем полностью: компьютер выключен, телефон только для экстренных вопросов.

Планы для TripMyDream

В этом году мы смогли многое реализовать. Возьмём основной продукт: поисковик путешествий, который ищет комбинацию жилья и перелёта под заданный бюджет. Мы готовим новый релиз на начало 2017 года: с использованием другой технологии, с обновлённым интерфейсом. Ещё один наш продукт — это первый в Украине агрегатор авиабилетов. Сейчас мы активно работаем над третьим направлением — сервисом выбора отелей. За основу мы взяли контент Booking.com, но добавили многие функции.

Кроме того, мы планируем выход на зарубежные рынки. Работа в этом направлении уже ведётся, и довольно серьёзная.

БОЛЬШЕ ИСТОРИЙ ОБ УКРАИНСКИХ ПРОЕКТАХ: