ІТ из прошлого — как работают «цифровые археологи»

Чертежи давно забытых процессоров, исходные коды программ или легендарных игр, неизвестные произведения искусства – все эти редкости сегодня быстро превращаются в дорогостоящий антиквариат. Значит, как и на любом другом антиквариате, на этом можно заработать.

Мы живём в век, когда информация практически неспособна потеряться – будучи хоть раз оцифрованными, данные всегда останутся в электронном виде. Но стандарты и форматы меняются, носители информации имеют ограниченный срок службы или просто морально устаревают. Вместе с ними «устаревают» и отправляются на полки драгоценные жемчужины данных.

«Цифровых археологов» в мире пока что единицы, и работа их так же сложна, как и у искателей древностей. Только одни перекапывают тонны земли, а другие – перебирают массу данных. Если кто-то купил на аукционе древний компьютер Apple І, то и на цифровые артефакты находится спрос.

kim3

«Процессор Терминатора»

Что только не теряется на просторах Сети; например, чертежи процессора MOS 6502 – в середине 80-х ХХ века он был самым популярным процессором в мире за счёт низкой цены и невероятно высокой по тем временам производительности. На момент своего появления он стоил $25 — это в 4-5 раз дешевле, чем конкуренты вроде Intel 8080 и Motorola 6800. Все, кто хоть раз видел фильм «Терминатор», наверняка помнят одну из первых сцен: с видом «из глаз» киборга. Бегущие там строки кода – это ассемблер MOS 6502. После выхода процессора из употребления его чертежи бесследно исчезли, поскольку MOS 6502 создавался карандашом на ватмане.

Восстановлением чертежей озаботились трое американских «цифровых археологов» – Грег Джеймс, Барри Сильверман и Брайан Сильверман. Цифровая копия MOS 6502 может послужить аналогом исходников на HDL и использоваться для симуляции. Исследователи избрали самый непростой способ – обратную разработку. Расплавив фосфорной кислотой упаковку чипа, они сфотографировали микросхему под микроскопом — и получили порядка 200 фотографий. Их склеили — и получилась цифровая копия микросхемы разрешением 342 Мп.

Для трассировки схемы – её перевода из растрового вида в векторный – исследователи написали собственную программу на Python. Полученные данные превратили в симуляцию работающего процессора, портировали на JavaScript — и сегодня любой желающий может зайти на visual6502.org, чтобы поиграть с виртуальным процессором.

Вскрытие, фотографирование и создание симулятора процессора заняли около полугода – с ноября 2009 по май 2010. С тех пор разработчики успели добавить симулятор Motorola 6800 и собираются продолжать работу с технологией, чтобы расширить свою коллекцию.

sourcecodesprince

«Принц Персии»

Созданная в 1989 году игра «Prince of Persia» сегодня заслуженно считается классикой – приключения принца, который выбирается из подземелья дворца, чтобы спасти свою возлюбленную не видел, пожалуй, только ленивый. Долгое время исходный код этой сверхпопулярной игры считался утерянным – разработчик Джордан Мехнер и сам не знал, куда его задевал.

Во время подготовки продолжения игры «Prince of Persia: The Sands of Time» для PlayStation 2 разработчики – студия Ubisoft – решили встроить в неё в качестве «пасхального яйца» возможность запуска оригинальной игры. Идею поддержал сам Мехнер и охотно перерыл все ящики со своими старыми дискетами, которые никогда не выбрасывал. Однако его ждала неудача – дискета с исходниками бесследно исчезла.

Коды нашлись только в 2012 году, когда отец разработчика неожиданно позвонил сыну и сообщил, что нашёл у себя коробку с какими-то старыми дискетами. Мехнер-младший забрал цифровые сокровища – среди прочего в коробке отыскалась и дискета с надписью «Prince of Persia, исходный код, 1989». Возник один небольшой вопрос: что в современном мире вообще делать со старой пятидюймовой дискетой? Мехнер обратился к «цифровому археологу» – поклоннику старых компьютеров, который предоставил ему несколько исправных систем. Исходный код был извлечён, переписан на жёсткий диск и опубликован в Сети. Знаменитый разработчик решил, что любимая игра миллионов не должна больше затеряться.

warhol-blondie

Наследие Энди Уорхола

Ещё одна интересная история связана с утраченными полотнами Энди Уорхола. В своё время он был пионером использования цифровых технологий в искусстве. В середине восьмидесятых Уорхол активно покупал доступные компьютеры и использовал их графические возможности в своём творчестве. На определённом этапе несколько произведений были утрачены – к тому времени имя Энди Уорхола уже приносило шестизначные суммы. До 2004 года его потерянные – а, значит, ещё более желанные – цифровые картины были недоступны обществу.

В 2004 году в одном из архивов США оцифровали очередную старую видеокассету. На ней оказалась запись презентации нового компьютера Amiga, на которую был приглашён Уорхол. При помощи цифровой камеры он сделал фотографию сидящей перед ним Дебби Харри (вокалистки группы Blondie) и превратил фото в картину на экране компьютера. Ко времени оцифровки неизвестное ранее произведение Уорхола стоило больше $10 млн. Цифровые археологи бросились на поиски.

Дискеты обнаружились в музее Уорхола, среди других личных вещей художника. Специалисты по старым компьютерам получили к ним доступ и восстановили 28 файлов, среди которых нашлось место таким интересным заголовкам как campbells.pic, botticelli.pic, marilyn1.pic и так далее. Большая часть данных была восстановлена и передана музею. Финансовая сторона этой сделки не разглашается; но ходят слухи, что команда специалистов получила солидную компенсацию с шестью нулями.

setun70

Советская троичная ЭВМ

«Цифровые археологи» водятся не только за океаном. В 2014 году одно такое сообщество вернуло миру IT советскую разработку – троичную ЭВМ «Сетунь». Уникальный компьютер был спроектирован для работы с данными в троичном представлении – вместо битов (0 или 1), он оперировал тритами – их принято обозначать -1, 0 и 1. Вместо байтов у троичного компьютера трайты: они состоят из шести тритов и принимают значение от –364 до 364. Отличается такой компьютер тем, что легко работает с отрицательными величинами.

Наработки, полученные при создании троичного компьютера, полезны даже сегодня. Троичная логика системы значительно упрощает сравнение чисел: если аналогичные двоичные операторы могут вернуть лишь значения «больше» или «меньше», то троичное сравнение учитывает возможность равенства чисел. Данная особенность неоценима при создании систем шифрования или других криптографических решений.

«Раскопав» на складах и у частных лиц ветхие системы 70-х годов ХХ века, активисты шаг за шагом воспроизвели троичный компьютер в цифровом виде. Поскольку ПЗУ «Сетунь-70» существовал только в виде распечатки в машинных кодах (сохранившиеся страницы не пронумерованы и перемешаны, а часть даже утеряна), энтузиастам пришлось немало попотеть чтобы восстановить всю последовательность. Сегодня эмулятор ЭВМ «Сетунь» можно запустить прямо в браузере. Предполагается, что с его помощью современные программисты могут найти немало интересных идей для своих разработок.

Пусть «цифровая археология» кажется уделом ограниченного числа фанатов и пока что (за редким исключением) не приносит больших денег, именно такие «археологи» сохраняют богатое наследие ІТ-индустрии предыдущих лет. Их усилиями необычные и малоизвестные идеи не уходят из жизни вместе со своей эпохой.

Фото: Internet Archive