Александр Бондаренко, Discoperi — о системе «Eye», которая сделает дороги по-настоящему безопасными

По данным Департамента информационно-аналитической поддержки Национальной полиции Украины, количество ДТП в стране за первые 8 месяцев года превышает аналогичный показатель 2016 года почти на 9%. Такая статистика угнетает, но не мотивирует соответственные структуры принимать решительные действия. Александр Бондаренко, основатель Discoperi, решил найти собственное решение проблемы безопасности на дорогах. Сегодня команда проекта готовит к тестированию в полевых условиях свою систему, о чём Александр подробно рассказал нашей редакции.

1508427913

Как появилась идея

Всё началось с личного опыта. В апреле прошлого года я со своей женой и маленьким ребёнком ехал в такси. Таксист, который нас вёз, не остановился на красный свет. В тот миг я подумал, что на этом наша жизнь окончена. Перекрёсток был очень оживлённым. По какой-то случайности мы тогда не попали в ДТП. Но могли! И именно эта возможность стала для меня определяющей. Я твёрдо решил изменить ситуацию на дорогах во всём мире. Уже после я узнал – согласно мировой статистике, 1,3 млн человек погибло в ДТП, а количество пострадавших перевалило за 50 млн. Колоссальные цифры, огромная проблема всего человечества. Что такое 50 млн человек? Это население Украины, по состоянию на середину 1990-х. Представьте, что каждый житель нашей страны попал в ДТП и получил ту или иную травму. Когда понимаешь, насколько цифры реальные – жизнь меняется.

Мне с самого начала трудно понять, почему ничего не делается, ни в нашей стране, ни во всём мире, на глобальном уровне. К сожалению, существующие меры, что бы ни говорили популисты, не особо работают. Ограничение скорости, штрафы не спасут никого, если ДТП неизбежно. Мы подумали: было бы круто создать систему, которая бы увеличила шансы избежать ДТП. Подумали и решили – пора делать. С этого всё и началось.

О системе «Eye»

Система «Eye» сканирует дорогу в режиме реального времени и уведомляет водителя о потенциальной угрозе вокруг. Система позволяет получать не только уведомления, обработанные вашим устройством, но и любым другим устройством вокруг. Таким образом, имея сеть из нескольких устройств, вы колоссально расширяете свои возможности. К примеру, если я еду впереди вас на расстоянии 5 км и обнаруживаю какой-то фактор риска (допустим, лежащее посреди дороги дерево), система «Eye» автоматически информирует вас о будущем препятствии, так что вы делаете определенный манёвр, даже ещё не видя это дерево. Похоже на совет друга. Если бы все водители были друзьями и обменивались важной информацией между машинами – количество ДТП сократилось бы в разы.

Особенностью системы также является то, что она способна выявлять рискованное поведение других водителей. Для этого мы анализируем то, как водители обычно управляют автомобилем и на основании отклонения от «нормы» выявляем потенциальный риск. Дополнительно у нас есть много классных функций, но обо всех мы сможем рассказать чуть позже.

О преимуществах

Мы предлагаем решение для всей системы дорог и транспорта в целом. Я бы сравнил нас с компаниями, которые занимаются разработками самоуправляемых авто: мы вместе решаем одну и ту же проблему – повышение уровня безопасности дорожного движения. Это не столько повышение эффективности эксплуатации дорог, управления парковками, снижение пробок. У нас есть абсолютно чёткий и конкретный фокус на безопасности. Поэтому наше решение кардинально отличается от предложений конкурентов по отрасли. Но мы поможем быть совместимы.

Александр Бондаренко

Александр Бондаренко

У нас есть несколько преимуществ:

  1. мы располагаем полной картиной происходящего на дороге. Представьте, что у вас есть друг, который неоднократно выпивал лишнее на вечеринках. Вы в очередной раз оказались на мероприятии вместе, но сегодня ваш друг выглядит трезвее. Означает ли это, что он изменил свою манеру поведения или просто не успел выпить привычное количество алкоголя и опьянеть? Для меня — это второй вариант, скорее. Мы работаем так же. Видим, что если сегодня водитель едет, как и остальные нормальные водители на дороге, он всё же может представлять собой скрытый риск;
  2. благодаря нашей функции connectivity мы очень быстро обрабатываем информацию. Как только одно устройство либо система сфотографировала или записала какую-то переменную, например, автомобиль, требуется меньше секунды, чтобы информация была проверена, обработана и передана в облачное хранилище и потом распределена между всеми автомобилями в сети;
  3. наш подход к проблеме. Мы видим не только риск в будущем, но и то, как человек сам по себе может быть проводником риска. На основании того, как человек ездит и как ездят другие, мы можем дать водителю очень детальное описание его стиля вождения на каждом конкретном участке дороги. Вы едете по дороге и делаете свой привычный манёвр, но водители почему-то сигналят сзади. Возможно, именно в этом месте вы сделали что-то очень рискованное с точки зрения других автомобилистов. Если вам скажет это один человек, вы встанете в защитную реакцию, но если вы получите информацию о том, что ежедневно миллион человек делает это иначе, возможно, прислушаетесь и поменяете свой стиль езды.

Помимо этого, наша система открывает огромные возможности, например, поиск украденного автомобиля, что для Украины является огромной проблемой. Мы можем помочь построить маршрут из точки А в точку Б, основываясь не на данных о пробках, а на безопасности движения.

О возможности внедрения на государственном уровне

Мы готовы работать с государственными органами в плане реализации нашей системы для обычных граждан и для автомобилей транспортной полиции, потому что очень часто водители машин полиции, сами того не осознавая, совершают рискованные манёвры. В Украине это происходит довольно часто. Есть несколько сценариев того, как государство относится к системам по типу нашей.

Вариант 1: курирование проекта. Государство должно понимать, что ежегодно теряет от 2% до 5% ВВП именно из-за ДТП. Для нашей страны это может быть дополнительным фактором развития экономики. Цепочка событий заточена на экономический эффект. ДТП несёт в себе не только угрозу здоровью и жизни водителя и пассажиров, но и причиняет вред всей инфраструктуре, вызывает пробки и т.д. (те же пробки – это снижение экономической эффективности инфраструктуры, дополнительные расходы). Ведь не зря страны, которые являются лидерами по безопасности дорожного движения, также лидируют и в экономическом развитии. В первом варианте государство хочет оказывать поддержку и понимает все преимущества. Тогда вопрос остаётся только в том, кто будет финансировать эту инициативу.

Вариант 2: государство поддерживает в рамках определённой программы. Например, Smart Cities. В таком случае государство обычно даёт какую-то рекомендацию или помогает найти какой-либо комитет, структуру, с которой мы проводим пилот, после чего делается вывод о рациональности проекта.

Вариант 3: государство остаётся в стороне. Мы, как частная компания, можем работать с другими частными компаниями, и государство является лишь получателем выгоды. Покупая устройство, вы делаете лучше прежде всего себе и своей семье. Но государство может помочь решить проблему намного быстрее.

О пользователях и доступности продукта

Наш конечный пользователь – это водитель. И здесь мы выделяем 4 группы:

  • профессиональные водители, люди, которые ежедневно ездят в среднем 3-5 часов;
  • родители с 1 или 2 детьми в возрасте до 12 лет;
  • люди, которые уже попадали в ДТП и получили травмы, увечья;
  • люди, которые нацелены на то, чтобы помогать другим и делать мир лучше (надеюсь, что со временем таких людей станет больше и в Украине);

По поводу доступности нашего продукта: анализ по Европе показал, что система доступна для среднестатистического европейца. В Украине, наверное, этот продукт будет достаточно дорогим. Но мы пришли к пониманию, что не хотим быть единственным производителем устройств, которые работают на базе нашей системы. Мы хоть дать возможность всем компаниям, которые занимаются производством электроники, самим выпускать девайсы, напрямую работающие с нашей системой. Для меня вопрос продукта решается следующим образом: мы запустим свой продукт, но на рынке в течение нескольких месяцев появятся аналоги, которые совместимы с нашей системой. Мы будем тестировать их, давать лицензию. В результате этого цена на продукт будет значительно ниже, чем она может быть сегодня – между $200 и $250.

О команде

Наша международная команда состоит из 17 человек. В основном это разработчики, программисты, инженеры, дизайнеры и те, кто занимается бизнесом, маркетингом и аналитикой. Команда сформировалась с самого первого дня возникновения идеи. Я уже общался со многими программистами, но тогда меня интересовала совершенно другая тема. После случая, произошедшего с моей семьёй, я позвонил каждому и спросил, интересно ли ему или ей заниматься этим проектом. И каждый дал утвердительный ответ. В начале нас было всего лишь несколько человек.

О планах

Мы хотим полностью закончить систему и сделать первый пилот. Причём, локация пилота уже определена – Мадрид, Испания. Там нас ждут порядка 65 тыс. человек, которые готовы стать участниками проекта. Я бы очень хотел реализовать этот продукт в Украине, но пока это под вопросом. Хотим презентовать наш продукт на конференции CES в 2018 году, чтобы показать миру то, что мы сделали. Всё ещё доделываем продукт, чтобы он нормально работал. Не хочется показывать то, что не работает или не проверено должным образом.

У нас была первая версия, но прямо перед запуском на рынок, во время последних тестов, она показала себя плохо, и теперь мы её полностью перерабатываем. Наша идеология заключается в том, чтобы любой пользователь почувствовал, что продукт выполнен по-настоящему хорошо.

Вторая большая тема для нас – закрыть вопрос финансирования. Чтобы продукт получился хорошим, нам необходимо дополнительно нанимать сотрудников, покупать оборудование и т.п. Те ресурсы, которые были раньше (мы развивались как «бутстрап») – уже закончились. Теперь ищем инвестора. Мы недавно подписали контракт с французской компанией Hoolders, которые делают для нас краудфандинг за долю в компании (краудинвестинг). Теоретически, это уникальный шанс для каждого, чтобы стать нашим инвестором. Все подробности должны быть на их сайте.

Когда закроем необходимый раунд, выведем продукт на рынок и распространим его как можно большему количеству людей – чтобы на дорогах стало безопасней ездить – тогда наша задача будет закончена. Я верю, что это будет очень скоро и мир увидит, что дороги могут быть по-настоящему безопасными.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Читайте также:

Политическое расфрендживание

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога

Сергей Замикула, LEKORNA: «Рынок эко-продуктов растёт с каждым годом»