Потенциальный эффект от внедрения автомобилей без водителя затронет не только индустрию грузовых перевозок, но и многие другие локальные бизнесы, зависящие от денег, которые зарабатывают и тратят дальнобойщики. И если копнуть глубже, то можно увидеть, что перспективы не такие уж радужные — по крайней мере, на просторах Соединённых Штатов.
Экономическая революция
Мы столкнемся с кардинальным преобразованием и последующим постепенным отмиранием множества различных отраслей экономики. Подобных вещей мир не видел со времён построения сети межрегиональных скоростных дорог, огибающих крупные города в США. Если вы думаете, что это преувеличение, взгляните на карту наиболее распространенных профессий в каждом штате за 2014 год:
Даже беглого взгляда хватит, чтобы понять, насколько сильно американская экономика зависит от водителей грузовиков. Согласно данным Американской ассоциации компаний грузового автотранспорта (American Trucker Association), в США насчитывается около 3,5 млн профессиональных водителей грузовых автомобилей, ещё около 5,2 млн чел. задействованы в этой индустрии, но не сидят за рулём — в индустрии насчитывается порядка 8,7 млн рабочих мест.
Доход, полученный этими людьми, позволяет финансировать рабочие места для других. Ведь 3,5 млн дальнобойщиков, гоняющие «фуры» по США, время от времени делают остановки, чтобы перекусить, выпить, отдохнуть и поспать. Множество бизнесов получали доход за счёт того, что удовлетворяли их потребности. Рестораны и мотели — это только 2 примера; можно вести речь о миллионах, чья работа зависит от водителей грузовиков. Но и это ещё не все.
Те, кто работает в ресторанах и мотелях вдоль автомагистралей, также являются потребителями внутри собственных локальных экономик каждого штата. Вспомните про обслуживающий персонал ресторанов, который тратит свою зарплату и чаевые в своём городе, и про горничную в мотеле, которая тратит свой заработок аналогично. Эти расходы создают в итоге зарплату для других людей. Поэтому надо говорить не только о миллионах, которые зависят от водителей грузовиков, но и о населении небольших городов, в полной мере зависящей от вышеперечисленных профессий. При любом сокращении потребительских расходов локальные экономики будут падать.
Ещё одна важная деталь заключается в том, что труд водителей-дальнобойщиков хорошо оплачивается. В среднем их годовой доход в США составляет не менее $40 тыс. В большинстве случаев у этих людей нет высшего образования. Фактически это — одна из немногих профессий, которая обеспечивает неплохой доход, но не требует диплома вуза. Большинство профессий, не требующего высшего образования, в США уже не актуальны либо оплачиваются ниже среднего уровня — это связано с массовым переносом производства за рубеж. Дальнобойщики, по-видимому, составляют исключение из этого правила.
Как минимум 10 млн человек в США зависят полностью или частично от дохода водителей грузовиков. Аналогичная картина наблюдается и в других странах — труд дальнобойщиков везде оплачивается достойно, по крайней мере не ниже среднего уровня зарплаты в стране. И до тех пор, пока будущее грузовых перевозок в мире безоблачно, вышеописанный баланс будет сохраняться.
Беспилотные грузовики и ближайшее будущее
Аналитики индустрии прогнозируют рост рабочих мест в этой сфере на 21% до 2020 года. Но будет расти и нехватка водителей — свыше 100 тыс. открытых вакансий. Более высокий спрос на шоферов означает и более высокую зарплату, поэтому ближайшее будущее выглядит для них довольно безоблачным. Вот только этому может помешать инновация в виде беспилотных автомобилей.
Технологии беспилотного вождения уже существуют. Недавно компания Google представила беспилотный автомобиль, проехавший более 160 тыс. км без каких-либо аварий. Всего такие машины прошли свыше 1,7 млн километров — и попали всего в 11 ДТП (все они были вызваны людьми, а не компьютерами; и произошли такие аварии в основном в городах).
«Как вы возможно и думали, большинство аварий происходило на городских улицах, а не на скоростных магистралях; в пересчете на милю пробега в городах аварии происходили в 8 раз чаще», — заявил Крис Урмсон (Chris Urmson), директор программы Google по беспилотным автомобилям.
Согласно информации Google, вождение авто по междугородним трассам с технологической точки зрения даже проще, чем внутри города. Но когда же автомагистрали заполнят инновационные беспилотные «фуры»? Старт этому процессу уже дан: ещё 6 мая 2015 года первый беспилотный грузовик совершил поездку по шоссе в штате Невада. Беспилотные грузовики — это не будущее, а настоящее:
По информации компании Daimler, подобные самоуправляемые грузовики в течение 10 лет будут тестовыми образцами — перед тем, как ввести их в рабочую эксплуатацию, они должны пройти 1 млн км. Используемые в них технологии не такие уж и новые: нет лазерного радара (LIDAR), как в беспилотных автомобилях Google — есть только обычный радар или камера. В отношении аппаратной части здесь нет ничего суперсовременного. Это — самые первые устройства автоматического управления, которые установили в грузовик, позволив водителям просто сидеть сзади и наслаждаться поездкой, в то время как автомат самостоятельно выполняет всю работу.
Если подобному автоматическому устройству управления требуется помощь человека, оно сигнализирует водителю. Если водитель не отвечает, беспилотный грузовик медленно съезжает на обочину и останавливается в ожидании дальнейших инструкций. В случае с самоходными грузовиками самое важное улучшение — уменьшение числа аварий.
В 2012 году в США 330 тыс. больших автофургонов попали в аварию, в результате чего погибло почти 4 тыс. чел., в основном — в легковых авто. Почти 90 % аварий были вызваны ошибками водителя.
Робот-водитель намного безопаснее на дороге, поскольку роботы никогда не устают. Они не поддаются эмоциям, не разговаривают по телефону во время езды, не пьют алкоголь, не употребляют наркотики и не делают множество других вещей, которые могут привести к аварии (по вышеупомянутым причинам людей-пилотов, скорее всего, также в перспективе уберут из самолётов).
Что угодно лучше человека за рулём
Робот-шофёр не требует постоянного повышения зарплаты, ведь эта работа весьма утомительная и сложная, — и всё меньше и меньше людей хотят стать дальнобойщиками. Компания может купить целый парк самоуправляемых машин и полностью вычеркнуть из бюджета такую статью расходов, как водительская зарплата. Единственное, за что придется платить — обслуживание и ремонт. Также не нужно тратиться на страховку по состоянию здоровья. Роботам не нужно делать остановки на отдых, перекур, обед — и время доставки товара сокращается.
Все эти факторы говорят о том, что замена людей-водителей роботами неизбежна. Тут даже вопрос не в том, насколько реальна такая замена, а в том, когда она произойдёт. И что случится с экономикой, когда миллионы людей станут безработными?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Что будет через 10-20 лет?
Прежде всего, стоит оценить потенциальные сроки внедрения беспилотных транспортных средств. Tesla намерена уже в ближайшее время выпустить ПО, которое активирует «беспилотный режим». В результате электромобили Tesla Model S смогут ездить по всей территории США без помощи живого водителя. Более того, такие авто даже способны сами перемещаться от одной парковочной площадки к другой. Когда же беспилотные автомобили завоюют наши дороги?
Согласно отчету Morgan Stanley, полнофункциональная система автономного вождения будет готова уже к 2022 году, массовое внедрение беспилотных технологий будет осуществляться с 2022 года по 2026 год, а традиционные и привычные для нас автомобили с человеком-водителем выйдут из употребления в последующие 20 лет.
Однако это — только один из сценариев развития событий. Ниже приведены и другие оценки:
- Navigant: «К 2035 году продажи автономных автомобилей достигнут 95,4 млн шт. ежегодно, что составит 75% от всех легковых автомобилей».
- IHS Automotive: «К 2035 году во всём мире будет использоваться примерно 54 млн беспилотных транспортных средств».
- ABI: «К 2032 году половина всех новых автомобилей, продающихся в США, будут оснащены беспилотными функциями».
- Nissan: «В 2020 году мы будем говорить о более расширенных возможностях для автономного вождения. Это будет эволюционный процесс — и 2020-й станет первым годом, когда мы увидим реализацию некоторых таких функций в транспортных средствах».
Если сопоставить все эти оценки вместе, то мы получим примерное время кардинальной перестройки транспортной отрасли между 2020 и 2030 годом. На беспилотные технологии будет спрос, и в итоге рынок их получит. Tesla и Google — не единственные компании, которые разрабатывают автономные устройства. Есть и другие.
Компания под названием Veeo Systems разрабатывает как небольшие транспортные средства для 2 пассажиров, так и огромные автобусы на 70 мест — и уже тестирует их в крупных городах. Стоимость беспилотного общественного транспорта будет на 25-40% меньше, чем у традиционных автобусов и поездов. Затраты на пробег электрических транспортных средств на аккумуляторных батареях составят $1-3 в день.
Apple (по слухам) также разрабатывает собственный беспилотный автомобиль. Проект носит название Titan, а конструкция машины напоминает минивен. Apple также владеет технологией разработки карт, которую можно интегрировать в электромобиль для управления обширной сетью цепочек поставок. Кроме того, компания длительное время исследовала аккумуляторные технологии для использования в своих iPhone, iPad и Mac.
И даже Uber не против включиться в игру. В компании заявили, что разработают «ключевые технологии, которые позволяют реализовать миссию Uber по предоставлению надёжного транспорта для каждого и повсеместно», включая беспилотные автомобили, системы безопасности и картографические сервисы.
Трейвис Каланик (Travis Kalanick), генеральный директор и основатель Uber, заявил на бизнес-конференции в 2015 году, что он заменил бы водителей Uber беспилотными автомобилями немедленно и без всяких сомнений:
«—Вы платите не просто за машину — вы платите ещё за того парня за рулём. Когда в автомобиле больше никого нет, стоимость передвижения с помощью Uber становится дешевле, чем стоимость владения транспортным средством. В результате такие привычные для нас сегодня процессы, как покупка машины, вообще останутся в прошлом».
Подобный потенциал беспилотных автомобилей видоизменяет понятие владения автомобилем. И по этой причине рухнут целые индустрии, которые построены на самой концепции владения: мойка машин, паркинг, компании, предоставляющие услуги аренды автомобилей, страхование автомобилей, автокредитование. Кстати, не исключено, что этот процесс затронет и общественный транспорт: дорогостоящие трамвайные и монорельсовые линии будут невыгодны, поскольку передвижение на беспилотном транспорте станет дешевле и комфортнее.
Путь, который предстоит пройти (или проехать)
Любые прогнозы касательно «самоходных фур» должны опираться на прогресс в развитии беспилотных автомобилей, но с поправкой на особенность эксплуатации такого транспорта. Грузовики должны передвигаться без водителя только по автомагистралям. Им не требуется беспилотное вождение при заезде на склад, поскольку это будет довольно сложно, по крайней мере, на первых этапах. Вместе с тем, грузовики почти всегда эксплуатируются лишь корпоративным сегментом. Если рынок найдёт выгоду в том, чтобы вообще убрать водителя из кабины грузовика, то это будет сделано.
Например, можно связать беспроводной связью несколько «фур» и заставить их двигаться в одной плотной колонне. Во-первых, такой способ передвижения экономит топливо (до 7% для двух фур в одной связке), во-вторых, позволяет оставить на всю колонну всего 1 водителя-контролёра, который будет находиться, скажем, в первом авто. Такая задача доступна для реализации уже сегодня, современные технологии позволяют её воплотить в жизнь.
На самом деле, единственное препятствие лежит в юридической плоскости, а не в экономической или технической. И хотя в нескольких штатах беспилотные автомобили уже официально допущены для эксплуатации, в остальных штатах ожидают, пока автономные «фуры» не будут легализованы на общенациональном уровне. Сергей Брин из Google полагает, что это может произойти уже в 2017 году.
В 2025 году, менее чем через 10 лет, новые технологии начнут кардинально видоизменять экономику — так, как мы даже не можем представить. Человеческий труд становится всё более не нужным и даже экономически невыгодным в сравнении с машинным трудом. К тому же, мы всё ещё настаиваем на том, чтобы нам платили деньги за то, что мы используют труд машин. В реальности же именно мы должны оплачивать машинный труд. Простейший пример — робот-такси отвез нас из точки А в точку Б, и мы оплатили его услуги.
Всего через 10-15 лет на наших дорогах будут полно роботов-водителей вместо живых людей, потому драйвером экономики 21-го века будет человек-потребитель, а не человек-работник, и этому потребителю необходимо предоставить необходимые покупательные ресурсы. Если мы откажемся и не сделаем этого, то будущее раздавит нас будто бульдозер — и «за рулём» этого бульдозера будет само человечество. Допустить такое развитие событий как минимум глупо — ведь технологии нужны для того, чтобы облегчить нашу жизнь, а не для того, чтобы лишить нас средств к существованию. О будущем транспорта вы можете также прочесть в других наших материалах:
- Какой должна быть современная электричка
- CEO Lyft — о будущем городского транспорта
- Транспортные практики Барселоны
По материалам блога Скотта Сантенса