Эпоха возрождения «made in Barcelona» — транспортные практики

На днях КГГА опубликует новую транспортную политику столицы, разработанную командой мэра Виталия Кличко. Главным новшеством станет главенство интересов пешеходов и велосипедистов, вместо привычного доминирования автотранспорта. «Да Киев же догнал Барселону!» — воскликнут оптимисты, ссылаясь на то, что в столице Каталонии недавно также представили новую транспортную доктрину. Реалисты же констатируют: то, что Киев только несмело планирует начинать внедрять, Барселона уже вовсю собралась реформировать и перестраивать.

Испанцам, как оказалось, недостаточно соблюдения интересов пешеходов — они переключились на экологию и состояние здоровья жителей. Сравним масштабы некоторых транспортных революций: киевлянам обещают построить 40 км велодорожек, а жителям Барселоны — 300 км. Возможно, чиновникам из КГГА стоит подробнее изучить план зарубежного мегаполиса, и сразу приниматься за его внедрение? Чтобы ускорить развитие Киева, как современного «умного» города с правильными приоритетами.

panorama-427997_1280

Куда движется Барселона

В столице Каталонии решили радикально взяться за улучшение состояния окружающей среды. Планируется ограничить проезд автомобильного транспорта на ведущих автострадах, а второстепенные улицы превратить в зоны для активного отдыха и прогулок местных жителей. Барселона — не первый европейский мегаполис, который пытается побороть гегемонию машин. Но планы у местных властей весьма амбициозны: городской трафик будет сокращён на 21%, а около 60% всех проезжих улиц превратят в пешеходные зоны. Главный смысл городской реформы — разбить Барселону на мини-соседства, вокруг которых будут проходить автомобильные магистрали, а внутри будет создано «пространство для жителей», со всей необходимой данному микрорайону инфраструктурой.

Чтобы показать серьёзность своих намерений, городские власти решили начать «зелёную» перестройку с центрального Эшампле (кат. L’Eixample). Это один из самых знаменитых районов, построенный в XIX веке Ильдефонсой Серда (кат. Ildefons Cerdà), для расселения горожан из тесных кварталов, улучшения общего вида и атмосферы в Барселоне. Тогда прямые перпендикулярные улицы с кварталами, внутри которых планировались парки, явили собой прогрессивный урбанистический ансамбль, ставший визитной карточкой города. В наши дни загазованность и высокий уровень шума от автомобильного транспорта не дают жителям Эшампле по достоинству оценить преимущества такой застройки. Как и полтора века назад, район решили модернизировать, чтобы оздоровить город в целом.

3000

По задумке Серда, в каждом из квадратных дворов Эшампле должен был быть сад

Трафик убивает

И сам мегаполис, и 35 прилегающих к нему административных округов не смогли уследить за тем, чтобы содержание вредных веществ в воздухе соответствовало нормам, допустимым в странах Евросоюза. По данным нескольких исследований, только загрязнение воздуха приводит к 3,5 тыс. преждевременных смертей в самой Барселоне и её пригородах, где общее население составляет 3,2 млн человек. Кроме того, выбросы вредных веществ в атмосферу негативно сказываются на местной экосистеме и ведении сельского хозяйства.

Организация Environmental Epidemiology Agency изучила состояние атмосферы в городе и пришла к выводу, что не менее 1,2 тыс. смертей в прошлом году можно было бы избежать, если бы местные власти приняли меры для сокращения уровня выбросов диоксид азота до нормы, установленной в ЕС. Это означало бы увеличение средней продолжительности жизни горожан на 5 месяцев. Добавьте сюда подсчёты, что соблюдение нормы также могло сократить количество приступов астмы на 18,7 тыс. в год, случаи заболевания острым бронхитом — на 12,1 тыс., случаи госпитализации пациентов с проблемами сердечно-сосудистой системы — на 600, и проблема становится очевидной и крайне острой, для города с населением в 1,6 млн человек.

Дорожное движение также лидирует в списке причин повышенного уровня шума: 61% всего населения Барселоны постоянно живёт в условиях, превышающих установленную ВОЗ норму по громкости. Среди других причин разработки кардинального плана по реконструкции Барселоны:

  • ДТП, которых за прошлый год в столице Каталонии произошло более 9 тыс., из них 27 — с летальным исходом;
  • сидячий образ жизни, превалирующий у населения, — каждый пятый ребёнок в городе страдает от излишнего веса или приближается к ожирению;
  • сокращение зелёных насаждений и недостаточные темпы их восстановления. ВОЗ считает, что каждый город должен обеспечивать не менее 9 кв. м зелени на душу населения. В среднем, на одного человека в Барселоне приходится 6,6 кв. м городской зелени (в центральном Эшампле показатель равен 1,85 кв. м, в соседнем районе Грасия (Gràcia) — 3,15 кв. м). С такими «успехами» Барселона больше похожа на островной Токио, чем, к примеру, на Амстердам, в котором каждый горожанин имеет в своём распоряжении 87, 5 кв. м зелёных насаждений.

ЧТО ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ:

«Вернуть город жителям»

Суть реформы заключается в смене вектора разработки всей инфраструктуры: от удобного проезда и поддержки городского трафика — до комфорта местных жителей с акцентом на здоровой атмосфере. Изменятся не только маршруты общественного транспорта и дорожные знаки. Сами районы будут очерчены по-новому, появятся «пространства для жителей» или «суперкварталы» — больше обычного двора, но меньше существующих микрорайонов.

В Эшампле каждый суперквартал будет включать 9 блоков в пределах существующих границ. Движение общественного и частного транспорта будет разрешено по периметру нового объединения. В само «пространство» смогут въезжать только местные жители и расположенные там фирмы, соблюдая скорость не более 10 км/ч (сегодня ограничение составляет 50 км/ч и 30 км/ч в специальных зонах).

Слева - действующая схема движения в кварталах. Справа — та, которую внедрят в суперкварталах

Слева – действующая схема движения в кварталах. Справа — та, которую внедрят в суперкварталах. Зелёным обозначены улицы, на которых установят ограничение в 10 км/ч

Сократив количество дорог, власти надеются если не заставить жителей больше ходить пешком, то хотя бы пересесть на велосипеды: протяжённость велосипедных дорожек увеличат в 3 раза — от 100 км до 300 км по всей Барселоне. На помощь велосипедам и пешим прогулкам придут автобусные маршруты, пролегающие строго по квадратам и перпендикулярным путям сообщения вокруг суперкварталов. Один из главных идеологов перераспределения кварталов, директор урбанистического и экологического агентства Барселоны Сальвадор Руэда (Salvador Rueda) озвучивает цель обновлённого города:

Мы сократим время ожидания автобуса в любом районе с 14 до 5 минут, а среднее расстояние до остановки общественного транспорта не будет превышать 300 м. Кроме того, мы создадим такую карту маршрутов по всему городу, с которой в 95% случаев пассажир сможет доехать из пункта А в пункт В с одной пересадкой.

Мерседес Видаль (Mercedes Vidal), член совета по повышению городской мобильности, считает появление обновлённой доктрины городского транспорта в таком густонаселённом городе, как Барселона, весьма закономерным явлением. Районы требуют регулярного обновления, чтобы поспевать за темпом современного общества. Если план будет полностью реализован, от автомобильного транспорта с его шумом и выхлопами освободят около семи из общего количества в 13,8 млн кв. м городского пространства.

Частному транспорту, который составляет лишь 20% всего городского трафика, но при этом оккупировал 60% дорог, станет ещё сложнее выживать в Барселоне, но не из-за пробок: у него отберут улицы и «вернут их жителям», — так пафосно описывает процесс реформации кварталов Джанет Санз (Janet Sanz), коллега Сальвадора из урбанистического и экологического агентства:

«—Наш план являет собой пример экологичного урбанизма. Когда обустройство города направлено не только на удобство перемещения, но и на заботу об окружающей среде, на здоровую атмосферу, в которой живут люди. Город стоит на морском побережье, а это означает, что наши жители, как никто другой, проводят много времени на улице, и эти улицы должны быть для них комфортным «вторым домом», если хотите, продолжением их квартир и домов. А общественные места должны быть на самом деле «местами». Не случайно оставшимися после строительства шоссе островками, а зелёными пространствами для игр, совместного досуга».

Процесс возврата города его жителям займёт 9 лет и будет проходить в несколько этапов, с разным темпом и варьирующейся стоимостью. Всего же обновлённая Барселона обойдётся городу в 10 млн евро.

Не разрушать, но созидать

4033

Барселона, которая считается одним из европейских лидеров в вопросе реализации технологий смарт-города, не впервые пытается перестроить историческую застройку для повышения комфорта жителей. В 1987 году уже озвучивалась идея суперкварталов — тогда впервые в городе зафиксировали уровень шума, превышающий норму. В районе Грасия даже пытались перестроить улицы, в начале 2000-х; округ Сан Марти (Sant Martí) экспериментировал с внедрением «дней без автомобиля». На этот раз инициатива исходит от центральных властей мегаполиса, которые призывают и жителей высказывать свои идеи по экологической оптимизации города.

Реконструкция не означает, что город изменится до неузнаваемости. Новые урбанисты не намерены разрушать творения своих предшественников и отказываться от устройства квартала Эшампле. Барселона останется при своём «квадратном» образе, но будет модернизирована с оглядкой на экологию.

«Сальвадор Руэда: —За основу мы берём структуру Эшампле с запланированными внутренними садами. В своё время, её не удалось реализовать из-за жадности местных чиновников: земли под сады распродали богачам, которые хотели за счёт этого увеличить собственную жилплощадь. Затем появились машины, пространство заняли дороги и паркинги… Мы восстановим первоначальную задумку архитектора Серды, хоть нам и придётся радикально изменить схему передвижения по району.»

Планируется, что каждый новый суперквартал станет полноценным маленьким городком со всей необходимой инфраструктурой, и технологически не будет зависеть от соседних округов. Пока другие европейские города, включая Киев, равняются на каталонские достижения в отрасли Smart City, Барселона проводит очередную, экологическую модернизацию города. И судя по предыдущим успехам испанских реформаторов, горожане скоро смогут буквально «жить на улицах», в самом позитивном смысле этого выражения.

Источник: The Guardian

Читайте также:

Цікаві природні явища на Марсі та їх наслідки

Теорії змови про 5G, або чому люди бояться нових технологій

Подальші плани NASA або для чого потрібна місячна космічна станція?

Як стати дата-саентістом: сім більш зручних способів, ніж онлайн-курси