В прошлом году украинцы продемонстрировали свою готовность переходить на «светлую» сторону экологически чистых технологий. Энергоэффективность и забота об окружающей среде сейчас довольно популярны в Украине: проводятся мероприятия по развитию альтернативной энергетики; создаются новые разработки, чтобы помочь жителям в бережном использовании энергии; да и само государство поддерживает распространение электромобилей.
Одним из «зелёных» проектов стал киевский сервис доставки DelFast — его курьеры на электровелосипедах доставляют заказы из интернет-магазинов. О том, чего удалось достичь за год работы проекта, как украинцы впечатлили Европу на конференции в Барселоне и что поможет развивать экологические стартапы нам рассказал Даниил Тонкопий, CEO компании DelFast:
— Каким был 2015 год для DelFast? Что удалось или не удалось реализовать — и с какими интернет-магазинами?
В 2014 году мы только появились, в декабре у нас было всего 12 курьеров. На сегодня наш парк – 65 электробайков, В2В клиентов – свыше 300 постоянных, станций – 6 (ещё 2 в проекте), стран – 2 (Украина, Польша). В самое ближайшее время пополним портфель клиентов ещё в одной – Казахстан, г. Алматы (контракт уже подписан). Наши клиенты – это флагманы индустрии каждый в своем направлении: «ПриватБанк», «Алло», Fotos.ua, Eda.ua, Bodo, City.com, Kniga.biz.ua, «Пицца Челентано» и многие-многие любимые клиенты. Мы гордимся, что работаем с ними и растём вместе.
Кроме того, мы разработали и уже запустили мобильное приложение. Это платформа для раскрутки собственного бизнеса любым активным человеком в любом городе. Каждый может начинать строить свой бизнес благодаря ему. Единственное, что для этого надо – телефон на базе Android, время, чтобы доставлять товары (всё равно чем: ногами, велосипедом, машиной, роликами) и всё. Остаётся пройтись по знакомым, по ближайшим магазинам, базам и просто рассказать владельцам о том, что они могут хоть 24/7 делать доставку и не терять своих клиентов.
Магазин у себя размещает информацию, что теперь он предоставляет услугу all-time доставки для своих клиентов (все, что им надо — это загрузить приложение в телефон), а сама доставка — на вас и вашей команде. Заявки поступают в приложение, оттуда вы их и получаете. Готовый бизнес процесс налажен. Бери и делай! И главное, что доставка-то всего чего угодно: игрушки, зачётки, документы, цветы любимым, сувениры, еда из ресторана (классное направление к слову, которое во многих городах ещё не развито), памперсы, — да много всего! И «фишка» в том, что нет жёсткой тарификации: клиент и заказчик напрямую обсуждают стоимость каждой доставки. Словом, это «Uber для вызова курьера». И аналога ему нет.
— Как проект с green-tech составляющей, поделитесь своим видением будущего для таких стартапов в Украине. Как полагаете: будет ли отмена ввозных пошлин на электромобили и электровелосипеды способствовать этому?
Как известно, 25 ноября 2015 года — УРА! — был принят и уже подписан Президентом Закон Украины № 822, которым вводится нулевая пошлина на импорт электромобилей. Это здорово, но для оздоровления рынка пока явно не достаточно. Ликвидированные 10% растаможки от стоимости автомобиля — мало. Львиную долю ест 20% НДС. Но депутаты дёрнули стоп-кран, и законопроект об электромобилях №1912 остался законопроектом. А им-то как раз предполагалось до 1 января 2020 г. освободить от НДС и акцизного сбора операции по ввозу в Украину транспортных средств, оснащённых электрическими двигателями. Есть разные мнения правильно это или нет; способствует ли это развитию отечественной индустрии электромобилей.
Важно другое — население всё больше переходит на электротранспорт. Если верить статистике, то за не полный 2015 год в Украине был поставлен на учёт 231 электромобиль, в 2014 таких было 59. Конечно, этому способствует и активное участие Украины в разработке глобального соглашения, которое должно вступить в силу в 2020 г. Весь мир следил за Парижской климатической конференцией COP21. Известно, что был анонсирован запрет на автомобили с традиционными двигателями внутреннего сгорания: дизельные и бензиновые. И Украина потихоньку приближает себя к европейским нормам.
Такие изменения будут способствовать развитию эко-стартапов в стране, просто это — вопрос не одного дня. Давайте посмотрим на Великобританию, которая занимает 6-е место в мире по продажам автомобилей. Но даже там продажи электрокаров составляют приблизительно 1% от общего авторынка. И переход на них запланирован поэтапно — с 2015 по 2020 годы.
То же самое можно сказать и о Норвегии. Их главная почтовая компания Posten Norge планирует пополнить свой парк именно электрокарами. И это при том, что у них уже около 900 единиц электротехники: и автомобили, и велосипеды, и, если не ошибаюсь, квадроциклы. Но там компанию поддерживает правительство, для них государственная цель — снизить в Норвегии до 2020 года выбросы СО2 на 40%. Словом, Украина — на верном пути, мы хотим в это верить!
— Насколько знаем, аналогичных проектов доставки электровелосипедами в Украине нет. Поступали ли вам предложения сотрудничать от крупных перевозчиков наподобие «Новой Почты»?
«Новая Почта» — уже наши клиенты-коллеги 🙂 Поскольку мы уже есть в трёх странах, о развитии бизнеса стоит говорить, что не «если», а «когда» мы откроем свои представительства all over. Как всегда, мы рады любым предложениям. Всем, кто нас читает — пишите, звоните. Обкатанная модель бизнес-процессов есть, обсуждаемо всё, даже франчайзинг.
— Что было самым сложным в развитии Вашего проекта? Когда поняли, что идея будет востребованной и оправдывает себя?
Весь год был непростой; нам всем пришлось с нуля создавать компанию и делать то, чего никто до нас раньше не делал (не только в Киеве, но и в Восточной Европе): доставку из интернет-магазинов за 1 час. А поняли, что это будет работать после первой же доставки: пробки ведь не помеха — в отличие от другого вида транспорта, — и нет затрат на топливо.
Сложности есть всегда; и для нас они были скорее технического характера, не зависящего от нас. Киев — город с хорошим перепадом высот и не лучшим дорожным полотном. Надо иметь крепкое здоровье и железные нервы, чтобы катать практически 24/7 в любую (не)погоду. Однако электротранспорт решает: где надо нагрузка идет на батарею, где можно — на ноги курьера.
Были разные сложности, но командой мы справились. К слову, в первую очередь хотим поблагодарить всех тех, кто проработал с нами весь этот непростой год. Наши курьеры: Фомский Егор, Попадько Павел, Коновалюк Глеб, Музыченко Сергей. Курьеры, которые выросли до диспетчеров и начальников станций: Назаренко Сергей, Сиворонов Юрий, Герман Янишевский. Наш бессменный глава диспетчерской службы и начальник станции «Петровка» Сергей Зозуля. И конечно же наш главный техник Пётр Великанов, — он у нас как Гендальф: вы его не видите, а он есть, и техника всегда в порядке 🙂
По состоянию на декабрь 2015 года у нас работает 66 человек в Киеве плюс коллеги в Варшаве. Это значит, что мы даём возможность заработать нескольким десяткам людей и их семьям. Это по-настоящему здорово и очень приятно осознавать.
— Вышел ли проект на окупаемость в 2015 году? Какие дальнейшие шаги намерены предпринять для роста прибыльности?
Как известно, нас поддерживает международный фонд Imperious Group. Мы — один из семи проектов, в которые фонд инвестировал в Украине. Нам приятно, что управляющий партнёр фонда Павел Алешин назвал одним из самых успешных украинских проектов именно Delfast. По данным фонда, проект оценивается в $8 млн. Как писали о нас в СМИ:
«— Этого удалось достичь за счёт роста количества доставок в 5 раз (с 1 019 до 5 324 в месяц), роста b2b-клиентов до 367 и увеличения выручки с $1,5 до $11,5 тыс.»
Но нет предела совершенству и росту. Открытие новых станций требует новых инвестиций, да и оперативная деятельность — поддержка парка велобайков, приобретение экипировки. Это как раз те шаги, которые нужно делать сегодня, чтобы наше завтра наступило как можно быстрее и безболезненнее.
— Знаем, что представители DelFast принимали участие в европейской профильной конференции в Испании осенью 2015 года. Расскажите подробнее об этом
Верно, это была конференция по велологистике в Сан-Себастьяне, Испания. Только вдумайтесь — конференция посвящена исключительно компаниям, которые занимаются велосипедной логистикой! И таких компаний собралось около 150 из разных уголков Европы.
Поначалу было немного не по себе: всё-таки в Европе велосипедный транспорт развит на порядок лучше, чем в Украине. К примеру, в Сан-Себастьяне, помимо около 100 км велодорожек есть велотуннель длиной около 1 км, а в Киеве — всего лишь 2 велодорожки, причём одну из них недавно заменили на пешеходно-велосипедную дорожку, с приоритетом пешеходов.
В мэриях большинства крупных европейских городов есть отдельные люди и даже департаменты, которые занимаются развитием велосипедной инфраструктуры. Велосипеды — это полноценный участник движения по всей Европе. К примеру, в Хельсинки, Финляндия, ездит более 40 тыс. грузовых трёхколесных велосипедов, не говоря об обычных двухколёсных. Поэтому поначалу у нас было ощущение, как будто школьник из младших классов заглянул к товарищам в университет.
Однако организаторы конференции попросили нас выступить со сцены и рассказать о нашем проекте, после чего мы поняли, что нам тоже есть о чём сказать европейскому рынку. В частности, наш проект DelFast произвёл впечатление на искушённую европейскую публику тем, что мы научились доставлять товары за 1 час. Да, в Европе многие компании доставляют товары на велосипедах, но за 1 час, как оказалось, они не умеют. Они доставляют грузы на велосипедах в течение дня или на следующий день. А мы им рассказали, как мы сумели сделать срочную велодоставку — и тем самым изменили рынок логистики в Украине. Скажу честно, со сцены не отпускали, засыпали вопросами, слушателям было очень интересно — и мы привезли оттуда много контактов и потенциальных партнёрств.
— На основе опыта DelFast и после увиденного за границей, как Вы считаете, что нужно изменить в первую очередь для развития эко-транспорта и эко-инициатив в Украине?
Частично мы уже об этом говорили выше. Всему своё время. Вы видите, как много появляется велосипедистов на улицах городов. Строят велодорожки. Активных сообществ с каждым днём всё больше и больше. Всё, что нам мешало — это инертность. Новое поколение такого не допустит. Они в постоянном движении, межконтинентальном общении. Мне кажется, это уникальное время развития. Конечно, нам далеко до других стран, где государство берёт на себя функции мотивации населения, как это делают власти шведского Гетеборга. Там каждому владельцу автомобиля готовы подарить велосипед только за то, что он будет ездить на нём 2 раза в неделю на работу.
Недавно читали, что во Франции Министерство транспорта декларирует выплаты за пользование велосипедом в установленные часы в размере 25 евроцентов/км. И это в благополучной Европе такие мероприятия. Так что у нас всё очень неплохо. Просто иная мотивация. И каждое сообщество делает свой вклад в образование населения, не в последнюю очередь, в обучение элементарным правилам поведения на дороге.
— В такой интенсивной рабочей атмосфере что Вас вдохновляет? Какие книги, сайты или фильмы вы рекомендовали бы предпринимателям?
У нас не компания, у нас — студия креативного life-drive. Не знаю ни одной компании, в которой есть профессиональные музыканты, люди с тремя высшими образованиями, фотографы, мамы 4-х детей и просто потрясающие добрые Человеки, с ровно привинченной головой и руками из ключиц 🙂
Сложно сказать от лица всех в компании, что читать, смотреть, слушать. Но если попробовать кратко: Айн Ренд «Источник», «Атлант расправил плечи»; Роберт Грин «33 стратегии войны»; книги Ричарда Бренсона, Чалдини, да и просто интервью с сильными людьми. Очень нравятся нам вдохновлённые ребята с «Хабрахабр» и наши друзья Startup Ukraine. Руководство «ПриватБанка» постоянно развивает новые сервисы — они молодцы, подстегивают других. Да много кто и что нас вдохновляет. Совет можно дать только один: держать глаза широко раскрытыми и окружать себя неугомонными, эрудированным людьми.
— Как обычно выглядит рабочий день в офисе DelFast?
Старт в 09:00. В отличие от многих офисов, где в это время распивают кофе, наши ребята уже «шуршат» на байках с заказами. Если описать это всё в стиле Эрнеста Хемингуэя, то получится как-то так:
будильник — чашка чая — дорога — станция — «Всем привет!» — заказ — клиент — «Спасибо, что обратились к нам. Хорошего дня!» — станция — заказ — клиент — «Хорошего дня!» — печенька 🙂 — дорога — заказ — станция — клиент — светофор — «Ахтунг! что же ты творишь без поворотников-то?!» — «И Вам хорошего дня!» — станция — чай — «Пока-пока. До завтра!»