В минувшем году волонтёрское движение мощно заявило о себе при поддержке Вооруженных сил Украины, добровольческих батальонов и гражданского населения в зоне АТО. В этом году открылась новая грань такого движения: волонтёры совершили поистине титанический объём работы и в кратчайшие сроки создали фактически аналог электронного правительства — веб-портал iGov.org.ua, предназначенный для оказания государственных услуг населению в электронной форме.
Разработка системы построена на принципах краудфандинга и краудсорсинга — государство не потратило ни копейки. Волонтёры также ничего не зарабатывают. Более того, и для граждан страны пользование системой совершенно бесплатно. Но в итоге выигрывают все — кроме разве что некоторых чиновников, которые использовали сложность и непрозрачность оказания госуслуг для личного обогащения.
Откуда взялась концепция e-government
Многие наверное удивятся, но электронное правительство не есть изобретение последних лет. Ещё в 1970-х годах вице-президент АН УССР В. Глушков выступил в качестве инициатора и главного идеолога создания Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС), предназначенной для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом. Фактически ОГАС предусматривал внедрение технологии электронного документооборота и в какой-то мере являлся прообразом электронного правительства в масштабах СССР. Аналогичные работы велись и в других странах.
Проблема заключалась в том, что IT-инфраструктура тех лет просто не позволяла реализовать в полной мере концепцию электронного правительства. Это стало возможным лишь в конце 1990-х после значительного распространения персональных компьютеров среди населения и популяризации интернета, т.е. появления информационного общества.
Стоит отметить, что на сегодняшний день не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, которые выдвигают население страны и бизнес. Если резюмировать, то такие требования можно свести в три основные группы:
- Борьба с коррупцией. В большинстве случаев при получении какой-либо государственной услуги отсутствует необходимость очного контакта с чиновником. Кроме того, потребитель такой услуги получает чёткий алгоритм, что нужно сделать для её получения. Это кардинально уменьшает простор для коррупционных действий.
- Повышение эффективности госаппарата. Известно, что применение IT значительно повышает эффективность практически любого рода деятельности, в том числе — и работу чиновников. Система позволяет значительно сократить время на обработку данных, а также снизить затраты времени на исправление ошибок. Таким образом, существенно снижается роль человеческого фактора.
- Удобство для граждан. Это самое главное преимущество электронного формата услуг, ведь любой сервис можно заказать, не выходя из дому.
Сверху или снизу — откуда должна проистекать инициатива?
Пик «электронизации» госсервисов в развитых странах пришёлся на начало 2000-х. При этом в большинстве государств инициатива по созданию системы e-government исходила «сверху». В некоторых странах к этому процессу подошли очень ответственно. Например, в Канаде перед стартом проекта всерьёз озаботились ответом на вопрос: «А кому и зачем будет нужна такая система?». В течение нескольких месяцев проводились многочисленные опросы и анкетирования. Когда были сведены результаты, оказалось, 77% респондентов полагают, что e-government облегчит их взаимодействие с госструктурами, а 78% были уверены, что электронизация сделает их правительство самым передовым в мире.
В Украине электронное правительство достаточно долго являлось лишь темой для разговоров, а сам процесс реализации проходил очень медленно. Конечно, здесь были и объективные причины. Во-первых, лишь относительно небольшое число украинских семей владели дома персональным компьютером, во-вторых, степень проникновения интернета была очень низка, например, в 2011 году этот показатель составлял около 35%, а в некоторых областях он не превышал нескольких процентов. В 2015 году проникновение интернета достигло цифры в 58%. Для сравнения — в США ещё в 2013 году данный показатель равнялся 85%.
Первоначально инициатива по созданию e-government в Украине исходила сверху. Например, за разработку государственной стратегии отвечало Госагентство по вопросам электронного управления, за Единый государственный портал административных услуг – Министерство экономики. Однако многолетний процесс завершился лишь «лоскутной электронизацией». В большинстве случаев, система лишь позволяла забронировать время посещения госведомства (чтобы не стоять в общей очереди), в некоторых случаях — подать заявку через интернет, но после этого всё равно приходилось отправляться на «свидание» к чиновнику. И даже «Єдиний державний портал адміністративних послуг», плод многолетних трудов Минэкономики, в настоящее время оказывает только информационную поддержку, заказать какие-либо услуги через него невозможно. Хотя страна за последнее десятилетие потратила на процесс создания различных электронных услуг сотни миллионов гривен.
В итоге в 2014 году Украина в рейтинге EGDI Index по уровню развития e-government находилась на 87-м месте, что стало одним из худших результатов на постсоветском пространстве.
«Когда верхи не хотят, а низы — могут»
Вялотекущий процесс развития e-government в Украине неожиданно получил мощный импульс совершенно с другой стороны. Украина стала одной из немногих стран мира, где электронные госуслуги стали продвигать не сверху, а снизу. Речь идёт о волонтерском проекте iGov, который стал усиленно развиваться с начала этого года инициативной командой во главе с Владимиром Белявцевым (IT-волонтер), Александром Рыженко (Агентство электронного управления), Дмитрием Дубилетом («Приватбанк»), Яникой Мерило (исполнительный директор Украинской ассоциации UVCA), при поддержке Администрации Президента и Кабмина. В какой-то мере, такую практику можно назвать частно-государственным партнёрством, когда поддержку государственным проектам оказывает частный сектор и доноры. Однако в украинских реалиях эта практика скорее превратилась в волонтёрско-государственное партнёрство, хотя участие частных компаний также присутствует.
Юрий Назаров, советник мера Киева и руководитель проекта Kyiv Smart City, уверен, что так и должно быть:
«— Самый правильный подход — когда спрос формируется со стороны общества. Граждане страны должны по максимуму принимать участие в построении новых процессов взаимодействия с государственными органами».
С ним согласен и Дмитрий Дубилет:
«— До недавнего времени процесс электронизации происходил только сверху вниз, через принятие различных стратегий, концепций и законов. Это всё очень важно, однако данный процесс занимает много времени. Мы быстро движемся снизу-вверх и предлагаем не ждать принятия тех или иных законов».
iGov — чисто волонтёрский проект. Его бюджет минимален: несколько сотен разработчиков бесплатно работают над проектом по выходным и в свободное от работы время. Ещё несколько тысяч волонтеров помогают внедрять проект в регионах, ведут переговоры с руководителями на местах, контролируют работу чиновников.
Система действительно бесплатна. Из чего складывается бюджет проекта? Во-первых, стоимость разработки ПО, во-вторых — стоимость «железа». Программное обеспечение бесплатно разрабатывают волонтёры, но с железом проекту также «повезло» — серверные мощности на сегодня бесплатно предоставляет компания DeNovo.
В последние месяцы процесс перевода услуг в электронную форму пошел очень активно: сегодня на сайте доступно для оформления в онлайн-режиме 184 услуги, до конца года планируется подключить ещё 57, около 930 услуг находится в работе. Фактически до конца 2016 года абсолютно все услуги планируется перевести в электронную форму. ІТ-платформа, разработанная волонтёрами, позволяет максимально ускорить процесс. Некоторые услуги удалось автоматизировать всего за несколько часов — с момента подачи ТЗ до завершения работы. Такие достижения заслуживают Книги рекордов Гинесса, — комментирует Дмитрий Дубилет. Конечно, в некоторых случаях автоматизация услуг требуют значительных инвестиций в создания специальных госреестров. Но многие услуги можно запускать уже сегодня, их ничто не сдерживает.
Идентификация личности: скандинавский подход
Перед тем, как получить услуги в электронной форме, система должна вас идентифицировать. Для этого может использоваться два инструмента. Один из них существует уже давно — электронно-цифровая подпись. ЭЦП есть у большинства юридических лиц, с её помощью подписывают платежи в банках, сдают отчёты в налоговую инспекцию и т. д. Недавно в стране начал действовать ещё один инструмент — BankID, идею которого заимствовали в скандинавских странах. Суть его в том, что для идентификации вашей личности используется банковский аккаунт. Ведь если вы открываете в банке счёт, то на вас оформляют целый пакет документов, включая копии паспорта, ИНН, ваше фото и т. д. Предварительно разрешение на подключение к системе дали все украинские банки, поэтому в перспективе можно будет воспользоваться любым банковским счётом. На сегодня на сайте доступна верификация с помощью «Приват24», «А-Банка» и Банка «Михайловский».
Почему для идентификации нельзя использовать просто ИНН или номер-серию паспорта? Дело в том, что эти данные знают множество посторонних людей, они не являются конфиденциальными. За рубежом также часто используется идентификация с помощью мобильного номера, однако это возможно только в случае контрактного подключения к оператору, а в Украине таковых очень мало.
Стоит отметить, что верификация посредством BankID не обязывает к оплате госуслуг через карту того банка, с помощью которого вы идентифицировались. То есть, после входа в систему услуги можно оплатить с любой карты.
Как происходит процесс получения услуги
Получение любой услуги состоит из трёх основных этапов. Первый этап подразумевает идентификацию заявителя и заполнение какой-либо формы — например, заявки на получение какой-либо справки. Далее заявка проходит маршрутизацию: чиновники рассматривают её и принимают решение, куда направить далее. Третий этап — получение результата, т.е. соответствующей справки, выписки, лицензию и т. д. Если это бумажный документ, то его можно получить, обращаясь персонально в офис ведомства или по почте. В некоторых случаях документ можно доставить по e-mail.
Важно отметить, что использование портала iGov совершенно бесплатно. Заказчик платит лишь стандартную стоимость госуслуги.
«Подводные камни» проекта
Хотя процесс получения документа через портал iGov выписан чётко и прозрачно, это не означает, что электронизация госуслуг сразу сводит риски коррупции к нулю. В некоторых случаях заказчику все равно придётся прийти на контакт с чиновником. Например, если вы меняется прописку, и вам нужно поставить штамп в паспорте.
Кроме того, чиновники находят другие способы вымогать деньги. К примеру, заявляют, что для оформления необходимого документа нет бланков — но стоит «заплатить кому нужно», как бланки сразу появляются. Дмитрий Дубилет отметил, что координаторы iGov в настоящее время решают, как сократить подобные риски. Например, можно подключить систему логистики, которая покажет, есть ли в наличие бланки.
Чиновники придумывают и иные пути «выхода» из онлайн-режима. Так, система iGov не позволяет отработать заявку, не прикрепив к ней документ в электронной форме. Но чиновник создает текстовый файл с текстом «Придите и заберите лично» и прикрепляет его вместо итогового документа (справки, выписки, лицензии). Также некоторые чиновники просили принести оригинал паспорта несмотря на то, что сканкопия передаётся с наложенной ЭЦП через BankID — и этого должно быть достаточно.
Ещё одна проблема связана с тем, что в случае получения документа в электронной форме далеко не все ведомства могут их принять, подтвердить подлинность и т. д. Например, посольства, консульства и визовые центры пока не принимают, скажем, справки о несудимости в электронном виде. Научить их работать с подобными документами — задача на будущее. Кстати, на портале iGov присутствует бесплатный инструмент, позволяющий проверить подлинность ЭЦП на документе.
Стоит ли «автоматизировать глупости»?
Многие услуги, предоставляемые сегодня государством, являются наследием ещё советских времён. Например, справка о несудимости — это как раз тот абсурдный документ, который остаётся пережитком прошлого. Вместо услуги по выдаче подобной справки государство должно создать реестр, в котором при необходимости можно быстро проверить наличие судимости у человека.
Одна из самых сложных с точки зрения оформления услуг — смена фамилии. Чтобы получить новый паспорт и загранпаспорт, новые права на вождение, ИНН и т. д., придётся посетить каждый госорган, отвечающий за оформление таких докуметов. А в идеале такая услуга должна предоставляться в «едином» окне, например, в ЗАГСе, когда девушка меняет фамилию.
Тем не менее, команда iGov всё же решила не ждать, пока государство примет нужные законы по дерегуляции, а стала на путь автоматизации даже «иррациональных» на первый взгляд сервисов.
Волонтёры — движущая сила проекта
На портале iGov видно, что предоставление услуг в электронной форме по областям развито в разной степени. Пожалуй наиболее прогрессивны в этом плане Киев и Днепропетровская область. Такой расклад не случаен — как уже упоминалось ранее, внедрение e-government в Украине в настоящее время идёт снизу вверх. Таким образом, скорость внедрения зависит исключительно от позиции гражданского общества, от того, насколько активно волонтеры будут принимать участие в данном процессе.
Чтобы стать волонтером iGov, достаточно заполнить анкету по ссылке. В целом участники проекта делятся на три группы: координаторы, волонтёры и разработчики.
В каждом регионе перед волонтёрами стоят следующие задачи:
- организовать основную группу активистов iGov;
- провести переговоры с чиновниками руководящего звена. В каждом регионе есть 10-15 ключевых чиновников, с которыми нужно встретиться и провести презентацию по переводу услуг в электронную форму в данном населённом пункте. По словам Дмитрия Дубилета, в 99% случаев местное руководство охотно идёт навстречу. Стоит заметить, что на сегодня нет законодательства, которое бы противоречило получению госуслуг в электронной форме. И если чиновники утверждают, что это незаконно, значит они просто продолжают поддерживать коррупцию;
- после получения согласия со стороны госведомства на внедрение услуги наступает черёд разработчиков. А уже по завершению разработки необходимо научить чиновников пользоваться новой для них системой электронной обработки документов, что также делают волонтёры;
- на последнем этапе, после запуска электронной услуги, важно контролировать качество её работы. Так, волонтеры обычно обзванивают некоторых заказчиков услуг и спрашивают, не было ли принуждения к коррупции со стороны чиновника.
Что дальше?
Очевидно, что проект iGov не сможет всегда развиваться только за счёт усилий волонтёров. Рано или поздно их силы иссякнут. По словам Дмитрия Дубилета, есть предварительная договоренность, что в начале следующего года портал перейдёт на баланс организации Transparency International. В более далёкой перспективе планируется перевод проекта на баланс Министерства экономики и развития. Однако это произойдёт лишь тогда, когда минимум 80% админуслуг будут переведены в электронную форму.
Добавлю, что автор этой статьи на днях записался в волонтёры iGov. О том, как работают волонтёры, какие задачи решают и с какими сложностями сталкиваются – читайте в будущих материалах. Продолжение следует.