Дроны в законе — что означает обязательная регистрация беспилотников

Федеральное управление гражданской авиации США накануне новогодних праздников объявило требования к миллионам владельцев дронов. Новые и существующие дроны должны быть зарегистрированы до первого полёта на открытом воздухе. Что на самом деле означает такое решение для среднестатистического владельца беспилотника, мы расспросили основателя Drone.UA Валерия Яковенко — эта компания является уже признанным экспертом применения БПЛА в Украине:

10984986_1030917303609392_8193892718280208352_n

— Поясните неискушённым в воздушном законодательстве читателям, что конкретно приняли в Америке и на кого распространяются нормы FAA?

C 21 декабря запускается процедура обязательной регистрации дронов для всех платформ весом более 250 гр и менее 25 кг. Это касается в первую очередь дронов для хобби или любительского использования. Регистрация профессиональных дронов, выполняющих коммерческие функции этой процедурой не предусмотрена и их необходимо регистрировать классическим «бумажным» способом, но коллеги из FAA утверждают, что форма вскоре будет доработана. Пока что все дроны для коммерческого использования должны проходить процедуру по так называемой «Поправке 333».

— Что нововведения означают для рядового владельца дрона?

Каждый пользователь дрона в 2016 году должен понимать, что на всех его действиях теперь лежит ответственность и использовать технику, игнорируя принципы безопасности или простой этики, безнаказанно уже не получится.

Если же игнорировать процесс регистрации, то штрафы за использование дрона без регистрации достигают $27 тыс, а в случае открытия уголовного производства – до $250 тыс с/или тюремным заключением на срок до трёх лет.

Кстати, именно эти «драконовские» нормы вызвали ряд возмущений у хоббистов и моделистов, которые утверждают, что предлагаемые штрафы и ответственность выше, чем для оружейной сферы.

Регистрация дрона возможна для владельцев от 13 лет и, по сути, это делает все дроны продуктами с возрастным ограничением 13+.

Тем не менее, для всех отрасли это, в первую очередь, позитивная тенденция. Отрасль беспилотных технологий представляет из себя не только игрушки китайской промышленности, способные взлететь в воздух и сделать дроно-селфи. Это, в том числе, и сложный рынок услуг и решений, которые сконцентрированы в различных сферах деятельности. Сельское хозяйство, добывающая промышленность, строительство, и многие другие сферы заинтересованы в использовании технологии, она делает их работу эффективнее и безопаснее.

Но отношение общества к профессиональному применению страдает из-за бездумного использования игровых дронов сегмента масс-маркет. В период новогодних праздников 2015/2016 ожидается, что в небе появится более 1 млн дронов. Потенциально каждый дрон является источником риска и технику нужно уважать. Регистрация – один из способов заставить владельца делать это.

Эта практика скорее всего будет скопирована на других мировых рынках, так как регуляция если и была, она охватывала исключительно коммерческую сферу.

— Поделитесь прогнозами о дальнейшем развитии регулирования беспилотников в мире и в Украине

Стоит отметить, что это только начало, сейчас одной из принципиальных задач является понимание ёмкости рынка. Отдельные институты прогнозировали, что в небе Штатов к 2020 году появится более 20 тыс дронов, а по факту только лишь компания DJI сейчас продаёт более 15 тыс дронов ежемесячно.

12189852_700387420098043_833901108361922668_n

Регистрация дронов даёт возможность не только формировать правильное «уважительное» отношение к технологии, но и облегчит процессы разбирательств в том случае, если дрон использовался с нарушениями или не во благо.

Дальнейшими шагами регулирования использования беспилотников будет и контроль воздушного пространства, где регулятор сможет в режиме реального времени наблюдать за деятельностью каждого отдельного дрона в воздухе, корректировать их действия и иметь возможность в принудительном порядке заставлять оператора дрона выполнять команды регулятора.

Сейчас подобные системы создаются при участии NASA и представляют из себя что-то наподобие карты/схемы дорожного движения со своими нормами и правилами. Отрасль развивается стремительно и то, что для автомобильной отрасли создавалось в течение века нам предстоит увидеть за 3-5 лет.