Ведьмина служба доставки — опыт работы в Uber, Deliveroo, Handy, Airbnb

Это же так просто: пара кликов в мобильных приложениях Uber или Handy — и частный водитель доставит вас домой, в безупречно убранную квартиру, куда через несколько минут, после заказа через другое мобильное приложение, привезут вашу любимую еду из ресторана. Нас ошеломляют возможности заказа услуг быстро и «без посредника» с помощью новых технологий. Неудивительно, что Deliveroo, британская компания по доставке еды из ресторана домой, надеется получить в этом году доход на уровне 130 млн фунтов стерлингов. Около 30 тыс. лондонцев еженедельно устанавливают приложение Uber на свой смартфон и становятся пользователями этого сервиса такси. На сегодня капитализация  Uber достигла $62,5 млрд.

Сторонники таких инноваций утверждают, что новый тип бизнеса — услуги по «по запросу» — предлагает людям независимость и гибкость при выборе работы, оптимально подходящей для их стиля жизни. Кроме того, такие стартапы могут рассматриваться как дополнительный заработок помимо основной работы. Глава британского подразделения Uber замечает, что свыше 2/3 новичков, желающих зарабатывать с Uber, пришли сюда по рекомендации уже работающих партнёров-водителей, поскольку любят свободу и гибкость. Представители Deliveroo также утверждают, что компания насчитывает порядка 3 тыс. курьеров в Великобритании, и это число постоянно растет.

«Однажды мне пришлось доставлять пачку печенья на стол офисному клерку»

Том, 24 года, курьер Deliveroo, Лондон

—Я работал в баре, когда мой друг перешел на работу в Deliveroo. Поскольку мне до смерти надоело каждый день торчать в баре до двух ночи (и к тому же я люблю ездить на велосипеде), то решил к нему присоединиться. Я готов был вкалывать с утра до ночи, однако велокурьеры обычно ездят не больше 3 ч в обеденное время и столько же — вечером (поскольку это самое популярное время для доставок в Deliveroo).

Мы доставляем любые продукты из «Нандос» в Гаучо (аргентинский ресторан). Иногда груз представляет собой небольшой уличный продуктовый рюкзак. Заказ иногда раздражает, если приходится везти заказ просто потому, что есть ленивцы, которые не хотят спуститься к ресторану в двух минутах ходьбы от офиса. Однажды мне заплатили за то, чтобы я доставил из ресторана прямо на рабочее место офисного клерка пачку печенья Nutella. В таких случаях я задумываюсь: «зачем мне этим заниматься?» — всё это похоже на эру позднего капитализма.

Максимум, что я смог заработать за одну смену — 32 фунта, когда за 3 часа выполнил 11 доставок (за каждую доставку платят по 1 фунту и 7 фунтов за час.) Но такие смены случается редко. Как правило, я делаю 3 доставки за 3 часа. Заказчики почти никогда не дают чаевых, поскольку все оплаты совершаются в безналичном режиме. Многие мои коллеги вынуждены ехать из противоположных концов Лондона, поэтому у них нет возможности  заглянуть домой между сменами. В результате их рабочий день составляет 10 часов, хотя платят им только за 6 часов.

Нас наняли как «независимых подрядчиков», Но это — просто нелепая юридическая формальность, которая позволяет компании уклоняться от дополнительной ответственности. Да и сама система не такая уж гибкая. Ранее было правило, что мы сами можем выбирать подходящую для нас смену. А затем в компании заявили, что такие обмены происходят слишком часто и хаотично. Теперь мы работаем в одну и ту же смену каждую неделю.

Если вы попали в аварию на велосипеде, пострадали физически и больше не сможете ездить, компания не несёт какой-либо ответственности за вас и за то, чтобы подыскать вам в дальнейшем другую работу. Я вхожу в Независимый Профсоюз Великобритании, который сотрудничает с Чрезвычайным фондом курьеров Лондона — они помогут мне в случае каких-либо проблем со здоровьем.

Думаю, что Deliveroo пытается создать имидж, что в компании работают молодые люди, представители среднего класса, которые носят стильную одежду и стараются заработать немного лишних денег. Но на самом деле немало курьеров — мигранты или представители местного рабочего класса, причём большинство работает полную смену, поскольку им нужны деньги. Здесь есть люди всех возрастных категорий — от 18 до 50 лет. Если в их районе мало заказов, то они вынуждены работать неполную смену. Я не знаю, как долго Deliveroo удастся сохранять имидж крутого технологического стартапа.

Почему я все ещё здесь? Мне нравится ездить на велосипеде. Кроме того, у меня нет какой-либо определенной квалификации. Сейчас у меня, по крайней мере, есть регулярная занятость. И я заинтересован в профсоюзе. Курьеры Deliveroo самоорганизовались и пытаются опротестовать утверждение работодателя, что все мы — независимые подрядчики и работаем только ради дополнительного заработка.

«Уборщик может позвонить от заказчика и пожаловаться, что на него накричали»

Джо, 25 лет, бывший сотрудник Handy.com, Лондон

—Я работал в Handy (компания, которая оказывает услуги по уборке помещений — прим. ред.) в течение года. Формально сотрудников принимали как самозанятых, чтобы сэкономить деньги как для компании, так и для заказчика. Преимущества для уборщика в том, что он может выбрать себе время и тип работы. Если работник не числится в штате, его нельзя обязать носить униформу, однако компания выдала всем фирменные футболки с рекомендацией всегда надевать их в рабочее время.

Handy-1

В этом бизнесе нам приходилось ежедневно решать различные проблемы, например, иногда мы сталкивались с тем, что уборщик не приходил в назначенный час. Сперва в компании существовало правило: дать сотруднику 3 шанса на то, чтобы исправиться — в противном случае его увольняли. Однако позже в Handy изменили тактику и начали штрафовать людей — я не думаю, что это было честно. Порой случались чрезвычайные ситуации, когда сотрудник звонил из дома заказчика и заявлял, что на него накричали или устно оскорбили. В таких случаях мы советовали немедленно уходить или звонить в полицию, если дела пошли совсем плохо.

Но для некоторых сотрудников — в основном, это женщины – все складывалось очень хорошо. Например, среди уборщиц есть молодые мамы, которым нужны дополнительные деньги. Есть и исключительно выносливые сотрудники — как правило, из Восточной Европы, — способные интенсивно ежедневно вкалывать в течение 10 или 12 часов. Они могут заработать в месяц до 2 тыс. фунтов, а затем уехать назад в свою страну. Некоторые заказчики были очень довольны выполненной работой и каждый раз просили прислать одних и тех уборщиц. Большинство работников — женщины-мигранты, которые почти не говорят на английском. Они зарабатывают около 8,5 фунтов в час. Если они загружены заказами, то это хорошо; но многие из них работают только несколько часов в день — а поездки по Лондону обходятся недёшево, если нет заказа поблизости.

Иногда мы были вынуждены вносить заказчиков в «чёрный список». Однажды произошел очень неприятный случай: мужчина-клиент все время ходил по пятам за уборщицей, пялился на неё, а потом начал её домогаться. Само собой, мы сказали ей больше не приходить в тот дом, но тогда этот мужчина сам начал звонить ей. Нам пришлось связаться с ним и попросить его  прекратить домогательства.

Когда я начал работать в Handy, в моей команде было 30 человек, однако это число медленно сокращалось. За неделю до Рождества они уволили почти всех. Думаю, они просто пытались оптимизировали все мыслимые расходы, поэтому сейчас в той команде всего 4 человека.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«В Uber ты работаешь на свой страх и риск. Ты просто отправляешь email и ждешь ответа»

Надим Икбэл, 35 лет, работал водителем Uber в Брэдфорде

—Я проработал в Uber год и уволился 2 месяца назад; а вообще таксистом работаю уже лет десять. Я служил в одной частной фирме, однако затем стал одним из первых, кто присоединился к Uber, когда они вышли на рынок такси-услуг в Брэдфорде. И хотя я вполне был доволен своей прежней работой в частной фирме, но хотелось попробовать новые технологии. Как выяснилось, в модели Uber есть множество изъянов.

Первые 6 месяцев всё шло хорошо, но затем я ушел в отпуск, а когда вернулся, то оплата снизилась с 1,30 фунтов за милю и 15 пенсов за минуту до 1 фунта за милю и 10 пенсов за минуту (при базовом тарифе за поездку в размере 2,50 фунтов). А ещё в Uber пришло намного больше водителей. Если вычесть все расходы, то чистая прибыль снизилась всего до 30 пенсов за милю. Первоначально я зарабатывал 600 фунтов в неделю, но после снижения тарифов приходилось работать до 80 часов в неделю, чтобы заработать такую же сумму денег.

Кроме того, Uber не особо заботится о безопасности пассажира. Компания говорит, что вы партнёры, но при этом диктует вам свои условия, будто вы служащий, и вы не можете ничего контролировать (Uber оспаривает этот довод, указывая, что водители сами могут решать когда, где и как долго возить пассажиров. Кроме того, водители могут сотрудничать и с другими операторами такси — прим. ред.).

Когда я начинал работать с ними, то польстился на безопасность платежей: в Uber вам не нужно иметь дело с «наличкой» — все оплаты проходят через банковскую карту. С другой стороны, если вы работаете в традиционном такси-сервисе и вам попался проблемный пассажир, есть специальный алгоритм действий: вы кричите в микрофон определенный код и оператор понимает, что у вас проблемы. Кроме того, он знает, где вы и может отправить других водителей вам на помощь – или как минимум проверить, живы вы или не очень. А с Uber вы действуете на свой страх и риск; предполагается, что в случае каких-либо вопросов вы просто отправите им email и будете ждать ответ (в Uber заявляют, что водители могут обратиться в команду поддержки в режиме 24/7 через приложение Uber. В случае серьезных проблем водитель должен вначале звонить в полицию или другую подобную службу — прим. ред.).

Я вхожу в профсоюз United Private Hire Drivers, и мы протестовали в Лидсе и Манчестере против таких условий работы. Около 400 водителей покинули Uber в Йоркшире, поскольку компания не заботилась о нас. Взамен мы основали кооперативное сообщество водителей.

«Первый постоялец использовал мои белые полотенца при покраске волос»

Майк, 25 лет, сдаёт квартиру через Airbnb в Женеве

—Когда я открыл свой бизнес, то переехал в квартиру родителей, а свою сдал в аренду через Airbnb. Я хотел сохранить квартиру и покрывать собственную арендную плату. Вообще я начал пользоваться Airbnb полгода назад, после того как мой друг однажды заявил, что никогда не будет платить за отель после того, как попробовал Airbnb: ведь за те же деньги можно получить целую квартиру, а не просто одну комнату.

В целом, это был позитивный опыт: я люблю расчёт сразу, а не людей, которые долго крутятся вокруг и прицениваются. Квартиру бронировали непрерывно — она расположена рядом с аэропортом и железнодорожной станцией Дворца Наций, так что служащие ООН сюда приезжают довольно часто. Мне встречались действительно приятные люди среди тех, кто был моим постояльцем.

И все же иногда испытываешь культурный шок, ведь некоторые люди считают вполне приемлемыми те вещи, которые для меня совершенно неприемлемы. У меня был гость из Японии, очень вежливый (как следовало ожидать), однако он с большим опозданием сказал мне, что не приедет до 11 вечера в субботу — как раз в это время был финал Лиги Чемпионов. Конечно, я не был этому очень рад.

Моя первая гостья была не самой воспитанной. Прежде всего, она захотела выехать слишком рано. С одной стороны, это было хорошо, потому что я хотел лично забрать у неё ключи — все-таки первый опыт в Airbnb. Но затем она изменила свои планы и решила освободить апартаменты на день раньше – передала ключи, а затем потребовала назад деньги за один день. Но и это ещё не всё: позже я обнаружил, что она использовала мои новые полотенца при покраске волос. В результате, все мои белые полотенца были покрыты отвратительными коричневыми пятнами.

По материалам The Guardian

Читайте также:

Доставка їжі безпілотником стало вже повсякденним життям в Шеньчжені

Головні тренди 2022 року за версією Trend Hunter: технології

Три цікавих патенти від Snap, Uber і Boeing

«Проблема, у якої не має і, можливо, ніколи не буде рішення»: сьогодення безпілотних автомобілів