Будни волонтёра iGov — опыт нашего журналиста

Госорганы Украины предоставляют свыше 1 200 различных административных услуг, цифра просто огромная, особенно если задуматься об армии чиновников, которая стоит за этим. Многие из услуг наверняка уже устарели, а некоторые изначально были сомнительной важности.

Логично предположить, что вся система требует кардинального анализа и упрощения. К сожалению, на это потребуются годы кропотливой работы ВРУ, Кабмина и других органов власти, поэтому пока что волонтёры проекта iGov, к числу которых принадлежит и автор этого материала, пытаются сделать то, что в их силах — упростить процесс получения услуг путём перевода их в электронную форму. Сегодня на сайте доступно для оформления онлайн 222 услуги, в ближайшее время планируется подключить ещё 39, более 900 услуг находятся в разработке. До конца 2016 года волонтёры намерены перевести в электронную форму все госуслуги.

Госорганы Украины предоставляют свыше 1200 административных услуг

Госорганы Украины предоставляют свыше 1 200 различных административных услуг

Однако развитие проекта идёт не только в направлении «интернетизации» всё большего числа госуслуг. Волонтёры также задумались о повышении удобства пользования порталом iGov, для чего решились радикально переделать его дизайн. Сейчас интерфейс позволяет искать услуги на портале только по названию. Но ведь часто гражданин понятия не имеет, какие именно услуги и в какой последовательности ему нужны в данной конкретной жизненной ситуации, и как они называются.

Волонтёры намерены переделать структуру портала, используя 3 главных принципа:

  • Сделать группировку услуг по жизненным ситуациям (а не только по государственным органам, как это реализовано сейчас);
  • Одна услуга может относиться к нескольким группам одновременно (например, получение паспорта при рождении ребёнка может относиться к группам «Ребёнок» и «Персональные документы»);
  • Портал будет не просто выводить список услуг, но и предоставлять инструкции (в них размещены практические рекомендации и ссылки на услуги) касательно того, как быть в той или иной ситуации. Например, куда обращаться и за какими услугами когда родился ребенок, хочешь построить гараж, умер кто-то из близких и т. д.

Таким образом, портал будет очень полезен, даже если гражданин пока не намерен обращаться за какими-либо справками в государственное ведомство, а хочет лишь собрать информацию о процессе реализации той или иной задачи (например, для постройки гаража).

Работа будет проводиться в три этапа: вначале предполагается получить базовую информацию о каждой услуге, далее составить каталог всех услуг и сгруппировать его по жизненным ситуациям, на финальной стадии — написать информационно-рекомендательные статьи по каждой из групп услуг. В первую очередь будут описаны наиболее актуальные для граждан жизненные ситуации, такие как получение субсидий, регистрация брака, рождение ребенка и прочее. Более специализированные задачи, как-то «Видача небанківській фінансовій установі–управителю дозволу на право здійснення емісії сертифікатів фонду операцій з нерухомістю» (а есть и такие услуги в государстве), будут описаны позже.

Стоит отметить, что в январе также была проделана немалая работа по обновлению iGov. Об этом сообщил Дмитрий Дубилет, один из инициаторов проекта. Вот некоторые новации, которыми уже сейчас может воспользоваться любой гражданин страны:

  • Раньше, если вы заполнили заявку на какую-то госуслугу неправильно, чиновнику ничего не оставалось, как забраковать её. Теперь же чиновник может отправлять вам отдельные поля вашей заявки на уточнение. Так экономится и ваше время, и его.
  • Если вы заполняете заявку, которая ранее уже была заполнена, теперь есть возможность скопировать все поля из прошлой заявки, что экономит время.
  • Появилась возможность отменить свою заявку. Пригодится, если вы назначили время для визита в госорган, а затем у вас поменялись планы.
  • iGov стал корректно работать на смартфонах, появились элементы адаптивной вёрстки и можно подать заявку со смартфона.
  • Если для какой-то услуги от вас требуется подача документа с наложенной ЭЦП, то теперь система автоматически проверяет наличие ЭЦП в файле. В админверсии сайта чиновника отображается информация о наложенном ЭЦП.
  • Появилась возможность вести диалог с чиновником в рамках заявки. Чиновник может задать по вашей заявке какой-то вопрос или уточнение. Вы можете написать ответ, вступить в диалог, это часто эффективнее, чем телефонные звонки.

Добавим, что каждый желающий помочь проекту, может записаться в волонтёры iGov. Соответствующая форма расположена в нижней части главной страницы портала.

Читайте также:

Хто такі цифрові інфлюенсери та для чого їх створюють?

Інтерактивна карта найпопулярніших книг

Як розпізнати чат-бота під час листування?

Роботи компаньйони — розвиток індустрії електронних домашніх тварин