Uber курильщика

Знаменитый стартап в области городских пассажирских перевозок ещё не успел объявить о своём выходе на украинский рынок, а киевские таксисты уже вовсю готовятся протестовать. Наши постоянные читатели помнят, как совсем недавно Uber вызвал настоящую бурю во Франции. Правда ли, что всего один сервис с мобильным приложением может разрушить целую «отрасль» и оставить без работы все таксопарки? Конечно же, нет.

Давайте внимательнее присмотримся к тем, кто в каждой из новых стран на карте Uber поднимает «народный» протест, чтобы потом обнаружить себя в меньшинстве (или же столкнуться с неизбежностью в виде рыночной конкуренции). Видите этого парня, который курит за рулём «ланоса» с очередным набором цифр на дверях и «шашечками» на кабине? А возле вокзала видите ряд «бомбил», снимающих «шашки» неизвестного происхождения и кладущих их в багажник после нескольких часов «перевозки»? Службы такси в украинских городах открываются и закрываются с такой скоростью, что уже даже в обычных областных центрах я не успеваю запоминать номера телефонов, по которым «машинку ожидать у подъездика» (кстати, вот этот специфический (и всегда нарочито «акающий») сленг девушек-операторов способен ввести в ступор любого туриста, не знакомого с украинским «рынком перевозок» — он тоже должен развеяться, как туман в ночи, если мы хотим от «бомбей-стайл» перейти к нормальной практике городского транспорта).

В первые ряды «протестующих» стремятся встать как раз не водители машин бизнес-класса (разнообразные «VIP-такси» никуда не денутся и сохранят свою аудиторию из «золотой молодёжи» и местечковых свадеб), а вот такие вот «ланосы», водителям которых начинает казаться, что сейчас все их пассажиры массово пересядут на Uber, предадут Uklon и аналогичные мобильные приложения для поиска такси — и прости-прощай «два счётчика» и разные тарифы для «местных» и «понаехавших» на железнодорожном вокзале (о, этот дивный украинский вид спорта: найти такси по прибытию в другой город, в котором за километр с тебя — как с «понаехавшего лоха» — не слупят двойной или тройной тариф; а если ты ещё и с дорожной сумкой или двумя сумками — то тут и за багаж можно «вломить» нечеловеческую цену). Правда заключается в том, что нет — не пересядут; и нет — не массово.

Uber всегда ориентировался на так называемый upper-middle класс (в русскоязычной практике этому термину придумали липкое, как вчерашний чай с сахаром, название «креативный класс» — что-то среднее между сотрудниками рекламных агентств, дизайнерами, хипстерами и стартаперами). Эта публика и так никогда не пользовалась «машинками у подъездиков». Да, определённый процент пассажиров, которые хотят ехать в нормальной машине (а не в той, где нельзя опустить или поднять стекло летом, «потому что жарко / холодно») перейдут на Uber. Да, этой будет перераспределение целевой аудитории, которое заставит традиционные украинские службы такси в столице хоть немного «заморочиться» над качеством предоставляемых услуг, уровнем хамства и неадеквата среди водителей и соблюдения хотя бы минимальных потребительских прав. Но прежде чем готовиться жечь покрышки и махать плакатами, хотелось бы напомнить водителям такси пару несложных истин ( о них вчера, кстати, говорила пресс-секретарь Uber в Украине Евгения Шипова):

«—Uber — это технологическая платформа, которая соединяет пользователей и водителей. Uber в Украине будет работать только с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые будут иметь все необходимые документы для осуществления своей деятельности, в том числе лицензию».

Это значит, что службы-однодневки, неадекваты и структуры с «чёрной бухгалтерией» не смогут сотрудничать с Uber — и да, им точно стоит протестовать. Но вообще-то незаконный бизнес потому и называется незаконным, что рынок должен от него очищаться — с помощью sharing-экономики или без неё, это уже неважно.

«—У нас нет задачи разрушить рынок перевозок. Наоборот — Uber значительно расширяет рынок, создавая дополнительный спрос на поездки со стороны пользователей. Это создает дополнительные экономические возможности для сотен водителей, то есть возможность дополнительного легального заработка. Деньги за поездки становятся частью местной экономики и дополнительным источником для налоговых поступлений. Все расчеты за поездки происходят исключительно по безналичному расчету, что гарантирует прозрачность».

Если ваш водительский бог называется Cash или «Бабло», а главная фраза вашего дня «сдачи нету» — да, вам определённо стоит рисовать плакат против Uber и бегом бежать на площадь перед КГГА. Потому что зачем ещё иначе пассажир должен с собой носить кошелёк с наличкой в 2016-м, как не рассчитаться за такси (ведь даже хлеб в магазине возле дома я уже могу купить с помощью банковской карты, а вот за такси заплатить в 8 случаях из 10 такой возможности нет, даже если на нём написано VIP / «Евро» / «Мега» / «Бизнес» и куча других умных слов).

Украинские службы «VIP-такси» — это «Uber курильщика» (в прямом и переносном смысле). И мне кажется, мы уже давно заслужили, чтобы у нас появился «Uber здорового человека».

Читайте также:

Три цікавих патенти від Snap, Uber і Boeing

«Проблема, у якої не має і, можливо, ніколи не буде рішення»: сьогодення безпілотних автомобілів

Від Facebook до Tesla — менш відомі співзасновники найбільших технологічних компаній у світі

Как получить работу в Uber, Google, Facebook и других компаниях