Взгляд изнутри — как создаются украинские ежедневники

Украинский рынок блокнотов и ежедневников интересен по нескольким причинам: он молод, развивается быстрыми темпами и выдерживает конкуренцию с маститыми западными брендами. Мы собрали истории от самых известных производителей украинских блокнотов, в которых они рассказывают о специфике отрасли, покупателях, выходе на международный рынок и отличительных чертах их собственного бренда.

coffee-1250412_960_720

Бумажные отношения

Любовь к блокнотам, ежедневникам и записным книжкам мне привила мама. В её арсенале всегда было несколько экземпляров: для записи цитат и интересных мыслей, рецептов, телефонная книжка и, собственно, ежедневник, страницы которого всегда были исписаны аккуратным и ровным почерком. Встречались и настоящие мини-шедевры, с обложками из лакированного дерева, мягкой ароматной кожи и шёлка, страницы которых были украшены анималистическими иллюстрациями, вензелями и узорами. Мой Disney-блокнот в сердечках и бабочках явно проигрывал им, но я усердно исписывала его от поля до поля, совершенствуя свои каллиграфические навыки.

В школьные годы роль ежедневника выполнял дневник, а для первых писательских опытов использовались обычные тетради. Став студенткой, я начала вести блог, Livejournal и другие каналы, на которых графоманы обычно выражают свои мысли. Но любовь к бумажным блокнотам по-прежнему давала о себе знать: в книжном шкафу для них выделена отдельная полка и коллекция постоянно пополняется. Сегодня я всё так же верна своим предпочтениям, а выбор ежедневника стал неотъемлемой частью предновогоднего шопинга, своеобразным ритуалом, который нередко занимает несколько часов. Будучи активным пользователем Evernote, Asana, Trello и т.д., я осознаю все преимущества цифровых аналогов, но продолжаю расписывать проекты и составлять списки задач в бумажном блокноте.

Несколько месяцев назад мне посчастливилось попасть на одну интересную лекцию, посвящённую журналистике. Те из присутствующих, кто вёл конспект, делали это исключительно с помощью планшетов и ноутбуков, а мой блокнот выглядел довольно старомодно. Тогда-то мне и захотелось провести исследование, чтобы выяснить: нужен ли современному человеку блокнот или он окончательно устарел на фоне цифровых гаджетов? Не превратился ли бумажный ежедневник в милую безделушку, которую сегодня не используют по назначению?

Я начала наблюдать за людьми в транспорте, кафе, библиотеках и офисах, разговаривать с покупателями и продавцами, изучать Instagram и отслеживать знаменитостей. Это позволило сделать выводы: в социальных сетях ежедневно появляется огромное количество фото, на которых запечатлены блокноты и ежедневники; герои фильмов, сериалов и ТВ-шоу регулярно используют их в работе и жизни. Можно утверждать, что в медийном пространстве бумажный «помощник» не просто жив, а пребывает в полном расцвете сил.

Если говорить о непосредственных потребителях, то мнения опрошенных людей кардинально разнились: кто-то утверждал, что бумажные ежедневники и блокноты, как и печатная пресса — бесполезные отголоски прошлого; кто-то, напротив, рьяно защищал их, уверяя, что приложения с аналогичными функциями имеют целый ряд недостатков, да и вообще — нет в них той, особой, прелести и атмосферности. Не было единого мнения и среди продавцов, работающих в отделах канцтоваров, книжных магазинах и прочих местах, в которых можно найти подобную продукцию. История всемирно известного бренда Moleskine дополнила картину и убедила, что бумажным ежедневникам никоим образом не грозит вымирание. Более того, они вышли за границы «канцелярских принадлежностей», став атрибутом стиля и статуса.

Оставалась лишь финальная задача — узнать о создании блокнотов и ежедневников в Украине изнутри, познакомившись с теми, кто стоит за популярными и коммерчески успешными продуктами.

Kyiv Style

Основатели: Дмитрий и Алина Ермоловы

kyivstyle

Начало истории Kyiv Style

— Наша история началась в 2010 году с сильного желания сделать что-то по-настоящему крутое. Думали-думали и придумали иллюстрированный блокнот о родном Киеве. Одновременно красивый и удобный для письма. К тому времени у нас был достаточный опыт в сфере искусства и полиграфии. Собрали лучших художников и дизайнеров, лучших подрядчиков по печати, придумали оригинальные «фишки» и напечатали тираж. О деньгах мы тогда совершенно не думали, шли, сломя голову. Это было нашей мечтой.

О позиционировании бренда

— Kyiv Style — это точно не канцтовары. Мы продаём эмоции, заставляем людей улыбаться. Скорее, мы работаем в нише подарков. Часто покупатели дарят наши блокноты друзьям и родственникам, но и сами себя, конечно, радуют. Мы всегда балансируем между голой функциональностью, свойственной как раз для канцелярии, и дизайном ради дизайна. Наши блокноты, как iPhone в мире смартфонов. Да, дороже многих, но и гораздо лучше.

kyivstyle2

О своём покупателе

— Могу с уверенностью сказать, что девушек среди наших покупателей значительно больше, чем парней. Но это свойственно большинству подобных товаров. Также очевидно, что у нашего покупателя хороший вкус и развитое чувство юмора. А принадлежность к социальным группам абсолютно разная: от школьников до депутатов. Все, кто хотят сделать оригинальный подарок, с удовольствием покупают наши блокноты.

О конкуренции с электроникой

— Мы считаем, что будущее у бумажных блокнотов в цифровую эру примерно такое же, как и будущее театра в эпоху телевидения, и даже в эпоху новых стриминговых сервисов. Подарки будут дарить всегда. Особенно такие эмоциональные, как наши блокноты. Так что мы с оптимизмом смотрим вперёд и продолжаем дарить людям любовь. Бумажную любовь.

Blankster

Основатели: Андрей Дейнега и Алёна Капустина

3

Как появились блокноты Blankster

— Наши блокноты, как и бренд, появились в желании создать продукт, который не захочется выпускать из рук. Мы поставили перед собой сразу несколько задач: блокнот должен был получиться очень качественным, из лучших доступных материалов, при этом, быть удобным и практичным. В течение целого года мы проводили множество экспериментов с материалами и конструкцией обложки, со сменными блоками и бумагой, изучали мировые тренды и собирали лучшие практики.

Мы понимали, что практически все конкурентные handmade-продукты на рынке имеют общую проблему: в них неудобно писать, т.к. страницы не могут лежать плоско на поверхности и блокнот постоянно стремится закрыться. Так мы пришли к конструкции сменных блоков, писать в которых — сплошное удовольствие. Шведская бумага надёжно прошита и всегда легко раскрывается на 180°.

О концепции бренда

— Отдельная большая задача, которую мы перед собой ставили — создать «бесконечную» записную книжку. Можно сказать, что в этом и заключается основная концепция нашего бренда. Зачем каждый раз покупать новый, часто не очень дешёвый, блокнот? Ведь можно заменять лишь внутреннее бумажное наполнение, при этом получать практически новый блокнот. Мы используем для обложек высококачественную натуральную кожу, которая со временем приобретает индивидуальные потертости, царапины и т.п. Одним словом, обложка становится личной, своей, родной и расставаться с ней уже совсем не хочется.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

О записных книжках в наши дни

— Хотя блокноты остаются неотъемлемой частью повседневной жизни, тяжело отрицать, что люди чаще стали отдавать предпочтение цифровым устройствам. В целом, ниша блокнотов перенасыщена однотипными товарами, которые слабо соответствуют требованиям делового человека XXI века. Думаю, многие сталкивались с проблемой большой «пропасти» между смартфоном и любимым ежедневником… Никто не хочет мириться с постоянной дилеммой выбора. И, тем не менее, большинство брендов продолжают наводнять рынок скучными, всем надоевшими товарами. Но не мы :)

Столкнувшись с этой проблемой, мы попытались связать бумажный ежедневник с электронными календарями. И нам удалось! Наша команда является создателем Slice Planner, который не имеет аналогов в мире. Это — первый и единственный ежедневник, который связан с электронными календарями (Google, Apple) и легко синхронизирует события на обоих носителях: аналоговом и цифровом. На данный момент он представлен на зарубежном рынке, но вскоре будет адаптирован и для украинского потребителя.

4

О конкурентных преимуществах

— На самом деле, наши продукты выделяются на рынке, потому что мы делаем то, что не делает ни один другой бренд в мире. В основе нашего планнера и ежедневника Chrono лежит особый метод планирования распорядка дня. Мы используем круговую диаграмму, которая напоминает циферблат часов. Этот нестандартный подход позволяет лучше воспринимать и оценивать загруженность в течение дня, эффективней планировать задачи. Многие постоянные клиенты часто нам пишут о том, как растёт их продуктивность благодаря удобной системе планирования дня.

Flexiwood

Основатели: Александра Романенко и Константин Макуха

Processed with VSCO with a6 preset

Об идее создания Flexiwood

— Flexiwood мы с мужем создали в 2012 году и первые несколько лет компания производила упаковочную продукцию из гибкого дерева — стильную, красивую и функциональную. Основными клиентами были рекламные агентства и корпоративные заказчики. Среди популярных моделей: тубусы и футляры для вина, коробки для конфет, шкатулки для подарков.

Мы постоянно экспериментировали с формами, цветом, дизайном, фурнитурой. Это не просто нравилось, это приносило удовольствие. Помню, как однажды решили, что можем создать оригинальную упаковку для печенья «макарон», в то время набирающее популярность в Украине. Купили это печенье у двух лучших производителей, сделали множество вариантов очаровательных коробок, вложили туда сладости, сами провели фотосессию и отправили рекламные материалы производителям :) В результате, с одной из компаний у нас установились длительные деловые и дружеские отношения.

Идеи других товаров появлялись в ходе многочисленных экспериментов. Это были корпоративные и свадебные пригласительные, открытки и визитки, меню для баров и ресторанов. Дальше — больше. Блокноты, скетчбуки, картины на стену и закладки для книг. Параллельно участвовали во множестве фестивалей и выставок: Rex, World of Gifts, «Три Дня в Саду», KyivMarket, барахолка The New Old, «Гешефт» в Одессе. Они помогли выявить и оценить интерес покупателя к нашей продукции. Нам удалось зайти с открытками и блокнотами в магазины подарков и розницу: ChickenArt, Yakaboo, «Д.Магазин», SuperPupers, Книгарня «Є» и другие.

В какой-то момент мы нащупали «эмоциональные» каналы продаж, связанные с определёнными событиями: рождение детей, свадьба, годовщина и т.п. Так появилась идея создавать деревянные свадебные книги. В постсоветских странах традиции покупать и использовать такую книгу во время свадьбы почти нет. Но в зарубежной культуре эту книгу-альбом используют во время торжества, гости записывают пожелания молодым, а молодые потом вклеивают фото со счастливыми моментами. Когда-то в самом начале мы решили, что блокноты и книги с деревянной обложкой будут интересны потребителю. И не ошиблись.

О процессе производства

— Производство деревянных блокнотов — это одновременно творчество и рутина. Чтобы воплотить идею, нужны креатив и образное мышление. Чтобы управлять процессом и контролировать его, нужны навыки менеджера, внимание к мелочам и деталям, строгое следование правилам и процедурам. У нас с мужем есть более технический опыт и знания, поэтому наш креатив зачастую ограничивался предметным дизайном, выбором материалов и комплектующих, разработкой общей концепции стиля изделия или линейки товаров, подбором шрифтов. Сами иллюстрации мы заказывали у профессиональных дизайнеров, художников, иллюстраторов.

Процесс создания блокнота и свадебных книг можно разделить на 8 этапов (некоторые этапы могут идти параллельно):

  • подготовка макетов обложки и бумажного блока в графическом редакторе;
  • подготовка деревянной обложки (отбор листов, порезка, шлифовка, выравнивание и т.д.);
  • подготовка бумажного блока (замеры, нарезка, скругление);
  • печать;
  • подготовка фурнитуры (пружина, люверсы, резинка, бирки);
  • сборка изделия;
  • контроль качества;
  • упаковка продукта.

Контролю качества и упаковке мы уделяем много внимания. Мы гордимся своим продуктом и хотим вложить в него больше, чем ожидает потребитель. Качество и упаковка — это те «фишки», за которые покупатель оценит наш продукт.

О стратегии на международном рынке

— Оптимальный способ выхода на международный рынок для малой компании, производящей мелкогабаритный товар, — использование онлайн-площадок, таких как Etsy, Amazon, DaWanda. Здесь есть огромный трафик потребителей, стандартный интерфейс магазина и отличная система поиска.

Мы не «изобретали велосипед», и наша стратегия заключалась в том, чтобы выйти на американский рынок через Etsy. В 2015 году мы открыли магазин на Etsy и DaWanda (европейский клон Etsy). В то время в Украине продажи через эти платформы только набирали обороты. Например, Flexiwood был единственным украинским магазином, который предлагал блокноты и свадебные книги. Сейчас таких украинских компаний около двадцати. Примером для нас стала Елена Мыснык со своими замечательными закладками myBOOKmark. Её успех и трудолюбие очень мотивировали.

20519_655212751267486_3076399071743608186_n

Мы детально проанализировали аналогичные продукты конкурентов, чтобы понять, в чём их успех. А затем попытались сделать наши блокноты и книги немножечко лучше. Позже мы закрыли магазин на DaWanda, поскольку Etsy давал нам весь нужный охват — США, Европа, Австралия. Кризис и падение гривни заставили постепенно свернуть бизнес в Украине. Мы сами импортируем материал для производства, поэтому изделия выходят невыгодными для локального рынка. Мы полностью сосредоточились на развитии магазина на Etsy, и сейчас понимаем, что это было правильное решение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

О сложностях бизнеса

— Любое производство в Украине — это очень сложно, особенно для маленькой компании. Думаю, не нужно в очередной раз заострять внимание на очевидных сложностях, связанных с разрешительными процедурами, зарегулированностью, ведением бухгалтерского и налогового учета, дороговизной аренды, неэффективностью почтовой службы. Через это придётся пройти каждому, и уже на этом этапе многие могут не справиться.

Теперь о том, что касается самой операционной деятельности. Нам в Украине критически не хватает качественных и красивых материалов. Например, мы используем при сборке большую бронзовую металлическую пружину, потому что хотим, чтобы наш продукт был не только функциональным, а стильным и красивым. Все эти годы один единственный поставщик в Украине завозил эту пружину, и то, с перебоями. Нам навязывают тонкую пластиковую белую или чёрную пружину.

Другой единственный поставщик производит коричневую резинку, которая нам подходит. Но нужно покупать сотни метров, ехать в область, чтобы забрать, а качество материала не всегда оказывается надлежащим. Множество поставщиков бумаги предлагают выбор из нескольких вариантов, в то время как у иностранного производителя палитра насчитывает десятки цветов. Приходится довольствоваться тем, что есть, но даже это импортируется с перебоями.

Ещё одна большая «боль» малого бизнеса — это персонал. Во-первых, к сожалению, многие люди просто не хотят трудиться. Им интересен сервис, продажи, умственная деятельность, но только не труд. Вторая проблема связана, скорее, с постсоветской ментальностью. Работникам очень сложно осознать важность качества продукции. Мы пытаемся привить мысль о том, что работник создаёт продукт не для нас, а для конечного потребителя. Таким образом, он видит конечную цель, а себя самого представляет частью чего-то целостного и большого.

Фото: личные архивы спикеров