Александр Ольшанский: «Суть информационной революции — в новом производстве контента»

Президент холдинга Internet Invest Александр Ольшанский поделился своим видением трансформации современных медиа, особенностями подготовки iForum-2017 и главными принципами работы оргкомитета конференции.

13102657_908051959318169_1505003795396500651_n

Об организации iForum-2017

— Я все время пытаюсь объяснить людям, что есть разница между обменом знаниями и обменом идеями. Я не верю в обмен знаниями в режиме 20-минутных докладов в течение одного дня на iForum. А вот обмен идеями — более крутая штука. Это может быть кратко по времени, но здесь важно очное присутствие, возможность подойти, пообщаться. Общение в сети не заменяет обычное общение. Нашей миссией было создание такого места, где один раз в год можно увидеть сразу всех, показать себя, посмотреть на других.

iForum — это волонтёрский проект и люди, которые в нём участвуют, на этом не зарабатывают. Тут всё состоит из двух частей: есть команда, которая обеспечивает техническую реализацию и оргкомитет, который обеспечивает контент, управляет всем процессом. В оргкомитете — достаточно известные люди, интернет-деятели, каждый год состав разный. Конечно, есть какое-то ядро, которое не меняется, но в целом состав разный каждый год, что позволяет создавать разнообразие.

Что касается докладчиков, у нас нет каких-либо ограничений. Кто хочет, тот докладывает. Кто не хочет, тот не докладывает. Денег мы не платим и с докладчиков денег не берём. Единственное требование — правда, это не для докладчиков, а для спонсоров — быть готовым выходить на пресс-конференцию и отвечать на вопрос «Чей Крым?». Потому что интернет безграничный, компании разные и определить принадлежность компании иногда достаточно трудно, да и дело не в принадлежности. Люди, которые делают iForum, хотят получать моральное удовлетворение от процесса. А получать моральное удовлетворение от обслуживания компаний, которые нам не нравятся, тяжело. Поэтому в этом году решили сделать так.

О посещаемости и продвижении

— Основные фишки нашего мероприятия: формат, много параллельных панелей, относительно короткие доклады, отсутствие рекламных докладов, достаточная широта этих докладов и фактически возможность самому себе сформировать программу. Лучше всего для продвижения работает, конечно же, интернет. Наружная реклама — это имиджевая штука. Там есть какая-то экономика, есть спонсоры, которые хотят видеть какой-то объём «наружки». Это, скорее, потребность B2B. А так, всё в интернете. Трудно найти человека, который занимается интернетом, и ни разу не был на iForum.

iForum каждый год отличается от предыдущего. Разница между двумя последовательными годами, казалось бы, не очень большая, а разница между тремя годами — первым и третьим, к примеру, или пятым и седьмым — большая. Меняются темы: на каждом iForum есть три стабильных потока — это продвижение, бизнес и технологии. И на каждом iForum есть 2-3-4 тематических потока. В прошлом году мы выделили отдельный поток для образования, в этом году он будет повторно, так как пилотный запуск прошёл успешно. Мы считаем, что это будет суперпоток. Также в этом году будет отдельно поток для киберспорта и видео.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

О трансформации медиа

— Я могу рассказать интересную историю. Интернет убил все печатные СМИ. Все думали: «Ну зачем покупать газету, если все это можно бесплатно почитать в интернете, ещё и быстрее». Но убил он их не этим. А тем, что газету теперь не читают ни в интернете, ни в офлайне. Он убил их тем, что предложил другой способ производства контента и совершенно другой контент, который не продуцировался традиционными издательскими домами. То есть интернет предложил не новый способ доставки, как все думали, а новый способ производства контента, который на порядок дешевле. Да, он хуже по качеству. Но оказалось, что большая часть людей готова пожертвовать качеством.

Та же самая история сейчас происходит с видео. Интернет «съест» все существующие видеоимперии. Он их «съест» не из-за пиратства, а потому что их контент перестанет быть нужным. Мои дети не смотрят телевизор ни платно, ни бесплатно. И дело не в YouTube, а в контенте, который мы потребляем. С чем воюют медиагруппы и борцы с пиратами? С распространением традиционного видеоконтента через интернет. Они уже выиграли эту войну. Потому что есть там традиционный видеоконтент или нет, с каждым годом спрос на него падает экспоненциально. И дети, которым сейчас 13–15 лет, уже не смотрят традиционный контент ни на Ex.ua, ни в YouTube, нигде.

Поскольку пираты более подвижны и имели меньше «жира», в какой-то момент они поняли, что вся эта деятельность ведёт в тупик, и решили заняться чем-то другим. А большие медиапроизводители не могут вс’ бросить, поэтому они погибнут, как большие издательства. Ни одно большое издательство не смогло трансформироваться. Дело не в распространении, а в производстве. Потому что одна тысяча знаков в традиционном производстве стоит в тысячу раз дороже, чем та же тысяча знаков, произведённая в интернете. Интернет изобрёл новый способ производства. Одна минута видео, произведённая видеоблогером, стоит в 10 тыс. раз дешевле, чем одна минута, произведённая известным телеканалом. И видеоблогеры в состоянии производить миллиарды этих минут, а телеканалы с горем пополам, максимум, — тысячи.

С радио история очень простая. Люди потребляют радио в салоне автомобиля. Как только в салон автомобиля придёт интернет — не 3G со смартфона, я имею в виду специализированные приложения, соцсети, адаптированные к автомобилю — а это случится в течение ближайших 2–3 лет, радио умрёт просто мгновенно. По тем же причинам. Когда я говорю «умрёт», нужно понимать, что мы имеем дело с огромной трансформацией. И это не трансформация доставки чего-либо, а трансформация производства чего-либо. Суть информационной революции не в изменениях средств доставки контента, а в изменении способа его производства.

По материалам MMR.ua