Не Swarm мне соль на рану, или Почему у Foursquare опять не вышло

Foursquare давно перестала быть социальной сетью в привычном понимании этого слова. Скорее ее используют, как список интересных заведений и справочник WiFi-паролей (что безусловно удобно, когда приезжаешь в новый, незнакомый город). А вот соревнование «за мэрство» и гонка чекинов утратили свою актуальность.

Возможно, именно поэтому команда геолокационного сервиса решила немного обновить возможности своего детища, представив приложение Swarm. Способно ли оно вернуть былой интерес аудитории к «четырём площадям»?

Конкуренция с Facebook

С тех пор, как функция геотеггинга и чекинов появилась в приложениях и веб-интерфейсе соцсети Марка Цукерберга, потребность в отдельном приложении специально для чекинов отпала. Facebook стала и площадкой для написания книжных рецензий, и местом политических дискуссий, и способом самовыражения, и фотохостингом, и чатом — короче говоря, заменила собой ЖЖ конца 90-ых (и первой половины «нулевых»). Появление кнопки, при помощи которой можно отметиться в заведении, городе или стране, только добавило Facebook очевидных «плюсов» и удобства. Зачем 2 разных приложения, если есть одно? Вот и происходит миграция пользователей Foursquare в соцсеть вундеркинда из Пало-Альто.

На фоне этого попытка вернуть себе пользовательскую аудиторию путём создания «ещё одного приложения для чекинов» выглядит не совсем логично: «Вы не хотите пользоваться двумя разными приложениями, поэтому вот Вам ещё третье».

Screen Shot 2014-05-31 at 13.07.07

Маркетинговый провал

Swarm — так раньше назывался бейдж, который давали пользователям, зачекинившимся в месте с огромным количеством народа, и одновременно отмечающихся «форскверщиков» (как правило, порядка 500 пользователей в одной и той же локации). Теперь бейдж внезапно трансформировался в отдельное приложение, которое, по сути, дублирует функции привычного старого Foursquare. Сама же геолокационная сеть готовится стать неким то ли аналогом, то ли конкурентом Yelp: каталог заведений, отзывы и оценки мест, рекомендации от друзей и самого приложения по набору релевантных параметров. Вопрос только в том, что пользователю это совершенно не нужно в странах, где действует рекомендательный сервис Yelp или его европейские и азиатские аналоги.

К тому же, в роли инструмента интерактивного маркетинга («кофе за чекин», скидки с привязкой к местоположению конкретного магазина и т.д.) сервис Foursquare не сумел себя зарекомендовать. Мода на «мэрство» достаточно быстро прошла, а выгода от постоянных чекинов либо отсутствует, либо настолько минимальна, что не стоит затраченных усилий. Лучше просто заплатить полную стоимость своего ланча, чем совершать кучу лишних действий ради одной бесплатной чашки кофе.

Взрослым людям подобные «скидки» больше не интересны, а молодежь увлеклась анонимными сервисами и защитой данных. Появление и рост популярности платёжных систем вроде Bitcoin, приложений для анонимного общения наподобие Secret и систем зашифрованной передачи файлов, таких как Onionshare, указывают на то, что персонификация и открытость достигли своих пределов и начинают возвращаться обратно «в рамки».

Не хочется делиться с «анонимусами»

Шутливый лозунг пользователей Instagram «Мир должен знать, что я ем» долгое время дополнялся слоганом «Мир должен знать, где я нахожусь». Но законодательные изменения в Украине в январе 2014 года (к счастью, отменённые после смены политических элит и власти в стране) и в России с марта-апреля 2014 года привели к тому, что теперь не особо хочется делиться своим текущим местоположением и прочими данными о себе, которые могут привести в дом, офис, любимый бар незваных «гостей» в штатском или в полицейской форме.

В странах Северной Америки, Европы и на большей части азиатских территорий такой проблемы нет. Но всё равно конфиденциальность данных и защита личной жизни стали заботить граждан и в относительно правовых государствах после того, как Эдвард Сноуден раскрыл механизмы слежки и несанкционированного доступа АНБ к мобильникам и ПК не только простых жителей, но даже крупных бизнесменов, именитых политиков, дипломатов как в США, так и за их пределами. Второго «Уотергейта» не произошло, но чекиниться лишний раз большинству современных Интернет-пользователей расхотелось.

Screen Shot 2014-05-31 at 13.08.05

Swarm и лень-матушка

Правда заключается в том, что большинство новых мест жители городов уже открыли для себя, а в поездках впечатления, встречи и плотный график оставляют мало места для чекинов (разве что ожидание в аэропортах или на железнодорожных вокзалах располагает к тому, чтобы «зачекиниться»). Привычная колея «дом – офис – спортзал – бар – пару мест для отдыха и развлечений» — вот и весь список чекинов обычного среднестатистического «форскверщика».

Swarm не придумано для того, чтобы победить лень: это просто та же функциональность в новой обёртке с небольшими изменениями в интерфейсе и логике, но старой сутью. Новая программа не сделает пользователя менее ленивым, и не заставит его отступить от накатанной колеи мест, в каждом из которых он давно успел стать «мэром», получить свой бесплатный кофе и благополучно забыть об этом.

Пожиратель батарей

Главная беда Swarm (помимо малой прикладной значимости) — это быстрый расход батареи телефона. На это жалуются рядовые пользователи, которые уже экспериментируют с новым приложением и обозреватели крупных западных блогов. Оказаться к концу дня с разряженным телефоном ради пары-тройки чекинов в спортзале, любимом кафе и в аэропорту — сомнительное удовольствие. Что у iOS-, что у Android-устройств хватает и так приложений, которые могут за несколько часов «посадить» аккумулятор смартфона. Добровольно пополнить такой список новинкой от Foursquare захочет далеко не каждый пользователь.

Неутешительный прогноз

Приложение Swarm напомнило нам о «золотых временах», когда битва за чекин и «мэрство» была одним из главных развлечений хипстеров, SMM-специалистов, рекламщиков и маркетологов (которые продавали это развлечение руководству и аудитории своих проектов, как признак «нового времени» и всеобщей геймификации). Вот только времена те, как справедливо отмечает ИТ-журналист и эксперт по технологиям Ом Малик, закончились примерно в 2012 году.

Изменились приоритеты целевой аудитории, подход к чекинам стал более прагматичным. У Swarm нет ничего нового, что можно было бы предложить пользователям, которые чекинятся только в офисе, дома, и в пабе, в который они ходят каждую пятницу. А именно такие пользователи и составляют «костяк» Foursquare сейчас.

Сама геолокационная сеть Foursquare потихоньку трансформируется в каталог заведений и рекомендательный сервис с краткой пользовательской справкой. И маркетологам проекта предстоит еще подумать над тем, как поощрить людей к активным чекинам. Новое приложение пока не представляет ценности, ради которой хотелось бы нажать на большую оранжевую кнопку и отметиться в очередной раз.

Читайте также:

Всередині імперії OnlyFans: секс, вплив і нова американська мрія

5 конструкторів онлайн опитувань, які зроблять ваш маркетинг краще

Voice commerce: що це та як бізнес користується цим трендом сьогодні

Як скоротити посилання: 5 зручних та надійних сервісів