Скорая ІТ-помощь — Как технологии могут побороть коррупцию в Украине

Украина удерживает сомнительное первенство в числе стран Восточной Европы по уровню коррупции в органах местного самоуправления и центральной власти. Резонансные расследования журналистов, очередные дела Генпрокуратуры против взяточников и попытки активистов бороться с завышенными расценками на государственные услуги для населения — привычный информационный фон для среднестатистического украинца. Могут ли технологии помочь в борьбе с коррупцией и как обстоит текущая ситуация с применением ІТ против взяток и «откатов»?

«Без бумажки ты — букашка, а с бумажкой человек»

К сожалению, система получения справок, мастерски показанная советским комиком Аркадием Райкиным в скетче про необходимость получения гражданином справки «о том, что он — не верблюд», не изменилась даже через 24 года после падения коммунистической империи. Система государственных институтов по-прежнему требует предъявления многочисленных справок, получаемых в разных инстанциях (которые часто расположены в разных концах города). За «ускорение» процедуры разнообразные «посредники» (а часто — и сами чиновники нижнего и среднего звена) готовы брать «вознаграждение»; и эта практика продолжалась годами.

Проект единой платформы электронного правительства iGov пытается сломать устоявшееся «торжество бюрократии». Как пообещал в недавнем интервью один из кураторов проекта Дмитрий Дубилет, осенью граждане Украины смогут получить не менее 50 услуг по различным выпискам, справкам и разрешительным документам в цифровом формате. Уже начато тестирование пилотных проектов по выдаче загранпаспорта и справочных документов для Государственной налоговой службы.

Кроме централизованного решения, на местах действует ряд локальных систем контроля за работой органов исполнительной власти и оказания услуг для населения через интернет. К числу таких относится, к примеру, система электронного документооборота во Львове или система «Прозоре місто» в Виннице. Впрочем, активисты iGov призывают локальные инициативы и представителей власти на местах присоединиться к общеукраинской платформе — так и с коррупционерами можно будет бороться эффективнее, и стандарты предоставления электронных услуг и документов будут едиными для всей страны.

Пока что Львов по темпам внедрения стоит на первом месте – в этом городе жители могут получить максимально возможное количество онлайн-услуг посредством портала iGov. Львовяне могут заказать справки о несудимости, о доходах, информацию о месте в квартирной очереди и ряд других услуг.

Тендеры по-новому

Вторая сфера, в которой отечественная коррупция давно стала обязательной составляющей, — это тендеры на закупку товаров, услуг, поставки сырья или заключение долгосрочных контрактов. Размеры «откатов» здесь составляют от сотен тысяч до миллионов долларов (согласно данным журналистских расследований и уголовных дел).

Технологические решения могут помочь в борьбе с «тендерами для своих». Пока что наиболее эффективным инструментом стала платформа электронных госзакупок ProZorro, которая всего за пару лет прошла путь от стартапа для сделок до общенациональной платформы для тендеров в Минобороны, Минэкономики и ряде других ведомств.

Механизм электронных петиций

Лоббизм — извечная «часть зла, что всем желает блага». Политические лоббисты часто подменяют реально весомые и важные проблемы для общества узкоспециализированными или ориентированными на интересы конкретных коммерческих структур, сфер бизнеса или отдельных лиц и компаний. До недавнего времени механизм прямого общения гражданского общества с представителями законодательной власти в Украине отсутствовал в принципе. С принятием закона об электронных петициях и запуске такой возможности на сайте Президента Украины можно наблюдать интересное явление: как в нашей стране рождается прямая демократия с применением ІТ.

По словам одного из активистов интернет-коммуникаций в интересах реформ Дмитрия Гурина, изначально механизм выглядел сомнительно (особенно если учесть, что в соседней РФ электронные петиции провалились в роли инструмента для законотворчества) — но первые же петиции показали, что украинцы стали намного более зрелыми, чем политики, которые привыкли говорить «от их лица» в парламенте:

«Когда Сергей Лобойко рассказывал, как они протаскивали закон об электронных петициях (а это было непросто), я спросил: “Сережа, а нахрена вы вообще это делали? Вы хотите петиции о летающем макаронном монстре и цвете крышечек от кефира?” — я очень хорошо помнил чем закончилась аналогичная история в России.

Серёжа ответил: “Посмотрим”.

На сбор подписей дается три месяца, после 25000 подписей петиция идет на рассмотрение Президента.

Итак, смотрим на топ-20 петиций по голосам:
— идиотская петиция (про BurgerKing) одна, и она даже не в десятке;
— петиции подаются по действительно волнующим общество вопросам;
— первая петиция, набравшая 25 тыс. голосов — о свободном ношении огнестрела. Вроде в Украине никто особо не объяснял, что Господь создал людей, а господин Кольт уравнял их в правах, но все знают;
— эта самая первая петиция — результат достаточно средней по силе адвокационной кампании от Украинской Ассоциации Владельцев Оружия. То есть, организованная сетка в 25 000 человек — это возможность прямого доступа к Президенту и попадания в новости. Это очень дешёвый вход;
— всем не хватает организованности. У двух петиций об отмене акциза на ввозимые автомобили только 20% совпадений подписантов (по сверке последних 300) — это значит, что в сумме они уже набрали 25 тысяч. Но качаются две отдельные петиции: это значит, что УАВЗ и Александр Нойнец молодцы, а те, кто запустил петицию об отмене акциза на автомобили — нет;
— есть надежда, что мы будем жить в нормальной стране. Собственно, даже если реализовать только требования из ТОП-20 петиций, мы будем жить в новой стране (возможно, даже с Бургер-Кингом).

Серёжа, беру свои слова назад. Спасибо.»

Риски и проблемы всё равно остаются

По-прежнему «сумеречной» остаётся сфера выдачи внутренних и загранпаспортов; нет чёткой единой схемы медицинского негосударственного страхования и связанных с ним документов; огромное количество «серых» и «чёрных» схем продолжает работать в сфере растаможивания автомобилей, получения водительских прав и разрешительных документов на авто и оружие.

Внедрение прозрачных электронных процедур по принципу «единого окна», сведение к минимуму личного контакта и пресловутого «человеческого фактора» в получении разрешений и регистрационных документов в каждой из этих сфер — единственно возможный путь по выходу Украины из затяжного коррупционного кризиса, которых длится уже третье десятилетие. Вопрос лишь в том, насколько украинское правительство готово инвестировать время и средства в создание подобных технологических решений.

Читайте также:

Большие данные и солнечная энергия – идеальная комбинация

Политическое расфрендживание

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Создатели vs. Инфлюенсеры