Twitter внедряет очередные новые функции, которые никому не нужны. Открытая платформа для разработчиков мобильных приложений Parse, купленная Facebook, закрывается. Сайты настойчиво следят за нашей деятельностью и онлайн, и офлайн. Корпорации сворачивают открытые системы и передают доступ к собранным данным, нашим персональным данным, правительственным органам.
Почему технологии и сервисы, которые изначально должны были удовлетворять потребности людей, становятся ненадёжными и стремительно теряют доверие? Разработчик и дизайнер Джесси Крисс (Jesse Kriss) из Jet Propulsion Laboratory, NASA, считает, что наши интересы, как пользователей ПО, сегодня абсолютно не совпадают с интересами компаний, разрабатывающих программы и сервисы.
И расхождение в интересах настолько велико, что единственный вывод, к которому можно прийти — мы больше не можем доверять ведущим IT-корпорациям и разработчикам, а также их продуктам. Наши нужды и цели противоречат друг другу.
Одна из главных проблем заключается в том, что разработчики перестали учитывать желания рядовых пользователей основных сервисов. Если Twitter или Facebook запускают в работу инструмент, которые бесполезен и раздражает (но нужен рекламодателям), то единственное, что могут сделать обычные пользователи, которые не платят корпорации напрямую — пожаловаться в службу поддержки. Действенных рычагов влияния у нас нет.
Даже если мы сами попытаемся создать технологию, которая будет соответствовать всем нашим требованиям, у нас вряд ли получится. Да, сегодня много открытых инструментов для разработчиков, но правила API и магазины приложений всё равно строго контролируются корпорациями. В конечном итоге, даже наша собственная разработка модерируется не нами, а «третьими лицами».
Что могут сделать простые обыватели в борьбе с корпорациями? Надо выработать и чётко соблюдать новые принципы создания и работы современных технологий, онлайн-сервисов и пользовательских платформ. Тренды, которым должны следовать участники IT-рынка и которые будут защищать интересы пользователей, следующие:
- Окончательное решение всегда должны принимать пользователи. Следует помнить о том, что продукт создаётся для нас, а не мы подстраиваемся под него, хотя сейчас дела обстоят именно так. Внедрять ли новую функцию, отключать ли действующий сервис и т.д. — должны решать те, кто непосредственно пользуется услугой.
- Проще, но лучше. Сейчас есть тенденция к использованию более сложных инженерных решений взамен более простым. На самом деле, для разработки и поддержания сервиса, ориентированного на интересы пользователей, достаточно создать единый бюджетный сервер с простой системой.
- Больше хабов. Нужно создавать системы, которые объединят принципы работы гигантских корпораций и автономных сетей, где каждый распоряжается собственным участком коммуникации. Уже есть примеры действующих сервисов, которые являют собой полную противоположность централизованным сетям с единой администрацией. Управлять такими хабами или док-станциями могут небольшие группы представителей интересов всего сообщества. Между собой они будут сотрудничать согласно правилам равенства с соблюдением автономности всех участников. Пользователи сообща смогут контролировать и влиять на развитие сети. И если объект захочет отделиться от общей системы — это будет в его власти, без ущерба для остальных.
- Позволить сообществам свободно творить. Одной возможности выбирать между разными сервисами и ПО недостаточно — участники онлайн-среды должны иметь возможность добавлять и корректировать используемые функции. Это может быть реализовано в форме создания альтернативных интерфейсов, управляемых дополнительных функций или простым корректированием заданных параметров.
Кроме того, необходимо обеспечить удобный доступ к функциям корректировки программы. Инструменты для разработки должны быть понятными для рядовых пользователей. Что-то похожее можно было наблюдать на заре развития интернета, когда пользователи самостоятельно разрабатывали технологии, отвечавшие их запросам. Можно было свободно выбирать, какой программой пользоваться, какие функции внедрить или удалить и т.д.
Внедрение всех перечисленных выше правил не означает полный отказ от коммерческого ПО. Время от времени все пользователи применяют такие разработки, а инвестиции в коммерческие технологии поддерживают работу внушительного сегмента IT-экономики. Но корпорации должны обеспечить возможность свободно выбирать альтернативные продукты, особенно если речь идёт о социальных сервисах регулярного пользования.
Автор этого материала не ставил перед собой задачу организации пользовательского бунта. Он только призывает задуматься о проблеме, проанализировать факты и решить для себя, готов ли пользователь изменить существующий порядок вещей.
Источник: medium.com/@jkriss