Дизайнер Джесси Крисс: «Мы больше не можем доверять коммерческому ПО»

Twitter внедряет очередные новые функции, которые никому не нужны. Открытая платформа для разработчиков мобильных приложений Parse, купленная Facebook, закрывается. Сайты настойчиво следят за нашей деятельностью и онлайн, и офлайн. Корпорации сворачивают открытые системы и передают доступ к собранным данным, нашим персональным данным, правительственным органам.

Почему технологии и сервисы, которые изначально должны были удовлетворять потребности людей, становятся ненадёжными и стремительно теряют доверие? Разработчик и дизайнер Джесси Крисс (Jesse Kriss) из Jet Propulsion Laboratory, NASA, считает, что наши интересы, как пользователей ПО, сегодня абсолютно не совпадают с интересами компаний, разрабатывающих программы и сервисы.

И расхождение в интересах настолько велико, что единственный вывод, к которому можно прийти — мы больше не можем доверять ведущим IT-корпорациям и разработчикам, а также их продуктам. Наши нужды и цели противоречат друг другу.

woman-569563_1280

Одна из главных проблем заключается в том, что разработчики перестали учитывать желания рядовых пользователей основных сервисов. Если Twitter или Facebook запускают в работу инструмент, которые бесполезен и раздражает (но нужен рекламодателям), то единственное, что могут сделать обычные пользователи, которые не платят корпорации напрямую — пожаловаться в службу поддержки. Действенных рычагов влияния у нас нет.

Даже если мы сами попытаемся создать технологию, которая будет соответствовать всем нашим требованиям, у нас вряд ли получится. Да, сегодня много открытых инструментов для разработчиков, но правила API и магазины приложений всё равно строго контролируются корпорациями. В конечном итоге, даже наша собственная разработка модерируется не нами, а «третьими лицами».

Что могут сделать простые обыватели в борьбе с корпорациями? Надо выработать и чётко соблюдать новые принципы создания и работы современных технологий, онлайн-сервисов и пользовательских платформ. Тренды, которым должны следовать участники IT-рынка и которые будут защищать интересы пользователей, следующие:

  1. Окончательное решение всегда должны принимать пользователи. Следует помнить о том, что продукт создаётся для нас, а не мы подстраиваемся под него, хотя сейчас дела обстоят именно так. Внедрять ли новую функцию, отключать ли действующий сервис и т.д. — должны решать те, кто непосредственно пользуется услугой.
  2. Проще, но лучше. Сейчас есть тенденция к использованию более сложных инженерных решений взамен более простым. На самом деле, для разработки и поддержания сервиса, ориентированного на интересы пользователей, достаточно создать единый бюджетный сервер с простой системой.
  3. Больше хабов. Нужно создавать системы, которые объединят принципы работы гигантских корпораций и автономных сетей, где каждый распоряжается собственным участком коммуникации. Уже есть примеры действующих сервисов, которые являют собой полную противоположность централизованным сетям с единой администрацией. Управлять такими хабами или док-станциями могут небольшие группы представителей интересов всего сообщества. Между собой они будут сотрудничать согласно правилам равенства с соблюдением автономности всех участников. Пользователи сообща смогут контролировать и влиять на развитие сети. И если объект захочет отделиться от общей системы — это будет в его власти, без ущерба для остальных.
  4. Позволить сообществам свободно творить. Одной возможности выбирать между разными сервисами и ПО недостаточно — участники онлайн-среды должны иметь возможность добавлять и корректировать используемые функции. Это может быть реализовано в форме создания альтернативных интерфейсов, управляемых дополнительных функций или простым корректированием заданных параметров.

Кроме того, необходимо обеспечить удобный доступ к функциям корректировки программы. Инструменты для разработки должны быть понятными для рядовых пользователей. Что-то похожее можно было наблюдать на заре развития интернета, когда пользователи самостоятельно разрабатывали технологии, отвечавшие их запросам. Можно было свободно выбирать, какой программой пользоваться, какие функции внедрить или удалить и т.д.

computer-1148922_1280

Внедрение всех перечисленных выше правил не означает полный отказ от коммерческого ПО. Время от времени все пользователи применяют такие разработки, а инвестиции в коммерческие технологии поддерживают работу внушительного сегмента IT-экономики. Но корпорации должны обеспечить возможность свободно выбирать альтернативные продукты, особенно если речь идёт о социальных сервисах регулярного пользования.

Автор этого материала не ставил перед собой задачу организации пользовательского бунта. Он только призывает задуматься о проблеме, проанализировать факты и решить для себя, готов ли пользователь изменить существующий порядок вещей.

Источник: medium.com/@jkriss

Читайте также:

Как выбрать CMS для интернет-магазина

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога

Почему не следует подписываться на медиа-инфлюенсеров

С лёгкой руки социальных медиа: новые типы отношений