Мы не раз говорили о возможностях ботов для потребления и распространения информации — но как правило, в качестве примера привоили крупные проекты и медиаплощадки. Можно ли использовать ботов Telegram или Facebook для локальных СМИ? Разработчик Дмитрий Зарезенко уверен: создание тематических ботов может помочь и журналистам, и читателям отслеживать региональные масс-медиа не менее эффективно, чем общенациональные — всё зависит от задач и целей. Не так давно он запустил один из немногих в Украине региональных Telegram-ботов — VinInformer отслеживает темы и контент в винницких медиа. Зачем такой бот может понадобиться и как можно это использовать в работе журналистов — в небольшом интервью с Дмитрием.
Об идее парсинга локальных СМИ
Меня всегда возмущало то, что коммунальные службы отключают то воду, то свет, то тепло. В результате появилась идея написать сервис, который будет уведомлять людей об отключениях. Для этого я планировал брать информацию с официальных сайтов коммунальных служб. Так появился первый прототип Telegram-бота с 5 основными сайтами. Но поскольку на этих сайтах практически не публиковали сообщения об авариях и отключениях, я принял решение собирать все новости с этих сайтов, а не только уведомления. Со временем пришла мысль: «а почему бы не парсить все доступные новостные ресурсы», поскольку основная часть функциональности уже была к этому готова. Так что получается что по изначальной идее ожидания не оправдались, но в результате родился целый сервис с мгновенными уведомлениями и новостями.
О VinInformer
На данный момент VinInformer представляет из себя Telegram-бот, им сейчас активно пользуются около 50 человек. Также недавно была запущена Twitter-лента, по ней пока статистики нет. В планах реализация поддержки Facebook и остальных доступных платформ. Что касается статистики посещаемости и тем, такая статистика пока не собирается. Я думаю как лучше это сделать, поскольку сейчас я публикую прямые ссылки на страницы новостей, что технически ограничивает меня в сборе такой статистики.
Насколько сложно (и дорого) создать бота для контент-маркетинга и агрегации данных
Сейчас я ещё изучаю потребности пользователей и насколько это актуально, если люди будут активно пользоваться этим сервисом – буду масштабировать. Это изначально заложено в архитектуру проекта. Сложность заключается не столько в сборе данных, как в различных способах рассылки, поскольку различные системы имеют разные ограничения на количество символов в тексте, длину ссылок, количество запросов в единицу времени и т.д. Изначально это был маленький «домашний» проект, а сейчас VinInformer разросся в большую систему, и на его разработку и поддержку у меня уходит много времени. Но создать нового подобного Telegram-бота уже будет проще, т.к. многое уже реализовано.
О перспективах Telegram и других платформ для информационных ботов
Я считаю, что сейчас происходит бум среди мессенджеров. Он связан с активным появлением ботов, которые очень универсальны. Это — очень перспективное направление, поскольку есть ещё много сфер, где это не используется, но будет очень полезным. Также поддержка ботов уже есть практически во всех мессенджерах. Основное преимущество ботов перед нативными приложениями: бот пишется один раз и сразу работает на всех платформах, где есть мессенджер. Приложение же нужно писать под каждую платформу отдельно. Но также стоит отметить что приложения более функциональны, чем боты. Поэтому нужно выбирать в зависимости от поставленной задачи.
Что нужно знать редакции издания или команде контент-проекта, которая хочет создать своего бота
Это — вопрос технический. В любом случае этим должен заниматься программист. У каждой платформы есть детально описанное API для реализации ботов.
О планах монетизации
Поскольку VinInformer — социальный проект, я хотел бы поддерживать его бесплатным для конечного пользователя. Но аренда сервера, покупка доменов, реклама и сама разработка естественно требуют вложений. Пока проект убыточный и живёт на моем энтузиазме. Поскольку платную подписку на новости я делать не хочу, планирую в будущем монетизировать через рекламу, но для этого нужно сформировать аудиторию.
Наша редакция ранее публиковала другие полезные материалы о ботах, которые рекомендуем вам прочесть: