«Боты не заменят юристов. Пока что» — Джон Маркоф, The NYT

Разговоры о том, что робототехника и компьютерные алгоритмы заменят живых работников звучат всё чаще. Мы уже знаем о роботах-продавцах, редакторах и уборщиках. Почти никто не сомневается, что нас ожидает безработица из-за роботов, пока только неясно, через 50 лет или через 15. И в каждый перечень потенциальных жертв технического прогресса попадают юристы — авторитетные исследователи без конца утверждают, что искусственный интеллект справится с изучением и анализом юридических документов лучше человека.

Будущее работников юридических фирм изображают неутешительным. Выход технологий на базе AI на коммерческий рынок и доступность таких разработок позволит передать всю рутинную офисную работу технике, отправив «белые» и «голубые воротнички» на повышение собственной квалификации. Даже адвокаты и опытные врачи не защищены от конкуренции со стороны роботов, — такие опасения высказывают специалисты из разных отраслей, от экономистов MIT до предпринимателей Кремниевой долины. Однако журналист The New York Times и лауреат Пулитцеровской премии Джон Маркоф (John Markoff) уверен, что клеркам рано переживать за свою трудовую деятельность в эпоху IT. Не так уж быстры и необратимы изменения на рынке труда.

Несмотря на все опасения о робото-безработице реальное положение дел в экономике не соответствует прогнозам пессимистов. По состоянию на декабрь 2015 года в США было зафиксировано рекордное количество занятых граждан — 149 млн человек. Связь между развитием технологий и увольнениями присутствует, но она гораздо более специфическая, чем принято считать, и со множеством нюансов в каждом конкретном случае.

Исследование McKinsey & Company, проведённое в ноябре 2015 года показало, что технологическая модернизация скорее преобразовывает деятельность работника, чем полностью заменяет его роботом. Следует различать понятия «автоматизации работы» и «автоматизации задач». Как оказалось, меньше 5% профессий могут быть полностью заменены автоматикой на основе существующих сегодня технологий в течение ближайших 3-5 лет. Исследования Джеймса Бессена (James Bessen) из Boston University School of Law вовсе демонстрируют рост занятости населения в связи с компьютеризацией отдельных видов работ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Эти данные коррелируют с исследованиями известного специалиста по занятости населения из MIT Дэвида Отора (David Autor). В издании Journal of Economic Perspectives летом прошлого года вышла его статья, в которой автор задаётся вопросом: «Почему до сих пор так много вакансий?». Он доказывает, что автоматизация рынка труда так же часто приводит к созданию новой должности, как и к сокращению рабочего места. Он прогнозирует, что распространение искусственного интеллекта в рабочих процессах избавит человека от рутинной работы, но при этом приведёт к появлению новых специалистов.

Сотрудники будущего будут ответственны за креативную составляющую в работе, гибкость и маневренность, а также за решение конфликтов. Отор утверждает, что есть множество занятий человека, которые сложно описать словами, не то что обучить им компьютерный алгоритм. Это мнение подтверждается в новейшем исследовании «Могут ли роботы быть юристами?». Авторы попытались выяснить, можно ли автоматизировать обязанности современного профессионала.

Кадр из т/с «How to Get Away with Murder» (ABC/Mitch Haaseth)

Эксперты изучали работу среднестатистического юриста в США по нескольким общим категориям, а также учитывали общее затраченное время. Отвечая на вопрос, какая часть работы может быть передана искусственному интеллекту  они пришли к выводу, что очень незначительная. Даже самые прогрессивные AI-разработки не преуспеют в современной юриспруденции, работа в которой подразумевает не только изучение документов, но также участие в переговорах, заключение сделок, выступления в суде и споры с оппонентами. Из всего этого только изучение нормативной базы может быть перепоручено компьютеру, но так как юристу всё равно придётся изучать материалы для участия в процессуальных действиях частичная автоматизация не имеет смысла.

Кроме того, юристу часто приходится действовать тем самым «неописуемым» образом и алгоритм его действий едва ли можно выстроить в логическую цепочку, понятную машине. Даже самый современный искусственный интеллект всё равно «искусственный», без чётко прописанной последовательности действий он не сможет самостоятельно принять верное решение.

13% от общего количества — такой объём работ могут перехватить у юристов роботизированные системы. Если процесс автоматизации займёт хотя бы 2 или 2,5 года его вряд ли заметят участники рынка. Конечно, искусственный интеллект продолжит развиваться и постепенно придёт на многие рабочие места, но он скорее изменит и оптимизирует деятельность, чем полностью отберёт её.

Источник: NYT | Фото: Wikimedia

Читайте также:

Скрытые затраты автоматического мышления

Роботы и хирургия. Часть 2

Почему капитализм хочет нас съесть?

Люди хотят знать об алгоритмах – но не очень много