[responsivevoice_button voice=”Russian Female” buttontext=”Прослушать”]
Музыкальный эксперт Кортни Хардинг (Cortney Harding) рассуждает о неимоверном количестве поп-контента, доступного современному пользователю благодаря развитию цифровых сервисов, и о том, почему это хорошо – иметь практически неограниченный выбор музыки и сериалов.
Будем откровенны – мы никогда не сможем пролистать до конца список доступных клипов, сериалов или музыки на Netflix и Spotify. И это нормально. В последнее время всё чаще критикуют создание избыточного контента, который обрушивается на человека в сети или по ТВ. Некоторые комментаторы опираются на свои примеры, другие просто скорбят о том, что по-настоящему качественный музыкальный альбом не может пробиться в плей-лист сквозь информационный «шум». В целом, все сходятся на том, что интернет стёр преграды для распространения медийного продукта, которые были раньше, и потому даже посредственные треки и фильмы находят нас везде, даже через те каналы коммуникации, через которые не должны были бы распространяться.
Во время просмотра церемонии награждения MTV Video Music Awards 2015 Кортни удивлённо отметила, что она – человек, напрямую связанный с музыкальной индустрией, – не знает большинства лауреатов премии. Чтобы сориентироваться, who is who, пришлось искать информацию в Google, Youtube и Vine. И дело даже не в том, что автор не в той возрастной категории, которая является основной ЦА для MTV VMA. Сравнивая победителей аналогичной церемонии 20-летней давности, Кортни отмечает, что тогдашние герои были действительно всемирно известными звёздами, чьи песни узнавали даже её родители – настолько глобальным и неизбежным было покрытие поп-культуры. Оказывается, несмотря на огромное количество каналов распространения информации, которые сегодня доступны буквально каждому, у нас остаётся возможность избегать того контента, который лично нам неинтересен. При этом, вездесущие коммуникации всё же позитивно сказываются на удовлетворении интересов пользователей, даже самых неординарных.
К примеру, телевидение. Летом состоялась одна из самых ярких премьер сезона – сериал UnReal, с явным феминистическим уклоном повествующий о циничном закулисье съёмок романтического реалити-шоу. Эпизоды с остроумными, но часто злыми и саркастическими диалогами выходят на канале Lifetime, для которого подобные остросоциальные темы, в общем, нехарактерны. Но планка требований к ТВ постоянно повышается, а потому каналам приходится удивлять. USA Network с его историей Mr. Robot о программисте-социопате, который не видит для себя другой судьбы, кроме как хакер-отшельник; канал AMC с не менее компьютерной драмой Halt and Catch Fire о зарождении IT-индустрии в Америке 80-ых годов – сложно назвать эти сериалы продуктом для широких масс.
На самом деле, телевидение сейчас делает так много качественного продукта, как никогда раньше. Поэтому каталог в Netflix кажется просто бесконечным, а сам сервис пытается облегчить участь зрителя подсказками, что именно стоит посмотреть сразу по окончанию вашего текущего сериала. Согласитесь: гораздо лучше теряться от многообразия выбора, чем отчаиваться, что вам вовсе нечего посмотреть. Больше разных историй рассказывается, больше тем освещается – включая такие непопулярные на ТВ 10-летней давности проблемы национальных и сексуальных меньшинств, равноправия работающих женщин, особенности жизни в разных уголках Земли и пр. Да что там – если постараться, наверняка можно найти даже сериал о жизни сыроедов (как минимум, документальный).
В глобальном смысле такие изменения означают, что сегодня вам не нужно прыгать выше головы, чтобы заявить о себе и своих проблемах всему миру. Достаточно самой идеи и ноутбука – и вы уже можете прозвучать на весь мир. К этому следует добавить умение преподносить свою неординарную личность (ведь вы персонаж с харизмой, иначе с чем вам завоёвывать мир?), – считает Кортни.
В музыке же подобная свобода самовыражения вызывает волну критики приблизительно следующего содержания: песни сочиняют и выкладывают в сеть все подряд, а уважаемых критиков и консультантов в музыкальных магазинах, которые подскажут, что стоит слушать – больше нет. Вспоминая директоров музыкальных студий, тех самых критиков и консультантов, замечаешь, что все они соответствовали одному шаблону, а значит, и советовали все одних и тех же певцов. Да, сейчас есть много посредственной музыки – но много и действительно качественных песен, которые при старом положении дел никогда бы не были услышаны. Нужно тщательнее отсеивать, но и шансы найти хороший продукт стали выше.
В конце концов, когда есть бесконечное количество вариантов, что слушать/смотреть/читать – проще всего вернуться к тому, чем мы увлекались раньше, и что наверняка понравится и сейчас, не повредив психику и чувство прекрасного. Но можно решиться попробовать что-то необычное для себя – во-первых, нет ничего страшного, если вы не уловите всех нюансов сериала об ЛГБТ-сообществе, или не научитесь подпевать лучшей певице года по версии MTV. Зато вы точно знаете, что попробовали.
А во-вторых – необязательно смотреть абсолютно все новейшие сериалы и клипы. Мы пока ещё не живём в условиях компьютерной игры, где каждый новый уровень жизни открывается только после просмотра всех до единого шоу предыдущего сезона. Вполне приемлемо не знать всех звёзд Youtube. Но неприемлемо романтизировать мир прошлого, в котором не было цифрового разнообразия и ностальгировать по отсутствию свободы выбора контента. В развлекательной индустрии современности нет альтернативы «или/или», «Санта-Барбара» или спать». Есть нескончаемое «и», благодаря которому рядом уживаются любительские треки и профессиональные инструментально-вокальные записи, одинаково доступные всем подключённым к интернету меломанам.
По материалам: Medium | Фото: Netflix, Pursuitist.com, IMDB