Как работает Actigator — украинский онлайн-сервис для рыбаков

Всем известно, что если хочешь сделать что-то хорошо — надо делать это самому. И если нет сервиса, который бы отвечал всем запросам пользователя, значит такой сервис надо создать. Именно по этому пути пошли авторы украинского онлайн-сервиса Actigator — он помогает выбрать место и время для рыбалки на основе анализа большого количества внешних данных. О том, насколько точны прогнозы Actigator, сколько любителей рыбной ловли пользуются услугами стартапа и как можно работать с такими специфичными данными, нашей редакции рассказали PR-менеджер Actigator Анна Брайковская  и CEO стартапа Михаил Брайковский:

DSC_0389

Об идее создания

Михаил Брайковский (М. Б.): В мои 37, мой рыболовный стаж превышает 30 лет. Я с детства вёл детальный рыболовный дневник – записывал наблюдения, подмечал нюансы. Уже во времена учёбы на факультете кибернетики в Национальном университете им. Т. Шевченка я решил, что надо как-то собирать информацию в электронном виде, чтобы легче было анализировать статистику. Помню, меня в то время дико бесили всяческие календарики клёва, лунных фаз и приметы из серии «вот зацветёт черемуха в полнолуние…». Мне такие упрямо дарила бабушка, а я каждый раз убеждал её, что всё это давно не работает, так как климат и привычки рыбы меняются.

А в 2005 году вместе с друзьями-рыболовами решили создать специализированный рыболовный портал «Жаба». В то время все тематические интернет-ресурсы представляли собой форумы. Часами листать сотни страниц, копаться в простынях текста в поисках необходимых ответов было единственной возможностью повышения уровня рыболовных «скиллов». Проект не увидел свет в силу множества причин, в том числе и из-за нашего нежелания выпускать сырой продукт. Нас опередил другой интернет-ресурс и наш задор угас (хотя наши значки и кепки я до сих пор храню:) ).

Всерьёз к идее сервиса рыболовных дневников я вернулся осенью 2008 года, идею активно поддержала моя жена Анна. Уже в мае 2009 года мы c другом Николаем открыли свой первый сайт fdiary.com.ua. Этот сайт стал нашей «экспериментальной» площадкой для популяризации идеи вести рыболовный дневник и собирать статистику уловов. К сбору данных на волонтёрских началах активно подключились участники нашего F.Клуба цивилизованных рыболовов. Чуть позже мы сделали тотальный редизайн и запустили контент-проект «Ваш рыболовный гид F.ГiD». Уже на нём тестировали свой алгоритм прогнозирования активности рыбы. До запуска сервиса Actigator.com мы тщательно проработали детальные рыболовные отчёты от более 2 тыс. рыболовов.

Анна Брайковская (А. Б.): Идея собирать статистику для прогнозирования клёва по аналогии с прогнозом погоды принадлежит Михаилу. На тот момент, когда мы решили повторить подвиг капитана Фитц-Роя, не было модно говорить о перспективности Big Data. Тут, наверное, сработало наше первое образование… После кибернетики и мехмата без математики и рыбалка — не рыбалка.

О зарубежных аналогах

М.Б.: В 2008 году подобных проектов и близко не было. Были только многочисленные календари клёва «по приметам».

А.Б.: Помню, в мае 2010 году я была на семинаре известного маркетолога Пола Гаррисона (автор книги «Экспоненциальный маркетинг», директор по маркетингу Ikea). Мне посчастливилось пообщаться с Полом в неформальной обстановке, я рассказала ему о нашем проекте, который воплощает идею площадки коммуникаций с целевой аудиторией согласно её образу жизни или хобби. И в том же году социальную сеть со схожей идеей собирать статистику уловов основали шведы, а в 2013 подняли немалые инвестиции. В то же время, наличие конкуренции лишь демонстрирует востребованность идеи.

М.Б.: На самом деле, идея сбора статистики уловов достаточно понятна для рыболовов и лежит на поверхности. Другой вопрос, каким образом она воплощается в жизнь. Мобильное приложение шведов сфокусировано на социальной составляющей, так как львиная доля их пользователей рыболовы из США — им ближе такой формат.

Мы отслеживаем конкурентное поле. У нашего сервиса есть ряд неоспоримых преимуществ, в том числе и гибкая ценовая политика. Мы ориентированы на создание сервиса планирования рыбалки для рыболовов Европы. Модель «Актигатор» специализируется на прогнозе активности пресноводных видов рыбы для полосы умеренного климата. Мы единственные, кто рассчитывает прогноз активности выбранного вида рыбы и места ловли (согласно статистики уловов).

О технической базе и методологии

М.Б.: В основу вывода F.Индекса положены классические методы статистического анализа, корреляционно-регрессионный анализ. На основании данных из статистики уловов — вида рыбы, места ловли, времени рыбалки, а следовательно погодных условий (температура, сила и направление ветра, облачность, осадки, давление) и фазы луны во время рыбалки — формируется математическая функция зависимости активности рыбы от вышеперечисленных параметров.

3

С поступлением каждого нового отчёта в базу данных функция пересчитывается и уточняется. Всего мы учитываем около 60 фактров активности рыбы. Для каждого сезона и вида рыбы уточняется степень влияния каждого из параметров: погоды, фазы луны, времени ловли. Не так давно мы стали собирать статистику и по магнитным бурям. Чем ближе значение F.Индекса к 100, тем лучше будет клёв рыбы.

На сегодня кроме прогнозирования мы предоставляем пользователям сезонные графики зависимости интенсивности клёва и количества пойманных хвостов от основных факторов.

О статистике и сотрудничестве с «Рыбнадзором»

М.Б.: Данные для статистической выборки мы берём из реальных отчётов рыболовов. Мы сознательно не берём информацию с форумов, так как очень щепетильно относимся к качеству данных. На нашем сервисе внедрена система модерации, обязательно размещение фотографии с рыбалки. Также внедрена система мотивации авторов отчётов: дипломы за экспертизу в ловле того или иного вида рыбы, премиальные «фишки».

DSC_0086

А.Б.: На постоянной основе мы с госорганами контроля рыбной ловли не сотрудничаем. Чтобы была понятна ситуация, фундаментальные научные исследования экологического состояния водоёмов и состояния ихтиофауны, в частности относительно рыбного поголовья, в Украине не проводились с 1950-х годов. Что уж говорить касательно статистики уловов рыболовов-любителей…

В своё время мы вошли в рабочую группу 8.4. «Рыбное хозяйство» при формировании «Единой комплексной стратегии развития сельского хозяйства и сельских территорий на 2015-2020 гг.», как представители общественности, на волонтёрских началах. Мы разработали актуальный социальный проект и предложили наши компетенции для его воплощения (pro bono). Как нам сообщил представитель ГО «Громада рыболовов Украины», проект уже числится в планах реформ Держрыбагентства, но пока в приоритете реформирование рыбохраны.

О точности прогнозов

М.Б.: Точность расчётов зависит, в первую очередь, от количества отчётов о ловле данного вида рыбы, из которых берутся данные, а также и от точности прогноза погоды. Мы стремимся, чтобы точность прогноза Индекса активности рыбы была сопоставима с точностью погоды «на завтра», которая сейчас составляет около 90%. При трансляции F.Индекса для каждого вида рыбы в этом сезоне мы специально указываем показатель «индекс качества». У нас достаточно высокая точность прогноза для отдельных популярных видов рыбы в сезоне. Например, по щуке осенью, карасю летом, окуню зимой «индекс качества» превышает 75%.

Для излюбленных мест ловли активные пользователи сервиса могут отслеживать личный F.Индекс, который рассчитывается только на основе данных из их личных отчётов. Уточнить степень активности рыбы позволяют и дополнительные сервисы: «Фаза луны», «Атмосферное давление», «Направление ветра». Это «чистая» статистика, позволяющая узнать интенсивность клёва и количество пойманной рыбы в зависимости от основных погодных и астрономических факторов для текущего времени года.

О бизнес-сегменте

А.Б.: Пока для бизнес-клиентов мы готовы стать эффективной специализированной коммуникационной площадкой, а также каналом продаж для ТМ рыболовных товаров. Также у нас есть возможность подписки на сервис Actigator NameFeed для трансляции данных об активности рыбы в Украине. В будущем мы рассматриваем возможность проведения специализированных исследований.

О посещаемости и других интересных цифрах

А. Б.: По данным TNS, в Украине проживает более 3,5 млн любителей рыбалки, среди них 70% мужчин, более чем 2,5 млн интернет-пользователей. По данным ГО «Громада рыболовов Украины» хотя бы раз в жизни рыбачили 10,5 млн украинцев.

В январе 2016 года на сервисе Actigator.com зарегистрировалось уже 20 тыс. рыболовов, а база системных отчётов о рыбалке превысила 10 тыс. Чуть более чем за год работы количество регистрациий выросло в 10 раз, при том, что мы пока не занимались активным продвижением сервиса. В сезон рост аудитории составлял не менее 10% ежемесячно.

Что касается интересных фактов об аудитории… Мы, к примеру, специально сделали украиноязычную версию сервиса. Но, к сожалению, украинский язык пока востребован всего у 3,64 % аудитории. 48% посетителей сервиса проживают в Украине, 40% — в России. Есть пользователи из Беларуси, Нидерландов, Казахстана, Германии, Молдовы. Необъяснимый факт, но к нам заглядывают рыболовы из Кении (1,56% пользователей). Среди наших пользователей 74% мужчины. Более 50% пользователей в возрасте от 25 до 44 лет. Каждый второй посетитель возвращается на наш сервис. Прямой трафик составляет уже 13,82% пользователей.

О монетизации

А. Б.: Для потребителя мы работаем по схеме Freemium, а для партнёров планируем развивать транзакционную модель.

М. Б.: Прогноз на сегодня всем посетителям предоставляется бесплатно. Доступ ко всем сервисам предоставляется после регистрации на сервисе за внутреннюю валюту («фишки») или по подписке. «Фишки» можно купить или получить в обмен на отчёты о рыбалке или за выполнение заданий.

О поиске инвестора

М. Б.: Мы долгое время относились к проекту как к хобби. Но на определённом этапе решили, что бутстрэппинг – хорошо, но очень сильно тормозит развитие проекта. И даже решили привлечь ангельские инвестиции. В итоге нашли потенциального партнёра в проект, но в процессе переговоров первоначальная концепция сотрудничества претерпела значительные изменения. В итоге мы решили, что вернёмся к идее привлечения инвестиций уже на «посевной стадии».

О планах на 2016-й

А.Б.: Мы уже традиционно принимаем участие в специализированной выставке «Охота и рыбалка» (3-6 марта, МВЦ, Киев), также в этом году впервые выступаем информационным партнёром выставки ActiveExpoFest (17-23 марта МВЦ, Киев). Ну а в следующем году планируем экспонироваться уже на Международной EFTTEX в Будапеште, Венгрия.

М.Б. Недавно мы внедрили систему подписки на месяц, 3 месяца и на 1 год, планируем развивать партнёрскую программу. До конца года у нас в планах запуск ещё нескольких сервисов, в том числе и визуализация зависимости интенсивности клёва от магнитных бурь, и разработка мобильного приложения.

А.Б.: Кроме того, у нас в планах наладить сотрудничество с одним из НИИ Украины, мы могли бы содействовать сбору информации от рыболовов-любителей. По сути, это наша экспертиза и социальная ответственность.

Об уроках, вынесенных из запуска и развития стартапа

М. Б.: Несмотря на то, что на сегодня «Ваш рыболовный гид F.ГiD» входит в тройку самых посещаемых в Украине контент-проектов о рыбалке в своё время мы наступили на популярные грабли «Хочу быть хорошим для всех». На момент запуска мы сделали кучу абсолютно новых для рыболовных сайтов того времени «штук»: энциклопедию рыбалки с множеством кратких, но ёмких материалов, упорядоченных по видам ловли, книгу рекордов, рейтинг пользователей с элементами «геймификации». Потом по просьбам посетителей мы продолжили расширять функциональность и дошли до того, что сделали и форум и чат. Мы делали не то, чем бы пользовались сами, а делали, чтобы «как у всех» и «всем было хорошо».

При создании Actigator я решил учесть ошибки, отбросить лишнее, выделить основное, добавить то, чего нет ни у кого – создать нишевый сервис для любителей рыбалки, живущих в ускоренном ритме современного мира. У них на счету каждая минута, но они не согласны при этом терять в удовольствии от рыбалки и в количестве пойманной рыбы. Actigator для меня – это, наконец, тот самый сервис, который хотелось открыть почти 10 лет назад и которым я с удовольствием пользуюсь сам. Ещё большую радость доставляют положительные отзывы и письма пользователей с пожеланиями удачи в развитии проекта, поступающие в службу поддержки и наше сообщество в Facebook. «Пришёл, узнал, поймал» – это то, что на наш взгляд важно для современного рыболова.

Также технической сложностью является подбор сотрудников – не только хороших специалистов, но и увлечённых рыболовов. Ведь для эффективной работы в стартапе крайне важна мотивация сделать классный продукт, которым и сам будешь пользоваться с радостью.

Mihail-Braykovsky

О больших данных

А.Б.: Позвольте маленькую ремарку. Мы пока находимся лишь на старте к воплощению плана стать Big Data платформой в сфере рекреационной рыбалки в Европе.

М.Б.: Действительно, наша база данных пока не такая большая. Но мы настроены оптимистично. Статистическая информация содержит в себе огромный потенциал и массу возможностей для принятия взвешенных решений в бизнесе и на уровне государственного управления. К сожалению, пока в условиях экономического кризиса подавляющее большинство компаний не готово к дополнительным затратам для сбора информации на будущее. Но в сфере рыболовного хозяйства, например, Держрыбагентство уже планирует внедрять опыт Норвегии по учёту промыслового вылова. Это вселяет надежду на эволюцию в подходах и в сфере рекреационной рыбалки.

О важных деталях для начинающего предпринимателя

А. Б.: Если есть идея, её нужно реализовывать. Причём реализовывать стоит в соответствии с философией бережливого стартапа (Lean Startup). И в первую очередь стремиться создавать ценность, а не искать инвестора. Верьте в себя, дерзайте, держитесь и не опускайте рук!

М. Б.: При этом ещё важно стараться сохранять баланс между работой и отдыхом. Не забывайте о восстановлении собственных сил. Лучшие идеи мне приходят на рыбалке. Как мы говорим в нашей команде: обеспечивая досуг на рыбалке, мы уменьшаем общемировой уровень стресса и делаем мир счастливее 🙂

Читайте также:

5 ігор, які можуть допомогти вам вдосконалити свої навички Data Science

Политическое расфрендживание

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Штучний інтелект змінить сферу туризму раз і назавжди