Видеоигры и большие деньги маленьких платежей

Вначале была игра. Игра была интересной или не очень, популярной или же позабытой сразу после поступления в продажу, прибыльной для разработчиков или кассовым провалом. Детали не имеют значения. Важно лишь то, что когда-то давно видеоигра была таким же товаром, как, скажем, батон. И решили разработчики, что это… плохо.

Почему они так решили? Потому что как нельзя продать батон во второй раз, так нельзя повторно продать и видеоигру. Более того, на пути больших денег встали своенравные игроки, требовавшие от разработчиков не просто написать десяток случайных строк кода, но и делать игру красивой, увлекательной, интересной, и вообще, желательно, сразу культовой.

Однако, кто ищет, тот всегда найдёт. К идеалистам-разработчикам постепенно присоединялись циничные маркетологи, которые потихоньку внушили им мысль, что игру, конечно же, нужно продавать. Но не всю, и не сразу. Тут можно “отпилить” часть изначально задуманных миссий и продать в виде дополнительных материалов, там – повторно продать фрагмент игры под видом второй части. А потом, когда в свет вышли первые крупные многопользовательские проекты, дело дошло и до внутриигровых платежей.

Всё на продажу

contentmicrotransact

В ходе игровой выставки для разработчиков GDC 2015, которая проходила со 2 по 6 марта в Сан-Франциско, США, всплыли весьма занятные факты. На сегодняшний день 21% разработчиков признают, что микротранзакции стали для них основным источником доходов. При этом, 41% разработчиков отмечают рост прибыли в 2014 году. 50% разработчиков выпустят свой текущий проект на смартфонах и планшетах, а 48% точно выпустят следующую игру на смартфонах и планшетах. О чём говорит эта статистика? О том, что внутриигровые покупки из причуды для фанатов превратились в многомиллиардную индустрию.

soti2015profits

Итак, что же такое микротранзакции в играх? Это возможность купить за реальные деньги какой-нибудь виртуальный игровой объект, который может облегчить прохождение уровня, сделать персонажа сильнее, а может и вовсе ни на что не влиять, а просто будет не таким, как у других игроков. Может показаться, что это абсурд – платить реальные деньги за, фактически, кусочек кода. В целом, так и есть. Но как это ни странно, рынок микротранзакций процветает.

Если же говорить о внутриигровых платежах более предметно, то с точки зрения права налицо то ли хитрое мошенничество, то ли намёк на сектанство, то ли изящная но эффективная финансовая пирамида. Судите сами. Любой современный игровой проект ААА-класса сегодня не выходит без сопровождения так называемых DLC – загружаемых дополнений, платного комплекта внутриигровых вещей, костюмчиков, цветовой гаммы для оружия и ещё много чего. И хорошо, если это просто необязательное дополнение. Но с каждым годом разработчики наглеют всё больше и начинают вырезать из игр материалы, которые должны были присутствовать в финальной версии, однако, на определённом этапе разработки их удалили. Например, хит Assassin’sCreed: Unity от французского разработчика Ubisoft требует от игроков вполне реальные деньги за покупку виртуального меча. Разработчики игры Wolfenstein: The New Order – шведская компания MachineGames – пошли дальше, и готовят к релизу дополнение, которое продлит сессию на 2 часа, изначально присутствовавшие в игре, а позже сокращённые.

…Просто бизнес

dkmicrotransactions

Впрочем, давайте оставим в покое однопользовательские игры, в которых подобные тенденции только набирают обороты, и посмотрим на рынок ММО-игр. Повсеместное явление там – игроки, которые выложив кругленькую сумму, получают существенные бонусы и прибавки к характеристикам. В итоге такие персонажи легко уничтожают игроков, пытающихся играть без финансовых вливаний, что давно порождает массу ожесточённых споров на форумах. Многие издатели онлайн-игр начинают с микроплатежей, которые не нарушают игровой баланс, предлагая платные костюмы или необычный цвет волос персонажей. Со временем безобидные микротранзакции эволюционируют, игроки получают возможность усиливать себя, покупать оригинальное оружие. Из-за этого рушится баланс и пропадает удовольствие от игры. Постепенно игроки делятся на две категории: богачи с проплаченными бонусами, и пользователи, не вложившие в игру ни гроша.

Формально всё совершенно честно. Никто не заставляет играть по таким правилам, никто не заставляет делать виртуальные покупки за реальные деньги. Однако, многие разработчики настолько виртуозно превращают бесплатный игровой процесс в форменное мучение, что люди или платят, или просто уходят. Не лучше ситуация обстоит и в мобильных играх: понадобился судебный иск, чтобы корпорация Apple согласилась вернуть пользователям деньги, которые случайно потратили в игре их дети. Даже «Корпорацию добра» пришлось укрощать Еврокомиссии, чтобы та в своих онлайн-магазинах перестала называть игры с микротранзакциями «бесплатными».

mjx1omb4i7zkygnlvzatdmo9d

Каждый день в Facebook и онлайн-магазинах появляются десятки новых «бесплатных» игр, которые цветастыми баннерами завлекают пользователей, предлагают «совершенно новый игровой опыт всего за $3,99» и просто-таки требуют «пригласить друзей». И пользователи платят – кто случайно и один раз, а кто совершенно добровольно, на постоянной основе. Индустрия, призванная дарить людям радость (или хотя бы помогать коротать время в очереди или пробке), извернулась и основательно запустила руки в карман пользователя. Хорошо это или плохо? Это только бизнес, которому, как обычно, не хватает этики. Однако, в целом будущее микротранзакций представляется как игрокам, так и профильным аналитикам совершенно безоблачным.

Читайте также:

Как выбрать CMS для интернет-магазина

Світова медіаіндустрія змінюється на очах – і цьому сприяють українські інженери

«Мы собрали киберспорт, стриминг, блогеров и даже ТВ» — Дмитрий Базилевич, о Digital FUN на iForum 2018

10 самых высокооплачиваемых работ гигономики — исследование Fit Small Business