Самые крупные несостоявшиеся сделки в мире ІТ

Если бы компании принимали абсолютно все предложения о продаже активов или стартапов, не факт, что у нас были бы Facebook, Google, Netflix и многие другие известные бренды. Небольшой список тех, кто в своё время отверг соблазнительное предложение о продаже — как напоминание, что не всегда стоит спешить с поиском нового собственника для своего стартапа.

Простой пример: Google стремительно пошёл в рост, и рыночная стоимость бизнеса приближается к отметке в полтриллиона. А ведь Сергей Брин и Ларри Пейдж спокойно могли продать компанию за каких-то $750 тыс. в самом начале. Хорошо, что они этого не сделали, правда? Равно как многие стартаперы 90-х ХХ века.

Полсотни миллионов за Netflix — ровно столько предлагали в компании Blockbuster. Покупатель планировал перейти с VHS на DVD, но не был готов рассматривать стриминг видео как способ заработка на любителях проката фильмов для домашнего или семейного просмотра. Что любопытно, в Netflix даже пару раз склонялись принять заманчивое предложение в периоды, когда стартап был убыточным. Но не сложилось. В 2011 сама компания Blockbuster была продана Dish Network за $320 млн. Рыночная стоимость Netflix на сегодняшний день — порядка $50 млрд.

Ветеран рынка поисковых движков, компания Excite в 1999 году пришла к Сергею Брину и Ларри Пейджу с предложением продать Google за $1 млн, а затем и вовсе за $750 тыс. Оба предложения сооснователи будущей «корпорации добра» отклонили. Сейчас рыночная стоимость Google — около $500 млрд.

Yahoo в 2002 году решила попытать счастья — и предложила $3 млрд всё тем же сооснователям Google. Но Брин и Пейдж хотели $5 млрд, и сделка не состоялась. Давайте вспомним, что мы в последнее время слышали хорошего о Yahoo? Что-то о приложении для новостей и погоды, да?

В 2006-м Facebook было всего 2 года «от роду», когда 22-летнему Цукербергу предложили $1 млрд от Yahoo. Наверняка Марк теперь не жалеет, что отказался.

И года не прошло, как надо снова отказываться: Facebook позже отклонил предложение с ценником в $15 млрд от Microsoft. Заманчивые обещания Стива Балмера не возымели никакого эффекта на Марка Цукерберга, у которого «в кармане» к тому моменту было полмиллиарда пользователей. Закончилось всё покупкой доли в 1,6% в компании Цукерберга за $240 млн при рыночной оценке бизнеса в $15 млрд.

Microsoft вообще отличалась ранее неуёмным желанием «купить что-нибудь»: к примеру, предлагала $44,6 млрд за Yahoo. С поисковиком до появления Bing у создателей «окон» не очень ладилось, вот и пришлось зимой 2008 года идти к топ-менеджменту Yahoo, но там покупателям были не очень рады и отклонили предложение. Думается мне, что покупка даже такого крупного бренда в мире тогдашних поисковиков не спасла бы положение (по крайней мере, уже десятая версия Windows показывает, что проблемы явно не в поисковом движке).

Марк Цукерберг, наученный опытом бесконечных предложений, сам решил поиграть на этом поле — и в своё время хотел купить Twitter за $500 млн. Сервис микроблогов предложение отклонил.

Snapchat тоже получил предложение $3 млрд от Facebook — и это одна из самых свежих несостоявшихся сделок на этом рынке. Довольно высокая цена за сервис, который неоднократно обвиняли в секситинге (отправке графических сообщений с текстом с ярко выраженным сексуальным подтекстом). Но Эван Шпигель, глава стартапа, отказался от выгодной сделки — а теперь, когда его проект оценивают в $15 млрд, это решение не выглядит таким уж глупым.

Урок всех этих историй предельно прост: не спешите продавать даже тогда, когда в принципе кажется, что «больше уже никто не заплатит». Заплатят. Даже с радостью будут гоняться за вами, если ваш продукт действительно достоин внимания пользователей. И тогда уже не вам, а вы сами будете назначать цену.

По материалам: techcrunch.com