Павел Дуров вновь напомнил СМИ о себе. В этот раз интервью с ним (немногим отличающееся от предыдущих медиа-появлений российского легендарного разработчика и менеджера) опубликовало интернет-издание Mashable. Вопрос «зачем?» повис в интернет-пространстве.
В «разборе полётов» между медийщиками, маркетологами и бывшими сотрудниками российской крупнейшей соцсети все сошлись на том, что Павел пытается напомнить о себе, а «всё что не некролог — то пиар», как говорится. Честно — мне сложно судить, насколько появления Дурова в англоязычной прессе способствуют росту популярности Telegram среди потенциальной аудитории (среди нескольких десятков моих друзей нет никого, кто пользовался бы этим мессенджером; среди пары сотен знакомых — возможно, найдутся один-два человека). Куда важнее другое.
«Фактор Дурова» до сих пор может (и продолжает) тревожить русскоязычное медийное пространство. Пусть он теперь уже не пишет о «ВКонтакте», не постит мотивирующих картинок на тему «зачем надо остаться в России» (мы тут недавно выяснили, что объективно — незачем в ней оставаться). Павел Дуров уехал из России, но она, Россия-матушка, никак не хочет его отпустить — то пустит слух, что Дуров вернулся (стоило только заметить его в Питере за подписанием бумаг о передаче серверов); то разовьёт целый тренд в соцсетях о том, «зачем он это делает», рассказывая истории о том, как его выжили из собственной компании. Одним словом, российская интернет-тусовка и сопричастные кормят свою аудиторию и своё медийное пространство Павлом Валерьевичем как только могут.
Сам Дуров по-прежнему интересен иностранному рынку как «русский аналог Цукерберга»: никто не знает толком, что он «за фрукт такой», но интересно, как он сумел построить «русский Фейсбук», и потому даже одинаковость его тезисов англоязычную тематическую прессу не пугает. А в пост-советской интернет-среде — даёт пищу для появления колонок и обсуждений вроде того, что было сегодня на страницах Siliconrus.
Интерес к новым разработкам Дурова и его команды за океаном носит сугубо практический характер. Его новый продукт — защищённый сервис для отправки-получения мгновенных сообщений, а этот тип продукта весьма интересен западным пользователям. Мессенджеры с защитой и анонимностью наподобие Telegram даже попадали в музыкальные клипы (вот один из них фигурирует в кадрах совместной видеоработы двух поп-звёзд — Игги Азалии и Риты Ора — начиная с 3 минуты 26 секунды):
Павел Дуров клипы не снимает, а разбрасывать деньги из окон офиса, чтобы напомнить СМИ о себе, — уже слишком избитая тема. Что любят потребители за рубежом? Истории провалов и «выживания в непростой среде». Именно их он сейчас и рассказывает. Другой вопрос — насколько удачно у него это получается. Впрочем, пользовательская база Telegram понемногу растёт, значит, продвижение идёт в нужном направлении. А остальное — просто повод для сплетен и бесконечных дискуссий в Facebook. От них Дурову уж точно ни холодно, ни жарко.